СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему « Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка» (7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  7 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.

Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему « Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка» (7 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

7 класс

III ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 1 (18). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка


Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.


ХОД УРОКА

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

- Какие чувства выражает прослушанная музыка?

Ответы учащихся.

- Прозвучал один из фрагментов камерной музыки - Патетическая соната Л. Бетховена.

Камерная музыка относится к направлению «Академическая музыка». Существует всего четыре музыкальных направления: народная музыка, духовная музыка, академическая (светская) и популярная музыка. Развитие музыкальной культуры во все времена происходило во взаимодействии двух основных направлений: светского и религиозного (духовного).

Духовная музыка - это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И.С. Баха, Ф. Шопена. 

Светская музыка - это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня мы:

  • прослушаем и сравним религиозную и светскую музыку русских и зарубежных композиторов;

  • увидим, что основные направления музыкальной культуры отражают не только мысли и чувства человека, но и культуру страны, к которой принадлежат;

  • рассмотрим направления светской и духовной музыки на основе уже пройденного материала;

  • выясним и осмыслим принципы драматургического развития в светской и духовной музыке.

Тема урока – «Два направления музыкальной культуры».

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera - комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.


2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

«Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе — хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу духовного воздействия религиозной музыки.»

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развёртывается в совершенной полифонической форме — фуге.

  • Слушание музыки и музыкальный анализ

А) Слушание и сопоставление хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.С. Баха и Духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского (1-я часть)

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

- Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

- На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

- Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

- Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:


М. да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли


























М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.


Ответы учащихся.

Б) Слушание и сопоставление музыкальных фрагментов из Реквиема В.А. Моцарта, «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, «Аве Мария» Ф. Шуберта и «Ноктюрна» из Квартета №2 А.П. Бородина

- Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

Ответы учащихся.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

  • Песня-молитва иеромонаха Романа «В минуту скорбную сию...»

  • Песня-притча «Послушник и монах» С. Копыловой (из альбома «Дар Богу»)

  • Песня «Слава Богу за всё!» А. и Е. Михайловых

Текст песни «В минуту скорбную сию...»:

В минуту скорбную сию

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

Безумие моё.

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Созвездие Креста.

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

- Стихи, мелодия и красивый голос иеромонаха Романа – будто великая проповедь. Это погребальная песня: и стихи, и музыка печальные. Но оказывают согревающее действие для души человека. И так не хочется прожить жизнь зря... Очень красиво сказано: «Созведие Креста».

- Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

- Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

- Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

4. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни М.А. Минкова на слова Ю.С. Энтина «Дорога добра»

Сегодня разучим песню, которую никогда не назовёшь религиозной, но в которой нравственные начала раскрываются в зависимости от особенностей её жанра: её современное ритмическое оформление в единстве со словом обретает силу внушения («Мой друг, всегда иди дорогою добра»). В этом смысле мы можем здесь говорить об истоках драматургии, которые восходят к заклинаниям в мифологических обрядах, к проповеди в церковной практике и поучениям.

5. Итог. Рефлексия

- Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

  • Исполнение разученных ранее песен:

  1. «Будь со мной» («Молитва») Е.П. Крылатова

  2. «Молитва» Б.Ш. Окуджавы

- Ответьте на вопросы:

  • Какие из прослушанных и исполненных на сегодняшнем уроке произведений относятся к жанру религиозной музыки, какие – светской?

  • Какие чувства и мысли вызвала у вас та или иная музыка?

- Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

  • Слово «Классика» в переводе с латинского языка означает:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

  • Выберите из предложенного списка жанры духовной музыки:

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

  • Назовите жанры вокальной музыки:

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

  1. Написать вступительное слово к одному из прослушанных ранее полюбившихся произведений камерной музыки;

  2. Выучить наизусть и выразительно исполнять песню М. Минкова «Дорога добра»;

  3. Найти в Интернете и разучить современную песню на религиозную тематику. Записать в тетради, какой её образ созвучен нашему времени?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!