СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный ритм» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическое занятие по танцевальным жанрам на примере мазурки, полонеза.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— определение взаимосвязей между музыкой танцев, движениями, картиной с изображением танца.

Личностные:

— осознание танца как вида отдыха, общения, творчества и самовыражения людей.

Предметные:

— умение определять специфические черты мазурки, полонеза, назвать и охарактеризовать их.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный ритм» (6 класс)»

6 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 12. О чём рассказывает музыкальный ритм

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— определение взаимосвязей между музыкой танцев, движениями, картиной с изображением танца.

Личностные:

— осознание танца как вида отдыха, общения, творчества и самовыражения людей.

Предметные:

— умение определять специфические черты мазурки, полонеза, назвать и охарактеризовать их.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по танцевальным жанрам на примере мазурки, полонеза.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Т. Квятковский. «Полонез».

Музыка: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор (№ 10 аудиоприложения); Ф. Шопен. Полонез ля мажор (№ 11 аудиоприложения).

Песенный материал: Г. Струве, стихи А. Барто. «Бьют там-тамы».

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ картины «Полонез» и Полонеза Ф. Шопена. Сравнение музыкально-выразительных средств жанров мазурки и полонеза. Определение специфики каждого из двух танцев. Простукивание ритма каждого из танцев. Работа с нотными примерами. Разучивание песни, простукивание её ритма. Чтение и запоминание определения инструмента там-там в «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обсуждении объединяющей роли танца для процесса общения людей. Контроль познавательных универсальных учебных действий — осуществления сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения существенных признаков. Контроль личностных универсальных учебных действий — развития чувства прекрасного, эстетических чувств на основе знакомства с разными танцевальными жанрами. Контроль качества пения. Контроль выполнения заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных рассуждений».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент вальса Штрауса «Сказки Венского леса».

? Вопросы:

  • Что это за музыка?

  • В каком ритме она звучит?

  • Что такое музыкальный ритм?

  • Что такое вальс? Каковы особенности ритма этого танца?

2. Мотивация. Сообщение темы. Целеполагание

РИТМЫ разными бывают.

Есть РИТМ вальса - «раз-два-три»,

РИТМ шагами посчитаем,

Нужный темп лишь подбери.

РИТМ бывает «три-четыре»

РИТМ бывает - «раз-и-два»,

Каждый в музыкальном мире

Знает в ритме и слова.

Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры. Например, размер ¾, названный нами основным признаком вальса, также является обязательным и для других танцев: мазурки, полонеза, болеро. При этом почему-то, несмотря на общий размер, эти жанры очень трудно спутать друг с другом.

Тема нашего урока – «О чём рассказывает музыкальный ритм», и мы посвятим её сегодня таким танцевальным жанрам, как мазурка и полонез: научимся определять специфические черты этих жанров, характеризовать их; сравним музыкально-выразительные средства жанров мазурки и полонеза.

3. Работа по теме урока

1) Мазурка

Вот какое определение мазурки мы находим в «Музыкальном словаре Гроува»: «польский танец, происходит из области Мазовия (вокруг Варшавы). В XVII—XVIII вв. был популярен в крестьянской среде и сопровождался игрой на волынке; обычно в нём участвовали 4, 8 или 12 пар. В XVIII—XIX вв. получил распространение как бальный танец во многих странах Европы» (с. 515).

Итак, мазуркастаринный польский танец. Он возник в XII веке в крестьянской среде и сопровождался игрой на волынке. Обычно в нём участвовали четыре, восемь или двенадцать пар.

Начиная с XIII века мазурка известна как бальный танец не только в Польше, но и во многих европейских странах.

Мазурка – подвижный, прыжковый танец, характеризуется быстрым темпом и трёхдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер.

Сегодня вы познакомитесь с Мазуркой си-бемоль мажор польского композитора Ф. Шопена.

В 5 классе вы уже знакомились с одной его мазуркой — Мазурка ля минор была печальна и элегична. Миниатюра, которую вы прослушаете на этом уроке, имеет совсем другой характер  —  она блестящая, праздничная и торжественная.

В творчестве Шопена около 60 мазурок. Композитор обращался к этому жанру на протяжении всей жизни; в них он вспоминал свою любимую далёкую родину, с которой вынужден был расстаться на всю жизнь.

Мазурки Шопена бывают трёх разных типов: либо народного крестьянского склада, либо похожие на бальные танцы, либо поэтичные и задумчивые мазурки-воспоминания о родине.

В 5 классе мы знакомились с миниатюрой третьего типа – задумчивой и поэтичной, а на этом уроке вы услышите бальную, рыцарскую мазурку.

Ф. Шопен

Вот как звучит Мазурка си-бемоль мажор Ф. Шопена:

А) Слушание. Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор

Б) Музыкальный анализ

- Ритмический рисунок мазурки далёк от размерной плавности вальса. Он полон острых, угловатых интонаций и резких акцентов - характерны бойкие скачки и динамичные форшлаги и трели: горделивые взлёты в мелодии чередуются со смелыми скачками с форшлагами - будто слышится удалое щёлканье шпор.

