Тема: Чтение текста со звуком ц «Курица и лисица»
Тип урока: тип комплексного применения знаний и умений.
Цель: Cоздать условия для формирования читательской грамотности обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи: Обучающиеся получат возможность совершенствовать навык выразительного чтения на основе упражнений в чтении текста рассказа; научатся давать элементарную оценку прочитанного на основе составления ответов на вопросы к тексту.
Коррекция эмоционально-волевой сферы; развитие логическое мышление обучающихся на основе работы со скороговоркой.3
Воспитывать чувство сопереживания, быть соучастными чужим проблемам.
Личностные: осознание себя как ученика, самостоятельность в выполнении учебных заданий. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Познавательные: работать с несложной по структуре и содержанию информации.
Оборудование: Интерактивная доска, колонки, презентация, учебник, макет солнышка, фигурки птиц, птичий двор, пластилин.
Ход
1) Организационный этап.
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть Вас
С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень
На уроках не зевать, а работать и читать.
Ребята, какая сегодня погода? Солнечно или нет? (Зимнее солнце светит, но не греет).
-Что это? (на доске солнце без лучей)
-Что ему не хватает? (лучиков).
Если мы с вами выполним все задания, поставим все лучики, то и погода может улучшится, и нам с вами станет теплее.
- Но для этого нужно быть какими? (внимательными, еще.., старательными, послушными и т.д.)
И нужно подготовить артикуляционный аппарат к четкому правильному произношению.
2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Слайд №1 Бегают две курицы прямо на улице. Послушайте внимательно (Читает учитель)
-Что я прочитала (скороговорка)
-Почему, докажи, я думаю, что это пословица.
-Прочитаем эту скороговорку медленно шёпотом.
-Теперь медленно, но с голосом. Вместе.
-Быстрее читаем 3.4 раза
-Что мы прочитали? (Мы прочитали скороговорку)
-Скороговорка чему нас учит? (Быстро и четко проговаривать все звуки).
Что бы мы читали текст выразительно. У нас наступает минутка выразительности
Вспомним какие знаки препинания мы знаем
Точка- картинка. О чем говорит точка (остановка-голосок идет вниз),
!- что это знак? (восклицательный знак). О чем говорит этот знак (говорить надо громко)
Он какой бывает (сердитый или веселый, тоже остановка).
?- вопросительный знак ( он всегда спрашивает)
,- а этот (запятая) Маленькая остановка.
При чтении соблюдаем знаки препинания.
Слайд №2 Вот наши знаки препинания. Я вам прочитаю сейчас предложение. Вы должны подумать и поставить в конце предложения тот знак препинания, который просит мой голосок.
У курицы цыплята- читает учитель спокойно. (точка)
Докажите почему (как я сказала?- спокойно голосок идет вниз).
Поставили точку. И прочитай это предложение так ка этого требует тока.
Вместе прочитали.
Опять нет знака препинания, Послушайте У курицы цыплята?
Получилась у нас минутка выразительности. Мы можем прикрепить к нашему солнышку первый лучик.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Ребята, сегодня тема нашего урока: чтение рассказа с буквой с буквой Ц
Как вы думаете какая цель урока, чему на уроке мы будем учиться (читать предложения, текст с буквой ц как? Как читать? (выразительно, соблюдая знаки препинания). А зачем нам вообще это умение, где это может пригодиться во взрослой жизни? (ответы детей).
Для этого нужно знать все буквы. Сейчас мы это и проверим.
4) Первичное закрепление
Отгадайте мою загадку. С показом
Букву П перевернули
Справа хвостик пристегнули
Завернули на конце
Получилась буква Ц
Произнесли быстро тс. (Ц). Каждый.
Какая она, дайте характеристику данному звуку. (согласный, глухой, всегда твердый.)
Проверим как хорошо мы можем слышать этот новый звук. Я буду называть слова, если в их названии есть новый звук хлопните в ладоши (овца, яйцо, цыпленок, курица, шапка, лисица ручка, кольцо).
Были ли трудности, все ли получилось.
Я думаю нашему солнышку мы можем прикрепить еще один лучик.
Сколько уже лучиков у нашего солнышка (2).
