Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
3 четверть
УРОК 1. Где родился, там и сгодился
Тема: Развитие музыки
Цели и задачи:
- знакомить с понятием и видами музыкального развития; понимать характер и содержание мелодии;
- разучить песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит», формировать элементарные певческие навыки;
- воспитывать культуру исполнения и слушания музыкальных произведений.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 50—53, 58—59.
2. Рабочая тетрадь, с. 44—47.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Музыкальное приветствие
Мотивация. Целеполагание
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Изучение новой темы
- Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
Существует несколько видов музыкального развития:
- Посмотрите на фотографию: ребёнок в 3 года, в 10 лет, в 20 лет и т.д. Ребёнок изменяется, но его характера, его развития мы не видим, а в музыке это можно прослушать.
2. Разучивание песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит»
- Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Для этого давайте разучим песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Прослушайте эту песню.
1) Слушание песни с записью детского хора «Почему медведь зимой спит?»
- Понравилась вам песня? О чём она? Одинаково звучали куплеты?
- Мелодия у куплетов одна и та же, но поются они по-разному в зависимости от текстов куплетов.
- В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идёт домой, в свою берлогу, таким же спокойным должно быть и звучание музыки.
2) Разучивание 1-го куплета по фразам. Исполнение.
- В самом конце второго куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно.
3) Разучивание и исполнение 2-го куплета. Пластическое интонирование. Разучивание по строчкам, отдельно девочками и мальчиками, показывают движение мелодии ладонью.
- А в третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул и в лесу стало спокойнее, чем в первом куплете. Послушайте, как я исполню 3-ий куплет.
А теперь разучим его.
4) Разучивание 3-го куплета.
5) Исполнение детьми всей песни с передачей характера каждого куплета.
6) Работа в тетради
- Как развивалась музыка от куплета к куплету – запишем в тетради:
I к у п л е т. ] ] ] ] ] ] ] (шёл он, шёл).
(Пропеть, подчёркивая кулачками каждую долю.)
II к у п л е т. i i i i i i - пропеть, показывая пальчиками.
III к у п л е т. ||| ||| ||| - показать рукой.
7) Вывод
- Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки. Композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в неё развитие – движение, изменение характера.
3. Развитие чувств в музыке. Выразительное и изобразительное развитие
- С норвежским композитором Эдвардом Григом вы уже знакомы (на слайде). И знакомы с его музыкальной сюитой «Пер Гюнт».
Что такое сюита?
- Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.
Давайте вспомним историю норвежского народного героя Пера Гюнта. Он покинул свой родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Но счастье и любовь он нашёл только на родине. В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них - восточная танцовщица Анитра.
Танец Анитры
Её Пер встретил, путешествуя по жаркой Аравийской пустыне и попав к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра пытается очаровать Пера своей красотой. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, то есть смычком, а аккомпанемент - виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание струнных украшено тембром треугольника. В ажурном кружеве струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.
Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
«Танец Анитры» - утончённый музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
А) Слушание «Танца Анитры»
Б) Музыкальный анализ:
- Какие чувства передаёт музыка танца?
- Чувство любви, кокетливость Анитры, желание быть любимой, её нежность.
- Вместе с тем музыка передаёт изящество, грациозность танцовщицы.
- Когда музыка знакомила нас с чувствами, какое было развитие?
- Выразительность.
- А когда рисовала музыкальный образ?
- Изобразительность.
- Значит, как в интонации есть и выразительность, и изобразительность, так и в развитии музыки может быть и выразительность, и изобразительность.
С помощью каких музыкальных средств создан музыкальный портрет Анитры? Назовите контрастные разделы пьесы «Танец Анитры» и контрастные средства музыкальной выразительности.
Ответы детей.
«Песня Сольвейг»
- Следующий фрагмент сюиты – песня Сольвейг. Сольвейг – невеста Пера. ...Сольвейг прождала его долгих сорок лет! И он вернулся к ней...
Песня Сольвейг стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».
Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.
Послушайте одно из самых вдохновенных творений Грига - печальную и нежную мелодию песни Сольвейг и попробуйте определить, каким будет музыкальное развитие.
А) Слушание
Б) Музыкальный анализ:
- Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев?
- В запеве музыка неторопливая, спокойная и грустная. А припев – танцевальный, лёгкий, воздушный.
- Совершенно верно. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера. Припев же звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.
- Какое же здесь развитие музыки?
- Мелодия запева повторяется. Развитие – путём повторения и выразительное – разное выражение чувств в запеве и припеве.