- Мазурка си-бемоль мажор – яркий пример танцевального быта. Интонации начала мазурки напоминают интонации городских бальных танцев.

- Мазурка написана в форме рондо. Одна из музыкальных тем мазурки - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш. Можно вообразить, что это на балу промелькнул некто в необычном красочном наряде. 

- Мазурка Шопена является примером блестящей бальной мазурки.

В) Работа над нотным примером

Обратимся теперь к нотному примеру (нотный пример 10), данному в учебнике на стр. 46.

В нотах мазурки ученики отмечают восходящее бодрое движение мелодии, громкую динамику (f, ff), упругий чёткий танцевальный ритм, подвижный темп, неожиданные акценты, широкие скачки, подобные размашистым смелым движениям танцующих. Многочисленные паузы подобны прыжкам.

Г) Повторное прослушивание фрагмента «Мазурки» Шопена. Ритмическое интонирование

Задание: Простучать ритм танца.

2) Полонез

Ещё один трёхдольный танец – полонез. Он тоже имеет польское происхождение, что видно даже из его названия. По-французски слово polonaise означает «польский», по-итальянски оно так и записывается – polacca, в России было распространено название «польский».

Полонез представляет собой торжественный танец-шествие в умеренном темпе, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров – полузабытая картина давно ушедших времён.

 Его называют ещё «королём маршей» за подчёркнутую грациозность и торжественность. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Возникший в Польше около XV века, сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев.

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем определение полонеза: «Танец-шествие польского происхождения. Известен по меньшей мере с XVI в. Размер трёхдольный, затакт, как правило, отсутствует; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз. Первоначально сопровождался пением и исполнялся на свадьбах и во время торжественных церемоний. Позднее стал придворным и чисто инструментальным танцем; в этой форме распространился по всей Европе, где воспринимался как аристократическое проявление польского национального духа» (с. 681).

Сегодня вы познакомитесь с музыкой шопеновского полонеза – не просто танца, а целого произведения искусства. Ведь обычно этот танец открывал бал: под него гости парами входили в роскошный зал, раскланивались, приветствовали друг друга. Шопен превратил жанр полонеза в концертное фортепианное произведение, фантазию в ритмах полонеза.

Полонезы Шопена — это настоящие гимны его родине. В музыке слышится восторженное прославление её величия.

Так как Шопен писал музыку преимущественно для своего любимого инструмента — фортепиано, в полонезах Шопена фортепиано передаёт звучание целого оркестра. Энергичные ритмы полонезов Шопена могут заставить трепетать даже самых бесчувственных и безучастных. В их звучании собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши...

Прослушайте музыку Шопена, отметьте характерные черты полонеза.

А) Слушание. Ф. Шопен. Полонез ля мажор

Б) Музыкальный анализ

Характер музыки – благородный, рыцарский, горделивый, и пышно-торжественный и воинственно-героический одновременно, маршеобразный. Композитором передана необычайно яркая картинность образов - музыка легко вызывает определённые зрительные ассоциации: перед нашим мысленным взором как бы встают образы древних поляков - крепкого сложения, ясного ума, необузданной храбрости в сочетании с рыцарством. Характерной чертой музыки полонеза также является стремление к монументальности.

По отношению к полонезу особенно справедливыми кажутся слова Сен-Санса: «Музыка Шопена - это всегда картина».

Музыкально-выразительные средства, используемые Ф. Шопеном при передаче образа:

  • размер – трёхдольный;

  • ритм – маршевый;

  • фактура – сложная, аккордовая, включающая яркие гармонические краски;

  • стиль – концертный;

  • регистр – огромный регистровый диапазон: использование всей фортепианной клавиатуры;

  • форма – трёхчастная.

Преимущест­венно аккордовая фактура обладает в инструментовке фортепиано оркестровой мощью. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, по­добная призывному военному сигналу. Общий тон выбран эпико-величавый, настроение – патриотическое.

В) Работа над нотным примером

В полонезе (нотный пример 11) ученики отмечают многозвучные аккорды, чёткие упругие ритмы, широкий охват регистров.

Г) Повторное слушание. Пластическое интонирование

Прослушайте ещё раз величественную музыку полонеза Шопена и постарайтесь передать это величие в движении.

Основной ход танца «полонез» состоит из трёх элементов:

1. Шаг с мягким подъёмом на счёт «раз»;

2. Проходящий шаг на счёт «два»;

3. Шаг с мягким опусканием на счёт «три».

Эта последовательность шагов неизменно повторяется в течение всего шествия. Бальный шаг Полонеза исполняется с носка, слегка отделяя каблук от пола. Свободные руки опущены вниз и немного отведены от корпуса.

При желании можно исполнить так же реверансы и лёгкие поклоны.

Д) Сравнительный анализ картины «Полонез» Т. Квятковского и Полонеза Ф. Шопена.

Рассмотрите картину, автором которой является Теофиль Квятковский – польский художник, представитель романтизма. Художник являлся другом композитора Фредерика Шопена и польского поэта Адама Мицкевича и был одним из самых выдающихся талантов польского романтизма в живописи. Многие картины художника появлялись на выставках, связанных с Шопеном или с романтическим искусством.