Чтоб появился третий лучик, скажите мне, какое задание вы выполняли дома? (читали слова и составляли предложение по картинке)
Отройте учебник на стр. 119 читаем. Первый читает Кирилл. Все следим, я остановлю, спрошу другого.
Как считаешь хорошо прочитала, были ошибки. Какую оценку себе поставишь почему доказывай.
Добавим нашему солнышку еще один лучик.
Физ. Минутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер, выше, выше, выше
Деревцо все ниже, ниже, ниже
Сели ровно, спинки выпрямили, ушки слушают.
Сегодня мы познакомимся с новым текстом. А чтобы узнать, как он называется, вы должны прочитать только те буквы, которые написаны синим цветом
Кауодрсивыцва
И
Лмиысваиыцпа
Курица и лисица.
В этом тексте нам встретятся такие слова:
Лисица, цыплята, индюк, курица.
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый краса! - А зовут ее…
Саша прочитай Ли-си-ца. (целым словом с ударением).
Лисица – одно из самых красивых хищных животных. У нее изящное удлиненное тело, стройные ноги, длинный пушистый хвост. Голова с заостренной мордой и большими стоячими ушами.
Ку-ри-ца-один самых распространенных видов домашней птицы. Наряд обычной курицы скромен. На голове красный гребешок, под клювом «сережки». Большие когтистые лапы приспособлены разрывать землю в поисках пищи. Самец курицы называется петухом, птенец – цыпленком.
Цип-ля-та- читаю я, Кирилл, с ударением, хором.
Ин-дюк-самая крупная из домашних птиц. У нее большое тело, длинные шея и ноги.
Курица, цыплёнок, индюк, петух, утка, гусь- назовите одним словом (домашние птицы)
Все эти домашние птицы жили во дворе, такой двор называется птичьим. Что такое птичий двор? (участок земли, огороженный забором, в котором живут и гуляют домашние птицы).
Подойдите и посмотрите, как выглядит птичий двор.
Гимнастика для глаз.
Снимите очки, шея крепко держится.
Мы летаем высоко
Мы летаем низко
Мы летаем далеко
Мы летаем близко.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Сели правильно, приготовились слушать внимательно. После прочтения Вы должны ответить на вопрос: Куда повела курица цыплят?
Беседа по содержанию прочитанного
-Куда повела курица цыплят? (гулять)
-Где жила курица с цыплятами? (во дворе).
Давайте прочитаем рассказ еще раз по цепочке по 1 предложению и узнаем
кто еще жил во дворе? (гусь, индюк, утка, петух).
8 Работа с иллюстрацией.
-Кто нарисован на иллюстрации?
-Где спряталась лисица?
-Кто увидел лисицу?
-Кого они предупредили?
Зачитайте это предложение.
-Какая опасность возникла на прогулке? (там лиса).,
Зачитайте.
- Ну и что, в чем опасность докажите. (лисица любит полакомиться курочкой, а это угрожает жизни и здоровью курице и ее детям).
-Что должна делать курица, когда угрожает опасность ее детям? (Беречь и защищать своих цыплят).
-Давайте прочитаем вторую часть так как будто ей угрожает опасность, и мы хотим ее предупредить. Лисица близко что значит (рядом)
-Подумайте, чем могла бы закончиться эта история, если бы птицы не предупредили курицу?
-А нашей реальной жизни, нам людям может угрожать опасность?
-И чтоб не попасть в неприятности мы на прогулке должны быть какими? (внимательными, осторожными, наблюдательными, соблюдать правила поведения).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание прочитать выразительно рассказ и нарисовать одного героя.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что мы прочитали? Рассказ или сказку (рассказ). Почему докажите... (нет волшебства).
Какой рассказ мы читали? Как он называется? (Курица и лисица)
-Поднимите руку те, кому было интересно на уроке?
Что тебе понравилось?
-Что нового узнали на уроке
-Какие задания были более интересные?
Испытывали ли вы затруднения при чтении?
Мы хорошо справлялись с заданиями и нашему солнышку можно прикрепить еще один последний лучик.
Вот мы расцветили наше солнышко лучками и стало немного светлее и теплее правда?
У Вас на столах лежат фишки зеленого и желтого цвета. Оцените свою работу выбрав нужную фишку. Желтая –означает я работал отлично, все задания выполнил, Зеленая –работал хорошо, испытывал трудности, не все получилось.