СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Философия фуги» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование фуги как главной полифонической формы.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 8 урока 3 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение определить основы полифонии как сочетания равноправных голосов, линий в произведениях разных видов искусства.

Личностные:

— формирование и определение образа автора — художника и композитора в одном лице — на примере личности и творчества М. Чюрлёниса.

Предметные:

— знание, умение объяснить, использование в рассуждениях понятий «фуга», «тема», «ритмическое увеличение/уменьшение», «зеркальное отражение», «токката».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Философия фуги» (6 класс)»

6 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8 (25). Философия фуги

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение определить основы полифонии как сочетания равноправных голосов, линий в произведениях разных видов искусства.

Личностные:

— формирование и определение образа автора — художника и композитора в одном лице — на примере личности и творчества М. Чюрлёниса.

Предметные:

— знание, умение объяснить, использование в рассуждениях понятий «фуга», «тема», «ритмическое увеличение/уменьшение», «зеркальное отражение», «токката».

Форма проведения занятия: Урок-исследование фуги как главной полифонической формы.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: М. Чюрлёнис. «Фуга»; «И.С. Бах играет на органе Потсдамской гарнизонной церкви» (репродукция иллюстрации).

Музыка: И.С. Бах. Органная токката и фуга ре минор (№ 25 аудиоприложения).

Песенный материал: Русская народная песня «Во поле берёза стояла», обработка Г. Струве; русская народная песня «В сыром бору тропина».

Виды деятельности учащихся: Работа с нотными примерами — анализ трёх тем фуг И.С. Баха, двух тем Органной токкаты и фуги ре минор. Анализ иллюстраций — картины М. Чюрлёниса и изображения И.С. Баха, играющего на органе. Выявление связей в строении картины «Фуга» со структурой музыкальной фуги. Освоение строения фуги, её составных частей. Анализ музыкально-выразительных средств, создающих величественный строгий характер в Органной токкате и фуге ре минор. Разучивание и пение двух русских народных песен, обсуждение их строения, музыкально-выразительных средств и содержания текста.

Коллективный проект — панно «Фуга».

Формы педагогического контроля: Контроль понимания картины М. Чюрлёниса, выявления связей между живописными и музыкальными образами и форма­ми. Контроль осознания этической и эстетической роли полифонии в искусстве на примере формы фуги. Контроль эмоционального восприятия Органной токкаты и фуги И.С. Баха. Контроль понимания нотных примеров, умения их проанализировать. Проверка качества пения русских народных песен, умения найти в них полифонические черты. Оценка проявления уважительного, патриотического отношения к русскому фольклору. Контроль выполнения задания в учебнике, направленного на метапредметные результаты — сделать рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу).

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

  • Какой музыкальный термин зашифрован в ребусе?

  • Объясните значения слов «полифония», «канон», «имитация», «камертон», «орган».

  • Что означает слово «полифония»?

  • Что отличает характер полифонической музыки?

  • Какие законы отличают полифонические произведения?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

При всём многообразии многоголосной музыки полифония достигла своего высшего выражения в фуге.

Сегодня мы продолжим разговор о полифонии на примере фуги немецкого композитора И.С. Баха, познакомимся с такими понятиями как «фуга», «тема», «ритмическое увеличение/уменьшение», «зеркальное отражение», «токката»; проанализируем полифоническое сочетание равноправных голосов, линий в произведениях разных видов искусства: музыке, живописи.

Тема урока – «Философия фуги».

3. Работа по теме урока

1) Понятие фуги

Фуга – это высшая форма полифонических произведений, в которой начальная тема проводится поочерёдно в нескольких голосах.

Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.

Нотные примеры:

В этих нотных примерах тем различных фуг мы можем отметить большое разнообразие. Тема фуги ре-диез минор певуча, печальна, неспешна. Тема фуги до минор имеет танцевальные черты  — изысканный ритм, акценты, подвижный темп, строение из коротких мотивов. Тема фуги до-диез минор имеет очертания «мотива креста» — очень важного мотива в творчестве Баха. «Тема креста» движется вниз, потом вверх, возвращаясь к тому звуку, с которого начиналась.

Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) – не только обогащают её звучание, но придают её интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.

