СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему: «Мусорянин пришёл!». Исконно русские интонации М.П. Мусоргского (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- дать определения терминам «интонация», «вокальный цикл», «сюита», «миниатюра»;

- знакомить с фрагментами жизненного и творческого пути М.П. Мусоргского;

- познакомить с историей создания вокального цикла «Детская»;

- исследовать выразительную интонационность вокальной пьесы «В углу» из цикла «Детская».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему: «Мусорянин пришёл!». Исконно русские интонации М.П. Мусоргского (3 класс)»

3 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ


Урок 2. «Мусорянин пришёл!» (Исконно русские интонации М.П. Мусоргского)

Цели и задачи:

- дать определения терминам «вокальный цикл», «сюита»;

- знакомить с фрагментами жизненного и творческого пути М.П. Мусоргского;

- познакомить с историей создания вокального цикла «Детская»;

- исследовать выразительную интонационность вокальной пьесы «В углу» из цикла «Детская».

Глоссарий по теме:

Интонация – это небольшой мелодический оборот, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения.

Музыкальный цикл – совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определённом порядке.

Сюита – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Музыка (от греч. musa - муза) – стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, предназначенных воздействовать на чувства человека.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Во 2 классе, знакомясь с творчеством Модеста Петровича Мусоргского, мы с вами размышляли о том, как в его произведениях отразилось стремление из звуков человеческой речи делать музыку:

«Какую ли речь не услышу… уж у меня в мозгах работает музыкальное изложение такой речи», - писал М. Мусоргский.

Вспомним, как мы «сочиняли сочинённое»: работали с текстами песен «Жук» и «Кот Матрос» — следили за интонационной выразительностью своего голоса, за тем, как живость и непосредственность выражения (как это и бывает в детских рассказах!) переплавляется в живую и свежую мелодическую линию.

Мы говорили, что интонацияоснова музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки, её характер – характер музыкальных образов. Интонация несёт в себе смысловое значение: изобразительность – движение (марш, прыжки и пр.), разнообразные шумы, явления окружающего мира (восход солнца и пр.) и выразительность – выражение разного характера, чувств и настроений людей.

Вспомним содержание этих вокальных пьес и охарактеризуем их интонационную выразительность:

  • Прослушивание «Жук», «Кот Матрос» Мусоргского.

- С помощью каких интонаций композитор «нарисовал» «живые» бытовые сценки?

А) «Жук»

В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.

Б) «Кот Матрос»

В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна, но на фоне пульсирующего ритма она звучит весьма взволнованно.

На прошлом уроке мы с вами рассматривали символическое «Древо русской музыки». Взглянем ещё раз на это древо: Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков...

- Как думаете, ощущали ли они себя русским народом, преемниками и продолжателями народной традиции? Чем для них была эта самая традиция?

- Почему их называют классиками русской музыкальной культуры?


  1. Целеполагание

Сегодня мы:

  • попробуем ответить на эти вопросы на примере творчества одного из этих русских композиторов – Модеста Петровича Мусоргского, рассмотрим отдельные фрагменты его творчества;

  • познакомимся с отдельными моментами его жизненного пути, поговорим о «русскости» творчества композитора и поразмышляем о его вкладе в развитие русской музыкальной культуры;

  • приблизимся к тому времени, когда надежды на будущее России отражались в размышлениях и воплощались в музыкальных произведениях талантливейших, благороднейших, образованнейших русских людей, одним из которых и был великий русский композитор М.П. Мусоргский;

  • прослушаем и исследуем интонационность вокальной пьесы «В углу» из цикла «Детская».


  1. Основной этап

  1. Работа с учебником

На страницах учебника (ст. 36-39) представлены тексты, портрет композитора М. Мусоргского. Здесь мы видим и размышления о судьбах развития русской музыкальной культуры, и воспоминания современников великих композиторов, и живые детские впечатления. Прочитаем этот материал - это очень важно для понимания музыки.

  • Чтение «Из воспоминаний писательницы, музыковеда В. Комаровой (урождённой Стасовой)» - ст. 36-37.

  1. Цикл «Детская»

«Детская» — цикл песен М.П. Мусоргского для голоса с фортепиано. Прозаические тексты, представляющие сцены из повседневной жизни детей, написал сам композитор.

Этот большой вокальный цикл, посвящённый детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. На эту мысль, возможно, его натолкнуло общение с детьми В. Стасова (русского музыкального и художественного критика), которого в те годы он часто посещал. Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Встречи с детьми друзей и родственников доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.

