Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры
Задачи урока:
Обучающие: познакомить обучающихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);
Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность обучающихся
Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД)
Личностные – формировать певческие навыки, исполнительскую и слушательскую культуру; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок; осознание алгоритма своего действия.
Предметные - познакомить обучающихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);
Метапредметные – литература, изобразительное искусство.
Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, мультфильм «Сказка о царе Салтане»
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс;
Ход урока:
1. Организационный этап. Введение в тему урока.
Музыкальное приветствие
Учитель: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?
Дети: «Сказка о царе Салтане»
Учитель: Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?
Дети: А. С. Пушкин (слайд № 1)
Учитель: Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети: Волшебством.
Учитель: Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?
Дети: Римский – Корсаков (слайд № 2)
Учитель: Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.
«Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
(слайд № 3)
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
2. Изучение новой темы урока.
Учитель: Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?
Дети: Нет
Учитель: Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Учитель: Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети: Со вступления.
Учитель: Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Но перед этим вспомним правила прослушивания
Правила слушания:
1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.
3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
3. Слушание.
Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Учитель: Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети: Помогла.
Учитель: А каким образом?
Дети: Звучали разные инструменты (слайд № 4)
Учитель: Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Дети: По разному
Учитель: Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Показ на синтезаторе различие звучания.
Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр (слайд № 5)
(дети записывают определение регистр)
Учитель: И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети: Белка (слайд № 6)
Учитель: Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают или учитель читает выразительно)
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети: Белка поет в высоком регистре.
Учитель: Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Но перед этим вспомним правила прослушивания
Правила слушания:
1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.
3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
Учитель: Как она звучит?
Дети: (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель: А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 7)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
Дети: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель: А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель: На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
Учитель: В каком регистре звучал марш?
Дети: Марш звучал в низком регистре.
Учитель: Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание (продолжение)
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 8)
Учитель: Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Дети: Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель: Посмотрите, как изображена Царевна-Лебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков
(Звучит фрагмент)
Учител:. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель: Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель: Кто написал эту оперу?
Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане» (слайд № 9)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Учитель: А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».
А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».
(Дети прикрепляют орехи).
7. Домашнее задание.
Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане»
Учитель: Спасибо за работу на уроке.