Данная картина, выполненная в технике акварели, является подготовительным эскизом к картине «Полонез Шопена» с символическим изображением реального исторического персонажа и изображающая интересную групповую сцену. Рисунок выделяется лёгкостью изображения - художник мастерски безупречно и смело упростил формы. Однако, миниатюра художника выражает его пристрастие к красоте без излишней сентиментальности.

Полное название всей картины – «Полонез Шопена – бал в отеле Ламбер».

Подумайте, что связывает картину Т. Квятковского и музыку «Полонеза ля мажор» Ф. Шопена?

Т. Квятковский. Полонез

- На картине мы наблюдаем рыцаря в доспехах, ведущего под руку молодую даму. Этот центральный дуэт дополняется неброскими акварелями с сидящими или стоящими детьми, а также различными фигурами в исторических костюмах.

Глядя на картину, ощущаешь атмосферу роскоши, богатства и важности – ровно также, как и в музыке Шопена. Как и музыка его полонеза, картина Квятковского оптимистична и позитивна.

Мы наблюдаем национальные сцены польских традиций - рыцарские и благородные: картину придворной жизни, оформленную даже несколько театрально. Изображённые люди носят как исторические костюмы, так и современную одежду.

Название картины «Полонез» - скорее всего, символическое: мы не видим танцующих людей, лишь возможное приглашение к нему, но изображение важности, пышности и благородства будто помогает услышать торжественные звуки величавого танца.

4. Углубление в тему. Фредерик Шопен. Краткая биография

Фредерик Шопен (1810 - 1849) – композитор, исполнитель.

Родился Шопен 22 февраля 1810 года поблизости Варшавы. Ещё в детстве в биографии Фредерика Шопена проявились музыкальные способности, в том числе к импровизации. Во время обучения в училище Шопен много времени посвящал музыкальным занятиям. Он учился у Войцеха Живного (чешский пианист, композитор и музыкальный педагог, первый учитель Ф. Шопена) и польского композитора и педагога немецкого происхождения Юзефа Эльснера.

Выступать со своими произведениями Шопен начал с 1829 года. В следующем году он покинул Варшаву, а в 1831 поселился в Париже. Там моментально стал известным, обрёл множество поклонников.

Впервые в биографии Шопена заболевание лёгких остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами. В 1848 году знаменитый музыкант поселился в Лондоне, став не только выступать на публике, но и преподавать. Самочувствие Шопена все ухудшалось, а вскоре - после возвращения в Париж - он умер. За свою биографию Шопен создал множество произведений для фортепиано, был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке.

5. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни Г. Струве, стихи А. Барто «Бьют там-тамы» - https://youtu.be/X9iteVabc-4

Песня композитора Струве «Бьют там-тамы» соответствует теме нашего урока, связанной с одним из выразительных музыкальных средств – ритмом: при её разучивании будем использовать три способа звукоизвлечения: 

  1. ритмически организованная речь (проговаривание текста в ритме музыки);

  2. пение;

  3. ритмичные хлопки в ладоши.

Каждый способ проучиваем отдельно, потом соединяем их в исполнении песни.

Текст песни:

1. Бьют там-тамы, бьют там-тамы.
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики пляшут, на ногу легки.
Если звуков рокотанье -
Слышен всплеск речной волны,
Мы танцуем под там-тамы,
Мы танцуем под там-тамы -
Славный танец тишины.

Припев: Если в звонком бурном ритме
Разговор ведёт там-там,
«Ты танцуй!» - он говорит мне в ритме
И как будто пляшет сам.

2. Бьют там-тамы, бьют там-тамы.
Пляшут дети, папы, мамы,
Африканцы-старики пляшут, на ногу легки.
Бьют там-тамы ,бьют там-тамы.
Кончен день счастливый самый!..
И хотя замолк там-там, -
Ходит музыка там-тама
Вслед за нами по пятам.

Припев.

6. Рефлексия

  • Что объединяет и что различает мазурку и полонез? Расскажи на примере мазурки си-бемоль мажор и полонеза ля мажор Ф. Шопена.

7. Итог

Оба этих польских танца — мазурка и полонез – считаются символами Польши. Основная разница между ними в том, что полонез — торжественный, степенный танец-шествие, а мазурка  — более разнообразный, подвижный, прыжковый танец. Полонезами балы обычно открывались, а мазурками — заканчивались.

Полонез, как и мазурка, поначалу не являлся бальным танцем. В XVI веке он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, сопровождаясь пением. Лишь позднее полонез стал придворным и чисто инструментальным танцем – символом польского национального духа.

Для Шопена полонез - это жанр, неотделимый от национальной истории, но претворённый не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

8. Вопросы и задания

  1. Какова специфика польских танцевальных жанров мазурки и полонеза?

  2. Выучи текст песни Г. Струве «Бьют там-тамы».

  3. Подготовь краткое сообщение о жизненном или творческом пути Ф. Шопена.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Мазурка. Полонез. Там-там (музыкальный инструмент).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!