Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Тема: «Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: Познакомить с творчеством русского композитора Г.Свиридова, формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека
Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; вокально-хоровые навыки; развивать интерес к предмету музыка.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке и музыкальной деятельности; , воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический и нравственный вкус.
Музыкальный материал: Г.В.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; стихотворение Б.Пастернака «Снег идет»
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер (ноутбук)
Ход урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Учитель: Ребята! Послушайте музыкальный фрагмент. Знакома вам эта мелодия или нет?
Слушание фрагмента «Время, вперед!» Г.В.Свиридова
Учитель: Где вы слышали эту мелодию?
Дети: Информационная программа «Время» на 1 канале телевидения
Учитель: Имя композитора, который написал музыкальное произведение «Время, вперед!» Георгий Васильевич Свиридов.
2. Открытие новых знаний.
Г.В.Свиридова по праву называют «певцом России»
Нам предстоит ответить на вопрос: Как образ Родины воплотился в произведениях Г.Свиридова и почему его называют «певцом России»
Откройте учебник на стр.120. Назовите тему урока?
Дети: «Люблю я грусть твоих просторов»
Учитель: Прочтите первый абзац
Слушание «Запевки» Г.Свиридова
Учитель: Это оркестровое произведение или хоровое?
Дети: хоровое
Учитель: Правильно! Это хоровая миниатюра
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?
Ответы детей
Учитель: Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия…
1. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.
Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
Георгий Васильевич Свиридов – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».
Слушание. Г.В. Свиридов «Тройка» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина
2.«Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.
3. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
Слушание. Г.В. Свиридов «Весна и осень» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.
3. Физкультминутка.
«Потрудились – отдохнём»
Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).
Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).
А теперь попрыгаем. (Прыжки).
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель: Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.
4. Слушание.
1-я часть кантаты «Снег идёт...» на стихи Бориса Пастернака
Учитель: Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой — колокольности, устремлённости ввысь.
- Но только ли это пейзаж?
- Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?
Обучающиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества.
- Как вплетается творчество во Время?
- Как идут годы — бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.
Может быть, за годом год
Следует, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Учитель: Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег идёт» — альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.
5. Разучивание и исполнение песни
«Песенка о Родине»
Разучивание по фразам. Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
6. Подведение итогов урока.
«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа»
Свиридов Георгий Васильевич
Учитель: Для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой. Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и полноводные реки представлены в его творчестве.
«Время, вперед!» — и время действительно мчится вперед, а Россия должна оставаться сильной, гордой, богатой прекрасными людьми, любящими сынами Отечества, такими, как Георгий Свиридов!
7. Домашнее задание. Рефлексия.
Выучить слова песни «Песенка о Родине»
Рефлексия
Прием «Два смайлика»
-Довольны ли вы своими ответами?
-Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?
-Какое у вас сейчас настроение?
Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока – веселым, или грустным.
Учитель: Молодцы, ребята!
(выставление оценок)
Спасибо за урок!