СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Восточные мотивы в разноплановых музыкальных жанрах русских композиторов» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 5 урока 3 четверти «Сезам, откройся!»».

 Цель урока:  Освоение жанровых, языковых особен­ностей музыки русских композиторов, в которой ярко проявилась тенденция использо­вания восточных мотивов и получение представлений о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи:

- знакомить учащихся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский  Вос­ток»; получить представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими образами в музыке русских композиторов;

- расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки;

- содействовать накоплению музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

- развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

- развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях;

- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

 - воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Восточные мотивы в разноплановых музыкальных жанрах русских композиторов» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть


Урок 5. В музыкальном театре: Восточные мотивы в разноплановых музыкальных жанрах русских композиторов

Тема: «Сезам, откройся!»



Цель урока: Освоение жанровых, языковых особен­ностей музыки русских композиторов, в которой ярко проявилась тенденция использо­вания восточных мотивов и получение представлений о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи:

- знакомить учащихся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский Вос­ток»; получить представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими образами в музыке русских композиторов;

- расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки;

- содействовать накоплению музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

- развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

- развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях;

- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.


Музыкальный материал: «Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Пляска персидок», Вступление к опере «Рассвет на Москве-реке» и «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина», «Колыбельная Гаянэ» (из балета «Гаянэ») и «Мелодия» А. Хачатуряна.



ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Разминка «Хорошее настроение»

- На предыдущем уроке мы побывали в музыкальном театре. Сегодня наше «путешествие» в музыкальный театр продолжается.

Давайте проведём разминку «Хорошее настроение!»: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним «укатились», ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением мы отправляемся в театр.

Мы вновь отправились сейчас

В театр музыки тотчас.

  1. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы

– В прошлый раз в музыкальном театре мы познакомились с одной из опер русского композитора. Напомните автора и название оперы.

- Опера М. Мусоргского «Хованщина».

- Сейчас вы ещё раз услышите фрагменты из оперы. Вспомните героев, их образные характеристики и сцены в опере.

1) Прослушивание фрагментов из оперы Мусоргского «Хованщина»

А) «Рассвет на Москве-реке»

- Это вступление к опере — «Рассвет на Москве-реке». Композитор нарисовал музыкальную картину наступающего утра. Звуки симфонического оркестра ярко передают перекличку пастушеских рожков, утреннюю перекличку петухов, звоны колоколов.

- Какие музыкальные «краски» - выразительные или изобразительные - применил композитор, чтобы передать эту величественную музыкальную картину?

- Изобразительные, т.к. инструменты симфонического оркестра подражают народным инструментам. Постепенное непрерывное нарастание динамики звучания показывает, как постепенно пробуждается все вокруг и появляется свет - от почти полной темноты до ещё не очень яркого: утро - раннее.

- Но в музыке прослушиваются и тревожные нотки: композитор не только изобразил пейзаж, но и выразил свои чувства к происходящим историческим событиям того времени, отразил своё к ним отношение и понимание. Здесь можно говорить о выразительных «красках».

Б) «Песня Марфы»

- Это – песня главной героини оперы – Марфы.

- Вспомните, а как вообще называется сольная песня в опере?

- Ария.

- А как думаете, почему Мусоргский выбрал не традиционный оперный жанр — арии, а жанр песни?

- Чтобы раскрыть народность образа героини, показать душу русского народа.

- Какую песню использовал Модест Мусоргский, чтобы подчеркнуть «русскость» образа главной героини?

- Русскую народную песню «Ходила младешенька».

- Композитор использовал подлинную народную песню в своей обработке или написал песню в народном духе?

- Песня написана Мусоргским в народном духе: протяжная, лирическая, распевная мелодия.

- Давайте споём русскую народную песню «Ходила младешенька».

2) Исполнение р.н.п. «Ходила младешенька по борочку». Вокально-хоровая работа.

3) Выявление проблемы урока

А) Рассматривание картин

- Рассмотрите на слайдах живописные произведения русских художников: репродукцию с картины В. Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма И. Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности вы видите на этих изображениях?

- На картинах русских художников изображены нерусские - восточные сцены и сюжеты. Это видно по одежде, узорам, обстановке.

- Совершенно верно. На картине В. Верещагина с фотографической точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли). А эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А. Пушкина), отличается яркостью красного тона, на котором тонко выпи­саны узоры.

