Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Фирма, теория производства. Урок 1 Бухгалтерские экономические издержки и прибыль. Часть 1 |
Экономика 10 класс (профильный уровень) |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект
Цель: выяснить, каким образом фирмы решают вопросы прибыльности производства.
Задачи:
выяснить основные направления деловой политики фирмы, её цели;
формировать умения вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль;
формировать умения обосновывать сделанные выводы, анализировать издержки фирмы; решать задачи, находить значения издержек, прибыли
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока: Бухгалтерские экономические издержки и прибыль(запись темы урока в тетрадь).
Слайд 2. План:
Фирма в экономической теории.
Издержки.
Издержки по характеру затрат
Издержки по виду используемых ресурсов
Слайд 3. 1.Фирма в экономической теории.
Слово «фирма» появилось в русском языке в начале XIXв.(заимствовано из немецкого).
начальное значение - торговое или промышленное предприятие, под маркой которого продаются или выпускаются товары или оказываются услуги
в конце XIXв. - прикрытие, предлог для чего-либо, например, действовать под фирмой благотворительности
значение связанное с итальянским словом firma - подпись
С лайд 4. В современной русскоязычной экономической лексике понятие используется в двух значениях.
наименование подлежит правовой регистрации в торговом реестре
фирма как фирменное наименование юридического лица, индивидуализирует его в гражданском обороте
фирма как фирменное наименование является объектом промышленной собственности.
Слайд 5. Деловая политика предприятия/компании – решение маркетинговых, технологических, правовых и иных вопросов:
какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать
на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на
рынке
какие материалы приобретать и как их использовать
как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы
каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства
Проанализируйте составляющие деловой политики предприятия, сформулируйте предельно коротко цели компании. (ответы учащихся).
Обобщение: предприятия/фирмы ищут ответы на три основных вопроса экономики: Что, как, для кого?
Слайд 6. Вспомните определение предпринимательства, проанализируйте перечисленные цели фирмы, определите, какая из них является основной?
завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара
добиться более высокого качества своего товара
занять в отрасли лидирующее положение в области технологии
добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и
финансовых ресурсов
повысить прибыльность своих операций
добиться максимально возможного уровня занятости (ответы учащихся).
Обобщение учителя: основная цель фирмы – повысить прибыльность своих операций.
Слайд 7. Познакомьтесь с данными диаграммы и сделайте все возможные выводы?
Слайд 8. 2. Издержки и прибыль.
Главной целью любого предпринимателя, любой коммерческой фирмы является получение прибыли. На первый взгляд, подсчитать прибыль несложно: вы продали товар или оказали услугу, получили определенную сумму денег, которую называют выручка (может быть дневная, месячная и т.д.), затем, вычли расходы, связанные с производством и продажей товара или оказания услуги – и разница и есть ваша прибыль.
Слайд 9. Комментарии к таблице.
Прибыль | Издержки |
Экономическая Бухгалтерская Нормальная Чистая Номинальная Реальная | Постоянные и переменные Внутренние и внешние Средние Предельные |
Слайд 10. 2.1. Издержки по характеру затрат.
Издержки производства – это те затраты, которые несёт фирма на оплату факторов производства, выплаты их собственникам.
Классификация издержек проводится по разным критериям. Познакомимся с основными.
Слайд 11. По характеру затрат принято выделять внешние (или бухгалтерские) и внутренние (или альтернативные) издержки. Комментарии к схеме.
Внешние издержки ещё называют явными, т.е., их трудно не заметить. Это оплата тех факторов производства, которые не принадлежат фирме: покупка оборудования, сырья, зарплата наёмных работников, платежи за арендуемые помещения, поставку электроэнергии и тому подобное.
Слайд 12. Внешние(явные) издержки:
Что из перечисленного может принадлежать самому владельцу фирмы?
Слайд 13. Рассмотрим другой вариант:
Здание фирмы – собственность владельца, сам глава фирмы занимается управлением, организацией производства и сбыта продукции, не пользуясь услугами наемных менеджеров и маркетологов. Какие издержки отпадают? (ответы учащихся)
Продолжим рассуждения. Владелец фирмы не берет кредитов, вкладывает личные сбережения в развитие бизнеса – отпадают издержки по кредиту.
Как вы считаете, издержки снизились? (Ответы учащихся).
Обобщение: с точки зрения бухгалтера издержки снижаются, с т.зр. экономиста и самого владельца фирмы – ситуация неоднозначна.
Слайд 14. Использование анимации.
Вспомним про альтернативную стоимость. (ответы учащихся).
Альтернативная стоимость - наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта
Подумайте, каким другим способом предприниматель может использовать имеющиеся у него факторы производства (помещение, личные средства, занятие предпринимательской деятельностью и т.д.)?
Обобщение ответов учащихся. Варианты могут быть следующие:
Альтернативные способы получения дохода |
Организация производства в собственном помещении | Сдача помещений в аренду другим фирмам |
Занятие предпринимательством | Работа в качестве управляющего (специалиста) |
Инвестиции личных средств в бизнес | Вложение денег в ценные бумаги, драгметаллы, размещение на депозите |
Слайд 15. Доход, который могла бы получить фирма, используя принадлежащие ей факторы производства альтернативным способом, – это внутренние издержки.
Во внутренние издержки включается нормальная прибыль.
Нормальная прибыль – уровень прибыли, при котором для владельца его предпринимательская деятельность сохраняет привлекательность.
Величина нормальной прибыли - субъективна. Как правило, её сравнивают с доходом, который можно было бы получить при самом простом способе использования ресурсов.
Слайд 16. Внешние издержки называют также бухгалтерскими, т. к. они легко поддаются бухгалтерскому учёту и учитываются при подсчёте бухгалтерской прибыли: доходы от продажи продукции минус явные издержки.
Слайд 17. Чтобы владелец фирмы мог оценить целесообразность предпринимательства или лучше выбрать альтернативный способ использования имеющихся у него факторов производства, необходимо подсчитать экономическую прибыль.
Экономическая прибыль – разница между доходами и экономическими издержками( т.е. внешними и внутренними в совокупности).
Слайд 18. 2.2. издержки по виду используемых ресурсов
В зависимости от вида используемых ресурсов выделяют постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки практически не меняются в краткосрочном периоде, например, в течение года.
Слайд 19. К постоянным издержкам относятся:
аренда помещения
амортизационные отчисления
уплата банковских процентов по кредиту
расходы на научные исследования (НПО)
оплата труда управленцев
оплата рекламы
Амортизация – постепенный износ оборудования, его физическое и моральное устаревание.
Слайд 20. Переменные издержки находятся в прямой зависимости от объёма производства.
Переменные издержки:
покупка сырья
оплата электроэнергии
оплата труда работников, получающих сдельную зарплату
транспортные расходы
Почему для предпринимателя важно видеть различие между постоянными и переменными издержками? (Обсуждение вопроса).
Обобщение учителя: понимание различия между постоянными и переменными издержками позволяет найти способы их уменьшения. Постоянные издержки сложно уменьшить, переменные можно подкорректировать.
Подумайте, каким образом можно снизить переменные издержки? (ответы учащихся).
Слайд 21. Способы снижения переменных издержек:
энергосберегающие технологии;
совершенствование системы стимулирования работников к более эффективному труду;
внедрить новых форм организации производства.
3.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся
4. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 22.
§ 6.1. кн.1. (С.И.Иванов)
§ 21, 22. И.В. Липсиц