СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 6 классе «Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок—опера»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 6 классе «Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок—опера»»

6 класс
МУЗЫКА
Урок №32

Тема: Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера.

Тип: урок изучения нового материала.

Цель: усвоение новых музыкальных терминов; знакомство с произведениями Р.Роджерс «Звуки музыки», А.Рыбников «Юнона и Авось»; формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными произведениями.

Задачи:

Образовательная: изучить новые музыкальные термины «мюзикл» и «рок-опера».

Развивающая: развивать музыкальный слух, память и умение использовать музыкальную терминологию.

Воспитательная: воспитывать любовь к музыке и музыкальным произведениям.

Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

– Добрый день, ребята! Садитесь. Какое у вас настроение?

Выслушиваю ответы учеников.

– Если настроение хорошее, значит, и урок должен пройти отлично!

– Кто сегодня дежурный по классу?
Далее виду диалог с дежурным по классу:
– Кто сегодня отсутствует на уроке?

II. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

– Ребята, я предлагаю вам решить загадку.

Учитель читает загадку:

В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут?

(Ответ: опера.)

– А что же такое опера? (Ответ: Опера – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.)

– Что общего опера имеет с балетом?

(Примерные ответы учащихся:

1. В основе оперы и балета лежит сюжет, который участники в разных вариациях показывают на сцене.
2. 
Опера и балет не могут существовать без музыкального сопровождения.
3. Для постановки 
оперы и балета на сцене участникам шьются театральные костюмы.
4. Оба жанра и 
опера, и балет являются музыкально-театральными.)

III.Постановка темы и целей урока (3 мин)

– Как вы все догадались, сегодня речь пойдёт об опере, но не о простой, а о рок–опере. Также на сегодняшнем уроке вы узнаете, что такое мюзикл.

– Откройте свои тетради. Запишите дату и тему урока «Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера».

IV. Изучение нового материала (20 мин)

– Давайте разберёмся, что называют мюзиклом.

Учитель диктует определение, а дети записывают:

Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, который использует средства музыкального, сценического, хореографического и оперного искусства.

– Мюзикл берёт свой начало в XX столетии. Сейчас мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью опе­ретты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемствен­ности с опереттой. У каждого жанра есть свои особенности. Давайте запишем особенности мюзикла.

Учитель дикутет:

- широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

- равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматур­гии спектакля;

- в основе - литературные произведения;

- ведущая роль музыки эстрадного плана.

– Прослушайте песню «До, ре ми» из мюзикла Роберта Роджерса «Звуки музыки»:

https://youtu.be/BSma-B8lNq8

– Мюзикл Роберта Роджерса «Звуки музыки» относится к типу мюзикл-оперетта, но также есть ещё мюзикл-обозрение, мюзикл-драма и мюзикл-опера.

– Ну, а теперь вернёмся к опере, а точнее к рок-опере.

– Давайте разберёмся, что называют рок-оперой.

Учитель диктует определение, а дети записывают:

Рок-опера - это опера, написанная в стиле рок-музыки.

Учитель рассказывает ученикам о рок-опере:

Рок-опера зачастую может быть и просто записью, и постоянно действующим представлением, которое имеет изменяющийся либо постоянный состав своих исполнителей. Использование проработанного сюжета и ролей - самое главное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома. Очень часто для исполнения в живую или записи рок-оперы на важные роли берутся солисты из самых известных рок-групп.

Вообще, такой жанр, как "рок-опера" был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда , гитариста и лидера известной английской
рок-группы «The Who». Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра.

Общая черта большинства таких произведений - большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых участков, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх - еще и связь с основными российскими традициями.  В последние годы в нашей стране получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Тампль», «Жанна д’Арк » и т.п., и рок-опера, написанная по основным мотивам книг жанра фэнтези «Дорога без возврата».

Рок-оперы времени Советского Союза не получили большой популярности. Печальный пример - это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора. Единственным театром в Российской Федерации, специализирующимся на постановке рок-опер, является театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге. Русскоязычные рок-оперы - это произведения времени Советского Союза: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В Донецкой Народной Республике, к сожалению, но рок-оперы и мюзиклы пока что не ставились.

– Прослушайте романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского.

Учитель показывает детям видео по ссылке:

https://youtu.be/MXbR-miaorE


V. Закрепление изученного материала (7 мин)

– Ребята, чтобы понять как вы усвоили материал, я предлагаю вам пройти тестовый опрос. Достаньте листочки и подпишите их.


Тест

1. Мюзикл – это:

а) это музыкально-сценический жанр, в котором используются средства музыкального, сценического, хореографического и оперного искусства;

б) вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом;

в) Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах .

2. Место рождения мюзикла – это:
а) США; б) Англия; в) Франция.

3. Выберите, что НЕ является особенностью мюзикла:
а) широта жанрового диапазона;
б) в основе – литературные произведения;
в) ведущая роль музыки классического плана.

4. Выберите мюзикл-оперетту:

а) Р.Роджерс «Звуки музыки»;
б) Жорж Бизе «Кармен»;
в) А.Рыбников «Юнона и Авось».

5. Выберите верное суждение:
а) советские рок-оперы получили большую популярность среди иностранцев;
б) жанр"рок-опера" был упомянут в шестидесятых годах прошлого века;
в) романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Короли ночной Вероны».

После написания теста, ученики сдают листики учителю.

Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – б.

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

– Ребята, сегодня на уроке вы узнали, что такое мюзикл и рок-опера, узнали об их происхождении и познакомились с их представителями.

– Как вы думаете, какими будут результаты вашего прохождения теста?

VII. Анонс домашнего задания (1 мин)

  • Выучить, что такое рок-опера и мюзикл;

  • Подготовить сообщение на тему
    I варинат – «Уэббер. Мюзикл «Кошки»»
    II вариант – «А.Рыбников. «Ты меня на рассвете разбудишь…»»

  • ап


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!