СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему :Что такое экономика? 6 класс,обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путем соединения двух слов: “эйкос” - хозяйство и “номос” - закон, т.е. “экономика” в буквальном переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства” или “умение вести домашнее хозяйство”.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :Что такое экономика? 6 класс,обществознание»

Конспект урока на тему :Что такое экономика?

6 класс

Тип  урока: урок получения новых знаний.

Цели урока: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.

Задачи урока:

-  обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;

-  рассмотреть главные задачи экономики

Основные  понятия и термины: экономика, производство, производитель, потребности, блага, потребитель

Дидактические  цели:

Образовательные:

- продолжить формирование умения учащихся работать с текстом;

- формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений.

Воспитательные:

- воспитание экономической  культуры;

-формировать умение работать в парах;

Развивающие:

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать способность к проблемному мышлению.

План урока:

1.Роль экономики в обществе

2.Какую роль экономика играет в жизни людей.

3.Что такое производство?

4.Что необходимо для организации производства?

Ход урока.

1.Организационный

2. Новый материал.

Вставьте пропущенное слово (схема на доске)

Сферы жизни общества: политическая социальная духовная ?







Дайте характеристику сфер жизни общества?











К экономической сфере относятся производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними.  Благодаря этой сфере происходит удовлетворение потребностей человека и общества в материальных благах: питании, одежде, жилище и т.д.

 

Формулировка цели урока

Задание: Попытаться дать определение слову «экономика»

В переводе с греческого «эко» означает хозяйство, «ном» - закон. Таким образом, экономика – это законы ведения хозяйства. Хозяйство может быть домашним, может принадлежать какой-либо фирме или целому государству.

Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путем соединения двух слов: “эйкос” - хозяйство и “номос” - закон, т.е. “экономика” в буквальном переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства” или “умение вести домашнее хозяйство”.

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен. Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом – экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее хозяйство еще остается, но основные средства существования людей создаются, производятся не дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях, одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в готовом виде. А вот название “экономика” осталось. Сейчас под экономикой понимают хозяйство в самом широком смысле этого слова. И домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и хозяйство города, даже целого государства – все это экономика. Экономика включает производство, строительство, транспорт, торговлю, обслуживание населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь покупать товары приходится за деньги.

Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо удовлетворение его разнообразных потребностей: физиологических (пища, отдых, движение и т.д.), в безопасности (жилище,  материальный достаток), общении, уважении.

Люди не могут удовлетворить все потребности, поскольку не располагают нужным количеством благ, выступающих средством обеспечения потребностей.

С хозяйством, как хорошо известно, связаны большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы, ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям нужно брать на себя груз этих забот, заниматься хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может получиться. человек нужны определенные условия и среда существования, без которых невозможна сама жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и условия создает природа, окружающая нас естественная среда. Она дарит нам воздух, свет, тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств, жизненных благ, которые он получает от природы. Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все человечество не накормишь и в шкуры диких зверей всех людей не оденешь. В пещерах стало жить неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру. На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле лучше, удобней и безопасней. Греться можно у костра, но не будешь же все время разводить костер?

Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. людям нужна пища, одежда, жилье и т.д., чего не может им дать в нужном виде и в достаточном количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые непрерывно возрастают количественно, становятся разнообразнее, способна удовлетворить только экономика, хозяйственная деятельность. Таким образом, экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизни людей. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную “пирамиду потребностей”, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

Блага:

а) блага природы – земля, полезные ископаемые, лес, реки, моря и т.д.;

б) экономические блага – результаты деятельности людей (товары и услуги)

Экономика направлена на создание этих благ.

ответить на вопросы:

а) какие ресурсы используются в экономике? Их особенность?

б) кто может быть организатором производства?

Услуга – действие приносящие пользу, помощь другим; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Принято выделять три главных вопроса экономики

Что производить?  Поскольку невозможно произвести все, что способно удовлетворить потребности людей, то предпочтение отдается выпуску определенных товаров и услуг, причем в таких количествах, которые позволяют ограниченные ресурсы (природные, денежные).

Как производить?  Люди отдают предпочтение определенной технологии (способам) создания тех благ, которые были выбраны при ответе на первый вопрос.

Например, семья может организовать индивидуальный пошив одежды, швейная фабрика – массовое производство  одежды.

Предприятие может использовать новейшие технологии, но для этого необходимы большие затраты.

Для кого производить?

Организуя производство, производители должны быть уверены, что товары и услуги, произведенные ими будут востребованы. Поэтому они должны знать, кто будет их основным потребителем.

(Кто такие производители? Чем они занимаются?

Кто такие потребители? Могут ли они существовать раздельно? Своё мнение обоснуйте?

Потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, обутый и одетый человек захочет:

  • Удовлетворить свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилье.

  • Появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом и др.

Наши потребности всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг – редкие, или ограниченные – мы не можем получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято называть экономическими, т.е. товары и услуги объем которых:

  • Недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере.

  • Может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т.е. тех элементов производственного процесса без которых он невозможен.

  • Приходится тем или иным способом распределять.

Есть блага и другого типа: например, воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много (река, озеро).

Они называются свободными или даровыми или неэкономическими, т.е. это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических благ или услуг очень просто: экономические – платные, неэкономические – бесплатные.

Работа с учебником :выписать выделенные жирным шрифтом   понятия

  • экономика

  • потребности

  • производство

3. Закрепление.

Задание :заполнить последние две колонки самостоятельно.

Жизненное событие

Экономические процессы, связанные с ситуацией

Экономические объекты, с которыми связаны данные процессы

1.

2.

3.

Поездка в школу

Завтрак в школе

Домашний обед

Денежная оплата стоимости проезда

Приобретение завтрака, его купля-продажа

Труд по приготовлению пищи

Транспортные средства, автобус, метро

Школьный буфет, касса

Средства приготовления пищи

прокомментировать выражение “Бесплатный сыр только в мышеловке”. Обсудить, является ли бесплатным благом – освещение улиц.

4. Домашнее задание. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!