СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал к уроку географии. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.»

Тема: Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.

Цель: Образовательная: расширить знания о болотах, искусственных водоемах, ставках, водохранилищах и каналах, их образовании и распространении; рассказать о самых больших болотах мира, научиться находить их по карте; сформировать новые понятия и термины «болото», «искусственные водоемы»;

Развивающая: создать условия для развития умения делать описание географических объектов по плану;

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры.

Оборудование: физическая карта, атлас, контурная карта, учебник, схемы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организация урока.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний

Иногда на месте озера может образоваться болото. Болотам принадлежит важная роль в природе: они увлажняют воздух, являются местом обитания для многих видов животных и местом произрастания ценных видов растений. Болота используются человеком: из них добывают торф, здесь собирают ягоды и лекарственные растения. Поэтому на сегодняшнем уроке мы рассмотрим процесс образования болот.

  1. Изучение нового материала

Работа со словарем. Болото - это избыточно увлажненные участки суши, заросшие

влаголюбивыми растениями со слоем торфа не менее 30 см.

Болото - Это чрезмерно увлажненная участки земной поверхности. Вода в нем не течет, а застаивается. На болоте растут влаголюбивые растения. В нем образуется торф - толща полуразложившихся останков растений.

Болота возникают при зарастании озер. Сначала на дне озера оседают песок, глина, ил, принесенные реками и ручьями. Накапливаясь на дне, они постепенно заполняют озерные котловины. Озеро мелеет и его размеры уменьшаются. На отмелях вырастают тростник, рогоз, осока. Впоследствии растения распространяются почти на все озеро. Когда они отмирают, их остатки откладываются на дне. Со временем они накапливаются, уплотняются и превращаются в торф. Так на месте озера появляется болото (рис.).

Другой путь образования болота - переувлажнение суши при неглубоком залегании грунтовых вод.

Болота занимают около 5% всего суши. Они распространены почти повсеместно.  Более заболоченный сушу Северного полушария. Больше болот в районах с избыточным увлажнением и многолетней мерзлотой, которая служит водоупорных слоем. Много болот в лесах умеренного и экваториального поясов. Наибольшие по площади болота расположены Западной Сибири.

Типы болот. По характеру питания болота подразделяют на верховые и низинные.

Верховые болота получают влагу сверху - из атмосферных осадков. Обычно они расположены наверху - на возвышенных местах (водоразделах), поэтому их и называют верховыми. На таких болотах растут мох, пушица, клюква. Мох быстрее нарастает в центральной части болота, чем на краях. Поэтому оно имеет выпуклую форму.

Низинные болота увлажняется преимущественно снизу - грунтовыми водами, а также за счет поверхностного стока. Они располагаются в понижениях рельефа или на месте бывших озер. Их поверхность вогнутая или плоская. Грунтовые воды относительно богатые минеральными солями, поэтому на таких болотах растет разнообразнее растительность: мох, осока, камыш, хвощ. Случаются даже деревья: береза и ольха.

Использование болот. Издревле болота считались символом зла и в прямом, и в переносном. Занимая большие площади, они мешают использовать земли в хозяйстве. Однако в природе от них большая польза. Болота накапливают влагу и тем поддерживают уровень воды в озерах, прудах и колодцах. Болота - сложные природные лаборатории, природные фильтры. Из болот с мутной жидкостью вода вытекает чистой и дает начало ручьям и рекам. Болота уменьшают засухи в прилегающей местности. Они являются раем для своеобразных болотных растений и животных. Там растут ягодные и лекарственные растения, живут ценные пушные звери - бобры, ондатры, нутрии, гнездятся сотни видов птиц. В болотах образуется ценная полезна ископаемое - торф, которая имеет широкое применение. Первое, его используют как топливо. Путем химической переработки торфа производят удобрения, красители, целлюлозу и даже лекарства.

Длительное время люди пытались осушать болота. Однако это нередко приводит к негативным последствиям: снижается уровень грунтовых вод, возникают пыльные бури, исчезают болотные растения и животные, перестает образовываться торф. Поэтому осушения болот и использования под посевы сельскохозяйственных культа не всегда оправдано.

 Работа с картой. Определить места заболоченности на Земле. Объяснить такое расположение.

Искусственные реки и водоемы.

Реки и озера размещаются на Земле неравномерно, в не всегда в удобных для использования местах. Поэтому люди с давних времен создают искусственные водоемы - каналы, водохранилища, пруды.

Каналы - Искусственные реки -  люди умели создавать еще до нашей эры. В древних Египте и Китае их строили для орошения полей. Каналы называют рукотворными реками, так как их русло создает человек. Делает он это для того, чтобы речные воды потекли в нужном направлении в нужные места. Есть каналы оросительные, направлены в засушливые районы. Водой, которую они доставляют, орошают поля. В районах, где воды много и поверхность заболочена, строят осушительныеканалы. Чтобы создать новые более удобные водные пути создаютсудоходныеканалы, соединив несколько рек или озер. Большое значение имеют судоходные каналы, сокращающие морской путь. Так, Суэцкий канал длиной 160 км соединяет Средиземное море с Красным и позволяет сократить путь из Европы в Азию на 10 тыс. км по сравнению с путем вокруг Африки. Так же Панамский канал соединил Атлантический и Тихий океаны, разделенные узкой полоской суши между Северной и Южной Америкой.

Водохранилища - Это большие искусственные водоемы, созданные для накопления и хранения воды. Обычно их создают на реках. Для этого долину реки перегораживают плотиной. Перед плотиной вода накапливается, заливает большие площади земель и образует водохранилище. Во время разлива рек водохранилища принимают избыток воды, а затем течение года равномерно вода из них расходуется на нужды населения и промышленности, орошения полей. Крупнейшее водохранилище в мире - Братское - Длиной 500 км и глубиной 100 мсозданное на реке Ангаре в России. Крупнейшее водохранилище в Украине - Кременчугское - Длиной 150 км глубиной 28 м построено на Днепре.

Создание водохранилищ имеет большое значение для регулирования стока рек и предубеждение наводнений. С их помощью на ГЭС получают электроэнергию. Берега водохранилищ является прекрасными местами отдыха. Однако водохранилища осуществляют и негативное влияние на природу и условия жизни людей. Они затапливают большие площади сельскохозяйственных угодий, повышают уровень грунтовых вод, что приводит к заболачивание земель. Поэтому прежде, чем создавать водохранилища необходимо тщательно изучить возможные последствия.

Ставки - Это маленькие водохранилища (длиной не более 1,5 км). Их создают в руслах ручьев, балках или специально вырытых углублениях. Вода из них идет на орошение полей и садов. В прудах разводят рыбу и водоплавающих птиц. Создаются ставки и в парках и зонах отдыха для украшения пейзажа.

«Займи позицию». Назовите позитивные и негативные последствия создания водохранилищ. Заполните таблицу

  1. Закрепление знаний.

1. Как образуются болота? В каких районах земного шара они распространении?

2. Как разделяют болота по характеру питания и растительности?

3. Какая польза от болот? Нужно ли их повсеместно осушать?

4. Какие искусственные водоемы создает человек? Какие из них есть в вашей местности?

5. Чем канал отличается от реки? Как каналы служат людям?

6. Почему болото называют "кладовой Солнца"? Что Солнце туда "накопила"?

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание: проработать параграф



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!