Иными словами, фуга – полифоническое произведение, основанное на теме: тема изменяется каждый раз при проведении в другом голосе.

Фуга была любимой формой И.С. Баха и его современников — композиторов эпохи барокко. Фуга живёт и в музыке следующих веков — в творчестве классиков Моцарта, Бетховена, романтиков Мендельсона и Листа, произведениях композиторов XX в. Хиндемита, Шостаковича, Бартока. И.С. Бах, например, создал целый цикл, состоящий из прелюдий и фуг, - «Хорошо темперированный клавир». Этот настоящий монументальный труд Иоганна Себастьяна Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки.

В «Хорошо темперированном клавире» каждой фуге предшествует прелюдия, играющая роль вступления. На занятии, посвящённом гармонии, вы знакомились с прелюдией до мажор. Прелюдии обычно не имеют таких ярких полифонических черт, как фуги. Строение фуг гораздо строже и сложнее.

В Музыкальной энциклопедии читаем: «Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения» (т. 5, с. 975).

Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.

2) Фуга в живописи

А) М. Чюрлёнис. Фуга

Перед вами - картина литовского композитора и художника конца XIX – начала XX вв. Микалоюса Чюрлёниса. Внимательно рассмотрите её. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.

М. Чюрлёнис. Фуга

Рассматривая картину Чюрлёниса «Фуга», мы можем увидеть тему (ёлочка), её зеркальное отражение (ёлочки «вверх ногами»), увеличение (крупная ёлка на переднем плане).

Картина Чюрлёниса – это полное соответствие начальному построению фуги.

Первое проведение – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы - значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.

В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации.

И, как итог, кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный насыщенный цвет).

Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации.

Общая цветовая гамма картины (в зелёных тонах) соответствует единообразию содержания фуг музыкальных — обычно вся фуга выдерживается в одном характере.

Б) Краткая справка о художнике и композиторе

Чюрлёнис родился в семье органиста, с детства учился играть на фортепиано, позже — на флейте, закончил Варшавский музыкальный институт, Лейпцигскую консерваторию по классу композиции. Также он посещал художественную школу, учился в Варшавской школе изящных искусств.

Деятельность Чюрлёниса проходила в двух направлениях — музыкальном и живописном; он записывал и гармонизовывал ме­лодии литовских народных песен, был организатором литовских художественных выставок.

Чюрлёнис — автор симфонических поэм «В лесу» и «Море», а также картин, которым он давал музыкальные названия («Соната», «Прелюдия», «Фуга»).

Картины хранятся в Каунасском художественном музее, носящем его имя.

Картины Чюрлёниса очень музыкальны: это проявляется в их строении, особой ритмичности, богатстве колорита.

3) Фуга в музыке

Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих композиторов. Так, И.С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих замыслов воплотил именно в фуге – то монументальной, то песенной, то строгой, то шутливой.

Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И.С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.

И .С. Бах играет на органе Потсдамской гарнизонной церкви













А) Токката и фуга ре минор И.С. Баха

Слово «токката» происходит от итальянского глагола «трогать», «прикасаться».

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем определение токкаты: «В наиболее распространённом значении — виртуозная пьеса для клавишного инструмента, предназначенная для того, чтобы «потрогать» клавиши, т.е. проявить беглость пальцев» (с. 860).

Токкату и фугу И.С. Бах написал в Веймаре, где на протяжении девяти лет работал органистом (там же он сочинил много органных хоральных прелюдий, одну из которых вы слушали несколько уроков назад на занятии, посвящённом различным темпам). Токката и фуга — одни из самых величественных масштабных музыкальных произведений, имеющих общечеловеческое этическое содержание.

Токката полна ораторского пафоса, торжественности, строгости; так же как прелюдия, токката подготавливает слушателей к фуге и не имеет строгой полифонической формы.

Тема фуги происходит от одной из мелодий токкаты.

Органные фуги Баха крупнее по масштабам, чем его клавирные фуги, более многозвучны. Фуга ре минор — пример грандиозной по содержанию и размерам органной фуги.

Б) Слушание и музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 27 ученики отдельно разбирают строение темы токкаты и темы фуги. Патетический характер токкаты определяют громкая динамика (ff), неуклонное движение мелодии из верхнего в нижний регистр, многозначительные паузы, продлённые ферматами.

