СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Что за прелесть эти сказки!Три чуда"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Что за прелесть эти сказки!Три чуда"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: формирование музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры

Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);

Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность обучающихся

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД)

Личностные – формировать певческие навыки, исполнительскую и слушательскую культуру; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок; осознание алгоритма своего действия.

Предметные - познакомить обучающихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);

Метапредметные – литература, изобразительное искусство.

Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, мультфильм «Сказка о царе Салтане»

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс;

Ход урока:

1. Организационный этап. Введение в тему урока.


Музыкальное приветствие

Учитель: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?

Дети: «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Дети: А. С. Пушкин (слайд № 1)

Учитель: Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети: Волшебством.

Учитель: Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Дети: Римский – Корсаков  (слайд № 2)

Учитель: Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.

«Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(слайд № 3)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

2. Изучение новой темы урока.


Учитель: Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?

Дети: Нет

Учитель: Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

 Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Учитель: Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети: Со вступления.

Учитель: Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

3. Слушание.

Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети: Помогла.

Учитель: А каким образом?

Дети: Звучали разные инструменты (слайд № 4)

Учитель: Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети: По разному

Учитель: Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр (слайд № 5)

(дети записывают определение  регистр)

Учитель: И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети: Белка (слайд № 6)

Учитель: Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают или учитель читает выразительно)

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети: Белка поет в высоком регистре.

Учитель: Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

Учитель: Как она звучит?

Дети: (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель: А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 7)        

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель: А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель: На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

Учитель: В каком регистре звучал марш?

Дети: Марш звучал в низком регистре.

Учитель: Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.

4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


5. Слушание (продолжение)

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 8)

Учитель: Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети: Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель: Посмотрите, как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учител:. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель: Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Кто написал эту оперу?

Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель: Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане» (слайд № 9) 

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Учитель: А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».

 А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».

(Дети прикрепляют орехи).

7. Домашнее задание.

Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане»


Учитель: Спасибо за работу на уроке. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!