А) История создания цикла «Детская»

Вот такое приятное для композитора общение с детьми своего друга и натолкнуло его весной 1868 года на мысль о сочинении вокального цикла, посвящённого детям. Идея Мусоргского заключалась не в том, чтобы написать небольшие детские песенки - ему захотелось создать поэтические вокальные миниатюры, которые бы раскрывали внутренний мир ребёнка с его чувствами, радостями и огорчениями.

Не песенки для детей, а именно вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологиювот что было в центре внимания композитора.

Композитор сразу поставил перед собой задачу, что не только музыку, но и тексты к своим вокальным сценкам он тоже сочинит сам. Долго не раздумывая, Мусоргский приступил к осуществлению своего замысла и первая композиция, открывающая цикл, под названием «С няней» вскоре была написана, 26 апреля 1868 года. Первым делом Модест Петрович решил показать своё новое творение Даргомыжскому, которого именовал «великим учителем музыкальной правды» и чьё авторитетное мнение было для него весьма ценным. Александр Сергеевич, прослушав миниатюру, искренне одобрил начинание молодого композитора и рекомендовал ему обязательно его продолжить.

В 1870 году Мусоргский написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы уже в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.

Б) Просмотр видеофрагмента «Мусоргский. Детская»

В) Музыкальные посвящения

Из семи композиций, входящих в сборник, шесть отмечены посвящением известным деятелям русской культуры:

  1. «С няней» - великому русскому композитору А. Даргомыжскому.

  2. «В углу» - талантливому художнику В. Гартману, картины которого вдохновили Модеста Петровича на создание «Картинок с выставки».

  3. «Жук» - В.В. Стасову, ставшему идейным вдохновителем «Могучей кучки».

  4. «С куклой» - близким родственникам композитора Анастасии и Георгию Мусоргским.

  5. «На сон грядущий» - крестнику Александру Кюи.

  6. «Поехал на палочке» — Поликсене и Дмитрию Стасовым (родственники В.В. Стасова).

  7. «Кот Матрос» не посвящён никому.

Мусоргский предполагал, что вокальный сборник «Детская» будет включать не семь пьес, а гораздо больше, однако успел написать ещё всего лишь две композиции: «Сон ребёнка» и «Ссора двух детей».

«Никто не обращался к тому, что есть в нас лучшего, с речью более нежной и более глубокой», - так с восхищением отзывался французский композитор К. Дебюсси о цикле «Детская».


3) Тезаурус

В музыке «вокальный цикл» — это цикл романсов или песен, объединённых общей идеей, общей музыкальной темой.

Вокал – пение, исполнение голосом.

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.

Миниатюра - (от франц.) - небольшая музыкальная пьеса. Миниатюры бывают вокальные (для голоса), инструментальные (для фортепиано, также и для других инструментов), оркестровые.


4) Из биографии М. Мусоргского

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Сын старинной русской семьи. Его отец Петр Мусоргский был потомком древнего княжеского рода, который происходил от Рюрика, мать Юлия Чирикова — дворянкой, дочерью губернского секретаря. Она давала будущему композитору первые уроки музыки, учила его играть на фортепиано. Мусоргский был активным ребёнком и часто сбегал с занятий к няне — слушать русские сказки.

«Под непосредственным влиянием няни я близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом моих музыкальных импровизаций даже до начала (…) ознакомления с правилами игры на фортепиано». Модест Мусоргский, автобиография.

Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением.

В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.

Иногда группу этих композиторов называли кружком. Но со временем утвердилось название «Могучая кучка». И это было абсолютно правильно и разумно. Ведь было их всего пятеро, но талантом могучи и целью одухотворены! Их цель – создание национальной оперы, балета, симфонии, камерной музыки. Это и называется подъёмом музыкальной культуры своей страны.

Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года, вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была настоящая творческая мастерская, где звучала новаторская музыка только в национальном стиле.

В кругу друзей Модеста Мусоргского называли Мусорянином или Модинькой. Некоторые письма композитор подписывал прозвищем Мусорга. Оно произошло от слова «мусургос», которое с греческого переводится как «певец, музыкант».

Сочинение музыки для этой «кучки» композиторов стало делом всей их жизни. Они были мореплавателями, врачами, адвокатами, полководцами, банкирами, учёными, но именно музыкальное творчество принесло им мировую славу. Именно их произведения стали впоследствии называться русской классической музыкой.

Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест навсегда уволился с военной службы, чтобы целиком посвятить себя музыке. Наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая, разумеется, «жизнь русскую».

В 1863 году Мусоргский пишет «народные картинки» — песни «Светик Савишна» и «Калистрат» и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Его композитор создал под впечатлением от повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

«Я видел в своей … (музыке) самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а как «Савишна» вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом». Модест Мусоргский, автобиография.