В теме органной фуги учитель обращает внимание на большие масштабы темы и её многозвучие (ученики могут посчитать количество звуков в теме — 32). Такие длинные темы фуг нехарактерны для Баха. В данном случае тема отражает большие масштабы самого произведения, его особую значительность. Также внимание учеников нужно заострить на скрытом двухголосии темы: один звук всё время повторяется, а другой идёт вниз, а потом волнообразно возвращается вверх.

4. Вокально-хоровая работа

Сегодня вы разучите и исполните две русские народные песни.

Прослушайте их и постарайтесь найти в них полифонические черты. Расскажите о строении песен, музыкально-выразительных средствах и содержании текста.

  1. Слушание и музыкальный анализ

А) Русская народная песня «Во поле берёза стояла», обработка Г. Струве - https://youtu.be/0Z9r4hqvQPE

? Какой способ развития используется при исполнении песни в обработке композитора Г. Струве? В какой форме полифонической музыки он используется?

- В песне «Во поле берёза стояла» третий, четвёртый и пятый куплеты исполняются канонически.

Б) Русская народная песня «В сыром бору тропина» в обработке А. Гречанинова - https://youtu.be/zGOwVfbOruo

? Обработка народной песни для хора написана в куплетной форме, где куплет состоит из двух идентичных по структуре предложений, отличающихся лишь некоторыми ритмическими и интонационными моментами (Фраза = 4 такта, Предложение = 8 тактов). Сколько куплетов в песне?

- Семь.

? Текст песни передаёт простое, но в тоже время близкое по духу народному творчеству поэтическое содержание. Песня состоит из 7 куплетов, что также характерно для русского фольклора. Проанализируйте содержание песни:

В сыром бору тропина, (2 р.)
Тропина, тропина. (2 р).

По той тропке галка шла, (2 р.)
Галка шла, галка шла. (2 р.)

А за галкой соколик, (2 р.)
Соколик, соколик. (2 р.)

Поймал галку за крыло, (2 р.)
За крыло, за крыло. (2 р.)



За то крыло правое,
За пёрышко сизое,
Сизое, сизое. (2 р.)

«Постой, галка, не скачи, (2 р.)
Не скачи, не скачи». (2 р.)

«А ты, сокол, не держи, (2 р.)
Не держи, не держи». (2 р.)

Песня доносит к слушателям картину русской народной поговорки, в которой главными героями являются птицы. Но, как правило, за героями животными скрываются личности обычных русских людей. Текст шуточный, задорный, отображающий отношения простых людей.

В словах песни мы находим отражение музыкального приёма имитации (повторения фраз).

Тональность песни сохраняется на протяжении всего произведения без отклонений. Гармония простая, использованы элементы имитации: проведение мелодии на выдержанном звуке; сохранены слоговые распевы, что присуще народной песне; голоса партий (сопрано, альтов) движутся противоположно и сходятся в унисон – так же являются характерными чертами народного стиля.

Характер ритма и мелодии, настроение – шуточные, игривые и чёткие одновременно.

Динамический нюанс в самом начале произведения - mp (меццопиано) - подразумевает относительно тихое начало и дальнейшее динамическое развитие в соответствии с литературным текстом и музыкальным материалом.

  1. Разучивание и пение русских народных песен

А) «Во поле берёза стояла» - https://youtu.be/Yrte24VIyP0

Примечание. В песне «Во поле берёза стояла» канон разучивается отдельно.

Б) «В сыром бору тропина» - https://youtu.be/lE15zga28f4

5. Итог

Сегодня мы закрепили понятие полифонии, познакомились с полифоническим жанром фуга на примере творчества одного из композиторов Иоганна Себастьяна Баха.

Но неудивительно и то, что многие композиторы стремились открыть тайну фуги. Высшие её образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще. В фуге способны найти выражение самые глубокие и благородные мысли и чувства, на которые способен человек.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Какое музыкальное произведение называется фугой?

  2. Какие особенности фуги запечатлены на картине М. Чюрлёниса? Как ты считаешь, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?

  3. Опиши своё впечатление от музыки Органной токкаты и фуги ре минор И.С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?

  4. Попробуй нарисовать рисунок, выражающий полифоническую форму (канон, фугу).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!