СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Люблю я грусть твоих просторов" Г.Свиридов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Люблю я грусть твоих просторов" Г.Свиридов»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Тема: «Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Познакомить с творчеством русского композитора Г.Свиридова, формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.

Задачи урока:

Обучающие: Сформировать представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека

Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; вокально-хоровые навыки; развивать интерес к предмету музыка.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке и музыкальной деятельности; , воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический и нравственный вкус.

Музыкальный материал: Г.В.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; стихотворение Б.Пастернака «Снег идет»


Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер (ноутбук)

Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

Учитель: Ребята! Послушайте музыкальный фрагмент. Знакома вам эта мелодия или нет?

Слушание фрагмента «Время, вперед!» Г.В.Свиридова

Учитель: Где вы слышали эту мелодию?

Дети: Информационная программа «Время» на 1 канале телевидения

Учитель: Имя композитора, который написал музыкальное произведение «Время, вперед!» Георгий Васильевич Свиридов.

2. Открытие новых знаний.

Г.В.Свиридова по праву называют «певцом России»

Нам предстоит ответить на вопрос: Как образ Родины воплотился в произведениях Г.Свиридова и почему его называют «певцом России»

Откройте учебник на стр.120. Назовите тему урока?

Дети: «Люблю я грусть твоих просторов»

Учитель: Прочтите первый абзац

Слушание «Запевки» Г.Свиридова

Учитель: Это оркестровое произведение или хоровое?

Дети: хоровое

Учитель: Правильно! Это хоровая миниатюра

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?

Ответы детей

Учитель: Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия…

1. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Георгий Васильевич Свиридов – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Слушание.  Г.В. Свиридов «Тройка» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина

 

2.«Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами  бубна, тремоло литавр. Затем  вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

 

3. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

Слушание. Г.В. Свиридов «Весна и осень» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»

 

«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.


3. Физкультминутка.

«Потрудились – отдохнём»

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).



Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).

А теперь попрыгаем. (Прыжки).

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Учитель: Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.

4. Слушание.

1-я часть кантаты «Снег идёт...» на стихи Бориса Пастернака

 

Учитель: Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой — колокольности, устремлённости ввысь.


- Но только ли это пейзаж?

- Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?

Обучающиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества.

- Как вплетается творчество во Время?

- Как идут годы — бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.

Может быть, за годом год

Следует, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

 Учитель: Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег идёт» — альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.

 

5. Разучивание и исполнение песни

«Песенка о Родине» 

Разучивание  по фразам.  Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

 6. Подведение итогов урока.

«Россия – страна простора, страна  песни, страна минора, страна Христа»

Свиридов Георгий Васильевич

 

Учитель: Для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой. Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и полноводные реки представлены в его творчестве.

 

«Время, вперед!» — и время действительно мчится вперед, а Россия должна оставаться сильной, гордой, богатой прекрасными людьми, любящими сынами Отечества, такими, как Георгий Свиридов!


7. Домашнее задание. Рефлексия.

Выучить слова песни «Песенка о Родине»

Рефлексия

Прием «Два смайлика»

-Довольны ли вы своими ответами?

-Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?

-Какое у вас сейчас настроение?

Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока – веселым, или грустным.

Учитель: Молодцы, ребята!

(выставление оценок)

Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!