Параллельно Мусоргский работал над вокальным циклом «Детская», в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения цикла одобрил крупный представитель музыкального романтизма - венгро-немецкий композитор Ференц Лист, бывший в то время одним из величайших пианистов XIX века, и даже прислал Мусоргскому подарок. Мусоргский вспоминал:

«Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьёзно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею».


5) Вокальная пьеса «В углу» из цикла «Детская»

А) Содержание пьесы

«В углу» - вторая песня-сценка цикла. В этой композиции описывается жизненная сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного, как он считает, несправедливыми упрёками - ведь во всём виноват котёнок, - это он всё натворил, а не Миша. Однако няня неумолима, и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить.

Музыка пьесы весьма выразительно передаёт все интонации и рассерженной няни, и обиженного ребёнка.

Б) Слушание «В углу»

В) Музыкальный анализ

- Начало песни (фортепианное вступление и речь няни) словно рисует стремительно разматывающийся клубок, а вместе с ним - и возмущение, и гнев няни, которая увидела беспорядок в комнате.

- Песню поёт один исполнитель. Но слушая её, кажется, что няня и Мишенька – это два разных исполнителя.

- Речь няни строгая, она возмущённо «говорит». Её мелодия имеет широкий диапазон (регистр охватывает первую октаву и часть второй октавы). Мелодия разнообразна: в ней есть и речитативные повторы одного звука и много широких скачков. Вся она звучит напряжённо и громко. А фортепианное сопровождение (неустойчивые поступенные пассажи в октавном изложении) усиливает это напряжение.

- Оправдательные фразы Мишеньки вносят в общее настроение песни успокоение. Быстрый темп сменяется медленным, громкая динамика - тихой. Только здесь «спадает напряжение» и становится понятным лад песни – это минор. Речь ребёнка распевная, печальная. В ней больше поступенного движения, чем скачков. Фразы мелодии прерываются паузами, изображая всхлипывания обиженного мальчика. Кажется, что Мишенька «говорит» в более высоком регистре, хотя диапазон его мелодии примерно тот же, что диапазон мелодии няни (первая октава и вторая). Фортепианное сопровождение «всхлипывает» вместе с Мишенькой, мелодия, в основном, движется вниз.

- Постепенно ситуация начинает меняться: убедив самого себя в собственной невиновности, Мишенька понемногу меняет тон. Интонации мелодии из жалобных постепенно переходят в капризные, более уверенные.

- А в конце «сценки» — это уже вопль «оскорблённого достоинства»: «Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила; Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»


6) Работа с учебником. Исследовательская работа

На развороте учебника (ст. 40-41) разбросаны реплики из части цикла «Детская». Рассмотрим эти нотные примеры (фрагменты из песни вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского «В углу»). Они послужат своеобразным подтверждением наших словесных размышлений и характеристик.

Попробуйте по ним восстановить основные контуры песни — где-то по нотированным примерам, где-то вспоминая музыкальные интонации в связи с сюжетом: «А Мишенька?..», «И пруточки разбросал...», «А няня?..».

В своей тетради вы можете сначала набросать варианты и выбрать затем из них наиболее достоверный.


  1. Вокально-хоровая работа: «Едет, едет Новый год!»

Цель: Доучивание песни, подготовка к Новому году.

Методический приём: Исполнение песни по желанию детей.


  1. Рефлексия

  • В чём выражается «русскость» творчества М.. Мусоргского?

Предполагаемые ответы учащихся: «Могучая кучка»; вклад в развитие русской музыкальной культуры, возрождение национальной культуры.

  • Выберите один верный ответ:

1) В каком веке жил и творил М.Мусоргский?

А) в XX веке Б) в XIX веке В) в XVIII веке.

Правильный вариант: Б

2) О каком вокальном цикле идёт речь?

«_________________ - это всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем нетроганных».

Список: Детская, Картинки с выставки, Любовь к трём апельсинам.

Правильный: Детская

3) Выберите два произведения Мусоргского:

А) Баба-Яга Б) Петя и волк В) Гном Г) Пятнашки

Правильный вариант/варианты: А, В


  1. Итог

Выдающийся русский критик В.В. Стасов сравнивал миниатюры из вокального цикла М.П. Мусоргского «Детская» с нитью из жемчугов и бриллиантов. Ими также искренне восхищался и знаменитый французский композитор Клод Дебюсси.

В замечательной музыке вокального цикла «Детская» чувствуется трепетное отношение композитора к миру детства. Искренне М.П. Мусоргский раскрывает мир детских чувств, радостей и огорчений, словно общается со слушателем на «детском языке», доступном и понятном всем.

Вокальный цикл «Детская» - это поистине уникальное произведение, созданное гениальным художником. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов!

В музыке пьесы «В углу» композитор очень правдиво раскрывает чувства ребёнка, которые он переживает в настоящий момент.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!