- Как вы думаете, почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг.
Ответы детей.
- Какие переживания выражает музыка? Подберите по таблице эмоциональных настроений слова, которые наиболее точно передают характер музыки и ваши чувства.
- Печаль, нежность.
- Невеста ждала Пера Гюнта долгих 40 лет и верила в его возвращение.
- Напевность, сердечность, задушевность, чуткость, мягкость, доверчивость.
- Вернувшись из странствий, Пер Гюнт понимает, что дома у него оставалось самое дорогое, что у него есть, - родная земля, мать, невеста Сольвейг.
Немало прекрасных я песен слыхал,
По странам далёким блуждая,
Но в сердце один лишь напев я храню, -
То Севера песня родная. (Из норвежской народной поэзии)
- Чем отличаются «Танец Анитры» и «Песня Сольвейг»?
- Характером, настроением.
- А что роднит эти мелодии? Какая интонация композитора их объединяет?
- Любовь к родной земле, выразительные интонации – доброта, нежность, чувство любви.
4. Наблюдение над изменением интонации
- В отличие от норвежской истории «Пер Гюнт», где раскрывается философская драма жизни вымышленного персонажа в форме иносказаний, русская музыка представлена произведением, повествующим о реальной жизненной драме конкретной исторической личности - костромского крестьянина Ивана Сусанина. Эта реальная драма легла в основу первой национальной оперы величественного масштаба «Иван Сусанин» (Жизнь за царя») композитора М.И. Глинки.
Прослушайте эпизод из оперы:
«Рассвет. Заснеженный лес. На снегу вповалку спят враги. Не спит только Сусанин. Он знает, что его ждёт смерть: враги чуют правду. Тяжело умирать, но долг свой он исполнил. Сусанин прощается с жизнью, с родной землёй.»
М.И. Глинка вспоминал: «Всю эту сцену, прежде чем писать, я часто с чувством читал вслух. И так живо переносился в положение героя, что волосы у самого становились дыбом и мороз продирал по коже.»
- Послушайте Арию Ивана Сусанина. Обратите внимание, чем начинается ария, как она развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано?
1) Слушание Арии Ивана Сусанина.
2) Музыкальный анализ:
- Какое впечатление произвела на вас ария?
- Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения родины?
- Сумрачный характер, минорный лад, тихая динамика тихая, медленное нисходящее движение в тихом аккомпанементе струнных инструментов передают страдания и взволнованность героя.
- Каким представился вам Сусанин в этот страшный для него час?
Ответы детей.
- Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских народных протяжных песен. Это подчёркивает связь героя с народом, его чувствами и мыслями.
- Что можно сказать о развитии музыки? Каким оно было – выразительным или изобразительным?
- Выразительное развитие – выражены чувства и переживания героя.
- Ария написана в трёхчастной форме. В интонациях средней части передана душевная борьба героя. За счёт трёхчастной формы Арии мы наблюдаем выразительное интонационное развитие музыки.
В арии Ивана Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Красив его подвиг, потому что подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа. Герой, совершающий подвиг, всегда прекрасен. И композитор нашёл правдивые средства музыкальной выразительности. Ведь музыка способна выразить художественными средствами все грани жизни: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое.
Подумайте, если мы сравним обе драмы – норвежскую и русскую, то можем ли мы утверждать, что они похожи?
- Нет, - разные сюжеты (вымышленный, сказочный сюжет и реальная история, разные народы (и потому разные интонации).
- Действительно, главным в нашем сравнении окажутся различия. Но есть и общие черты: любовь к своей земле, любовь к родине. «Где родился, там и сгодился», - именно так была названа тема нашего урока.
5. Разучиваем, поём, играем
- Ребята, обратите внимание на обведённые слоги с нотами. От того, как их спеть: чуть пониже, чуть повыше, чуть поближе к предыдущей или последующей ноте (слогу) или подальше от неё, – зависит настроение, чувство, которое выражается этими попевками.
Прослушайте, пропойте и определите, где более радостное чувство, где грустное.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия. Итог
- Чем занимались сегодня?
- Узнали, какие типы развития могут быть в музыке: исполнительское, тембровое, темповое и др.
- О чём расскажете дома?
- Споём новую песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит».
- С какими видами развития музыки мы познакомились сегодня поближе?
- С исполнительским, выразительным и изобразительным развитием, интонационным.
- Кто был активным на уроке, правильно отвечал, кому поставим сегодня «пять»?
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki