Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Звучит нестареющий Моцарт!» Увертюра к симфонии № 40
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В концертном зале»
Тема: «Звучит нестареющий Моцарт!» Увертюра к симфонии № 40
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: Урок - игра
Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: Познакомиться с жизнью и музыкальным наследием В.А.Моцарта
Задачи урока:
Обучающие: формирование у обучающихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий.
Развивающие: развитие ассоциативно-образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса.
Воспитывающие: воспитание музыкально-эстетического вкуса, воспитание доброты, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу.
Ход урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Учитель: И вновь я приглашаю вас в концертный зал. Занавес закрыт. И чтобы открыть его, нам надо ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Что такое оркестр? Оркестр – большой коллектив музыкантов-инструменталистов
2. Какие виды оркестров вы знаете? (народных инструментов, духовой, симфонический)
3. Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? (С.С.Прокофьев)
4. С какой целью С.Прокофьев написал симфоническую сказку «Петя и волк»? (познакомить детей с инструментами симфонического оркестра)
5. Как называется произведение М.П.Мусоргского, написанное им после посещения выставки В.Гартмана? (сюита «Картинки с выставки»)
6. Что такое сюита? (Сюита – это произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему)
7. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского? (10)
8. Какие из частей сюиты запомнились вам?
Учитель: Отлично! Вы справились с заданиями, и я открываю занавес!
Сегодня нас ждет удивительная встреча с австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом!
Учитель: Открываем стр. 98 учебника и давайте назовем тему нашего урока
Ответы детей
2. Открытие новых знаний.
В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.
Имя этого "маленького чародея" было Вольфганг Моцарт. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье придворного композитора и органиста Леопольда Моцарта. Вольфганг был самым младшим ребенком. Живой, веселый, с добрым сердцем, мальчик был общим любимцем.
Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий. Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.
Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Особый успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.
В возрасте 14 лет Моцарт блестяще выдерживает испытание и получает почётный диплом члена Болонской музыкальной академии. Такой чести удостаивались очень немногие опытные композиторы.
К этому времени Моцарт - уже автор нескольких десятков сочинений, многие из которых изданы и широко известны в разных странах. Кончилось детство, Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта. В возрасте 34 лет, Моцарт умирает.
Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.
3. Слушание. 1 часть симфонии № 40
Учитель:
- Какой оркестр звучал? (симфонический)
- Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ.
Т.К. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.
- Какие инструменты услышали?
- Какое настроение в музыке услышали?
(Ответы детей)
Учитель: Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром? (ДИРИЖЕР)
- А для чего необходим дирижер? Дирижер только с помощью рук передает (настроение, характер, громкость, темп).
4. Физкультминутка.
«Потрудились – отдохнём»
Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).
Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).
А теперь попрыгаем. (Прыжки).
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель: Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.
Слушание «Рондо в турецком стиле»
Учитель:
- Как звучала музыка?
- На каком инструменте исполнялась музыка?
- Какие чувства вызывает музыка?
5. Вокальная работа.
Разучивание песни «Колыбельная». Б. Флис — В.- А. Моцарт, русский текст
С. Свириденко.
6. Подведение итогов урока.
Учитель:
- С жизнью и творчеством какого композитора мы познакомились?
- С какими музыкальными произведениями познакомились?
- Какие новые термины узнали? (партия, симфония, партитура, рондо)
7. Домашнее задание.
уметь кратно рассказать о композиторе и назвать несколько сочинений.
Рефлексия
Прием «Два смайлика»
-Довольны ли вы своими ответами?
-Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?
-Какое у вас сейчас настроение?
Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока – веселым, или грустным.
Учитель: Молодцы, ребята!
(выставление оценок)
Спасибо за урок!