Что вы можете сказать о нарисованной Иваном Билибиным женщине?

- Молодая, красивая, с необычным цветком в руках и скипетром. Её черты лица и наряд – восточные. То, как она сидит, а также скипетр в руках говорят о её принадлежности к высшему сословию. Преобладает яркий, красный цвет.

- Действительно, царственная поза молодой женщины (в раскинутых руках ски­петр и волшебный цветок), восточные черты лица, необычность костюма (тяжелый тюрбан со звездой на голове, шаровары, многослойность и орнаментальная роспись верхней одежды, характерная (с загнутыми вверх носами) обувь говорят о восточной царице. Художник изобразил её в ярко-красных, праздничных тонах.

Б) Расширяем кругозор

- Для любознательных:

Русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — ученый, этно­граф, путешественник, репортер — известен как автор батальных картин: «Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой», «На Шипке все спокойно!», «Смертельно раненный», «Панихида» и др., серии исторических полотен о войне 1812 г. Главной целью худож­ник ставил обличение «великой несправедливости, именуемой войной». Он и погиб на посту во время Русско-японской войны на взорванном броненосце. Из поездок в Среднюю Азию и Индию художник привозил помимо батальных композиций документально точные изображения архитектурных памятников, местных жителей, свидетельства о типах, обычаях, нравах народов, ценные в ту пору, когда не существовало ни кино, ни цветной фотографии.

Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хромцом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже вам известно. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели.

Русский график, живописец, художник театра Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) создал свой неповторимый праздничный стиль русской иллюстрации, ко­торый он сам называл «облагороженным лубком». Наиболее значительными считаются серии иллюстраций к русским народным сказкам: «Царевна лягушка», «Васи­лиса Прекрасная», к сказкам А. Пушкина: «Сказка о паре Салтане...», «Сказка о зо­лотом петушке», а также незаконченный цикл иллюстраций к русским былинам. Сре­ди театральных работ Билибина выделяются оформление оперы Н. Римского-Корсакова «Золо­той петушок», эскизы костюмов для оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», для дягилевских Русских сезонов в Париже.


- Все виды искусства, в том числе и музыка, предоставляют большое поле для деятельности и творчества авторов. Теперь, рассмотрев внимательно живописные восточные образы на картинах русских художников Верещагина и Билибина, предположите, о чём у нас с вами пойдет сегодня разговор.

- Наверное, будем знакомиться с восточной музыкой русских композиторов.

- Совершенно верно. Мы познакомимся с таким направлением творчества русских композиторов, как «русский Вос­ток», обратим внимание на интонационное своеобразие музыки народов Востока, представленной в музыкальных образах русских композиторов.

Объявление темы: на доске вывешивается плакат, оформленный в восточном стиле с названием «Русский Восток». Учитель обращает внимание на особенную роспись и вязь письма.

- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

- Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды и одновременно пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические растения.

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

серия живописных восточных картин (3-4 слайда);

иллюстрации из восточных сказок (4-5).


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. «Сезам, откройся!»


- Откройте учебники на с. 103. Здесь вы видите нотную за­пись двух фрагментов из уже знакомых вам опер — «Пляска персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы» Глинки.

Давайте со мной вместе попытаемся пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудли­вые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов.

1) «Персидский хор» из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

- Вспомните, кто в опере исполняет этот хор?

- Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.

- Зачем?

- Персидские девы манят путников пленительным пением.

- Как восточным красавицам это удаётся? В чём проявляется особенность их пения?

Тембр голоса завораживающий, нежный.

- Многочисленные распевы, убаюкивающий ритмический рисунок.

- Мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.


А) Пластическое интонирование «Персидского хора» из сцены в волшебном саду Наины.

- В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Давайте предварительно пропоём «про себя» темы хора. Старайтесь брать дыхание там, где отмечено в нотной записи и так, как это делают певцы.

Учащиеся плавным движением рук отмечают фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание.

Б) Вокализация вслух разучивание по строчкам.


- Мы с вами сегодня исполняли русскую народную песню «Исходила младешенька». Давайте-ка сейчас сравним, сопоста­вим эти два типа мелодики русский и восточный. Есть ли между ними сходство? А каковы различия?

Четвероклассники выявляют сходство и различия между разнотипными мелодиями.

- Я предлагаю вам теперь последовательно послушать эти два фрагмента из опер. При слушании обратите внимание на красочность ор­кестровки, необычность тембров голосов и инструментов, вариационный ти­п развития музыки.

В) Слушание фрагментов: «Персидский хор» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина»


2) Прослушивание и пластическое интонирование «Пляски персидок» из оперы Мусоргского «Хованщина»

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?

- Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…

– Представьте, что вы находитесь в восточном шатре и должны своими движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия.

А) Прослушивание фрагмента. Дети двигаются.

Далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя «Танец персидских дев»: танцевальные движения рук, корпуса; хлопки, отмечающие акценты в музыке.

- А теперь соединим характерные движения, добавим в сопровождение звучание тре­угольника и румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок, и исполним получившийся танец.

Б) Повторное прослушивание и исполнение всего «Танца персидок».

- Получился замечательный восточный танец!


  1. «Восточные мотивы»

1) Знакомство с «Колыбельной Гаянэ» А. Хачатуряна

- Откройте учебник на с. 104-105. Этот разворот учебника посвящен знакомс­тву с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильи­ча Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой де­вушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.

Сегодня мы познакомимся с сольным но­мером из балета — «Колыбельной Гаянэ».

Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», давайте сначала споём её основ­ную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104). Когда будете петь, постарайтесь подчеркнуть в мелодии необык­новенную песенность, задушевность, лиричность.

Хочу ещё обратить ваше внимание на ритмический рисунок мелодии - на наличие в ней мелких дли­тельностей (мелизмов). Они выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ».

2) Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» (фрагмент)

- Каков ритм колыбельной? Какими движениями можно его передать?

- В оркес­тре звучат колокольчики; ритм - спокойный, ровный, убаюкивающий. Движения рук должны быть мягкими, плавными.

- Давайте ещё раз прослушаем «Колыбельную Гаянэ» и постараемся исполнить убаю­кивающий ритм сопровождения мягкими движени­ями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсить звучание колыбельной нам помогут звуки треугольника, который будет исполнять окончания фраз (как колокольчики в оркестре).

3) Повторное полное прослушивание и пластическое интонирование

- Всегда ли ровно и спокойно звучала музыка?

- Нет. Музыка сначала звучала нежно и спокойно, но затем музыка, набирая силу, стала в средней части взволнованной и страстной. В конце мелодия зазвучала вновь спокойно и очень ласково, нежно.

- Какова же форма построения музыки этой колыбельной? Сколько вы услышали в ней частей?

- Сопоставление зву­чания крайних частей колыбельной даёт возможность определить трехчастную форму.

4) Рассматривание картины

- Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно срав­нить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергее­вича Сарьяна (1880—1972).

Что вы видите на этой картине?

- Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

- Соответствует ли настроение картины Сарьяна «Колыбельной» Хачатуряна? В чём вы слышите и видите это соответствие?

Ответы четвероклассников.


5) Разучивание «Мелодия», муз. А. Хачатуряна, слова П. Синявского. Вокально-хоровая работа.

Задача: Усилить впечатления школьников от знакомства с восточной музы­кой.


3. Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура в целом – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов.

«Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские.

Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.

Подумайте, объясните, почему именно так назвали эти образы?

Ответы детей.

- То есть за основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии), но написаны были русскими композиторами.


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия (Викторина)

- А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины.

Учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них:

– Теперь, прослушав и исполнив немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чём же особенности восточной интонации?

Многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

Мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

Часто встречается мелодия плавная, покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих девушек;

Характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.


Ответы детей завершаются показом слайдов «Особенности восточной интонации».

– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано?

- Придают волшебство, загадочность, контраст…

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток?

Ответы детей.


2. Подведение итога

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность «входить в образ», «вживаться» в явления других национальных культур.

Мы с вами смогли убедиться, что поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах: в операх М. Глинки «Руслан и Людмила» и М. Мусоргского «Хованщина», в балете А. Хачатуряна «Гаянэ» и его песне «Мелодия». Мы познакомились и с танцевальными, и с песенно-лирическими образами.

Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.


Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.


Домашнее задание. Повторять, выразительно исполнять песню «Мелодия» А. Хачатуряна. Нарисовать к ней иллюстрацию


– Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня?

Ответы детей.

– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать.

Всего доброго! Урок окончен. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!