СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Будем сказку складывать» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра.

Урок рекомендован в рамках реализации ФГОС НОО  Образовательная система «Школа -2100» по программе  «Музыка» (УМК В.О. Усачева, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс) во втором классе, в рамках изучения темы  «О чем рассказывает музыка» и позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти.

Цели и задачи: Приобретение детьми некоторого опыта освоения обширного музыкального пространства и собственного сочинительского опыта; помочь детям понять, как рождается и практически реализуется сквозное музыкальное развитие.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные результаты:

-  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;

- формирование понятия дружбы.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

 - высказывать своё предположение на основе учебного материала; 

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

 Коммуникативные УУД:

- устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Будем сказку складывать» (2 класс)»

2 класс

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3. БУДЕМ СКАЗКУ СКЛАДЫВАТЬ

Цели и задачи: Приобретение детьми некоторого опыта освоения обширного музыкального пространства и собственного сочинительского опыта; помочь детям понять, как рождается и практически реализуется сквозное музыкальное развитие.

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 34—37.

2. Рабочая тетрадь, с. 21—25.

3. Различные шумовые инструменты.



ХОД УРОКА

Вход в класс под музыку Ф. Шопена «Ноктюрн».

  1. Организация урока. Музыкальное приветствие

2. Мотивация. Актуализация знаний

- Я очень рада встрече с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке. (На слайде – портрет Ф. Шопена кисти Делакруа).

?

- Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

- Кто композитор этого произведения?

- Расскажите о настроении этой музыки. О чём поведал нам композитор своей музыкой, о чём он мог думать, когда сочинял такую нежно-печальную мелодию? Каким было его душевное состояние в этот момент?

- А может ли настроение его музыки быть связано с одиночеством?

Ответы детей.

- Вы дома учили песню современного автора про одиночество. Давайте её исполним. Как мы будем петь? Какой музыкальный характер выдерживать? Почему?

Исполнение «Песни про одиночество».

3. «Верба и воробей». Работа по теме урока

1) Знакомство с литературной основой будущей музыкальной сказки

Сегодня мы с вами попробуем вместе сочинить инструментальную сказку. Будем сказку складывать и наблюдать, как она растёт, и как меняется интонация (разворот учебника «Всё растёт, всё изменяется» - ст. 34-37). Обратите внимание, в учебнике есть ряд подсказок - можно выбрать подходящие музыкальные инструменты, ритмоформулы и необходимые динамические оттенки: p, f, mp.

Пока будете вслушиваться в текст сказки, попытайтесь почувствовать (подсознательно) в символике «прирастания» персонажей будущую форму произведения.

Подберите к персонажам сказки своеобразные рисованные образные характеристики (шумовые инструменты).

Какие приёмы игры на детских инструментах вы примените - шуршание, поскрёбывание, глиссандо?

А, может быть, чтобы было интереснее, добавим ещё всякие занимательные интересные подробности в виде разноголосицы и пропевание определённо звучащих интонаций (шёпот, громкое дыхание, подвывание)?

Постарайтесь применить также жанровые черты (песенно-танцевально-маршевые), которые наиболее подходят для выражения характеров, ситуаций и действий героев сказки.

Итак, слушаем сказку:

Воробейка-воробей

Просит вербу:

— Поскорей

Покачай деточек,

Не жалей веточек! —

Верба не хочет.



— Козочки рогатые,

Сестрицы бородатые!

Поскорее приходите,

Вербу накажите,

Чтоб качала деточек,

Не жалела веточек! —

Козочки не хотят.



— Волки зубастые,

С огромными пастями!

Поскорее приходите,

Козочек накажите,

Чтобы к вербе бежали,

Чтоб лентяйку бодали,

Чтоб качала деточек,

Не жалела веточек! —

Волки не хотят.



— Охотники дружные

С палящими ружьями!

Поскорее приходите,

Волков накажите,

Чтобы глазами сверкали,

Чтобы козочек напугали,

Чтобы к вербе бежали,

Чтоб лентяйку бодали,

Чтоб качала деточек,

Не жалела веточек!



Охотники пришли.

По лесу заходили,

Из ружей запалили.

Волки задрожали,

В лес побежали,

Глазами засверкали,

Козочек напугали.

Козочки задрожали,

К вербе побежали,

Головы нагнули,

Лентяйку боднули.

Верба испугалась,

Вся заколыхалась,

Не жалея веточек,

Укачала деточек.



С той поры без устали

Качается у речки,

Чтобы птички шустрые

Засыпали крепче. (М. Танк,1945 г.)

Теперь поразмышляем:

В этой стихотворной сказке действие происходит по нарастающей. К каждому предыдущему действию поочередно добавляются следующие: воробей просит вербу покачать своих деточек, но та не хочет этого делать. После последовательного привлечения к этому делу нескольких помощников все благополучно завершается, к общему удовольствию.

- Назовите всех персонажей, о каких идёт речь в сказке? Какие шумовые и музыкальные инструменты вы подберёте, чтобы передать образную характеристику ваших героев?

- Чтобы понять форму нашей с вами будущей музыкальной сказки, обратим внимание на встречающиеся в тексте повторы. Назовите их. Какой музыкой (мелодией) можно их передать?

- Развитие же сюжета в сказке и, соответственно, в музыке обеспечивается появлением контрастных эпизодов. Какие динамические оттенки применим?

- Какой музыкой можно закончить нашу сказку? Как называются народные песни, которые исполняются при укачивании маленьких детей?

- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

- Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

- Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

Дети выполняют.

- А теперь, чтобы у нас с вами получилась настоящая музыкальная сказка, подброшу вам несколько небольших идей-хитростей - в сказке есть два лейтинтонационных источника: первый тема торжественного вступления, второй — воробьишкина музыка. Как вы их видите и чувствуете?

Ответы детей.

- И там, и там мы можем использовать вариационность (как способ, вид развития). Но если в воробьишкиных репликах и просьбах интонационные варианты незначительны и отражают лишь некоторые изменения в настроении незадачливой няньки, то благодаря вариационности первой лейттемы всё произведение представляет собой вариационный цикл с чертами рондо.

Но, несмотря на все эти сложности, всё оказывается предельно простым: воробей трижды обращается к различным персонам с просьбой, трижды получает отказ; четвёртая просьба — кульминация, где «охотничья» вариация притягивает к себе всех персонажей.

Финальная же часть – торжество спокойствия и умиротворения.

Именно за этим и стоит художественная закономерность!

Творчество, конечно, безгранично, но при этом старайтесь не забывать о том, что в качестве его составляющих всегда должны присутствовать художественный смысл и музыкальность!

2) Пробы «музыкального пера»: Совместное исполнение на детских инструментах «собственного музыкального сочинения»

Учитель повторно читает сказку, дети оформляют её сюжет игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах.

4. Разучивание, исполнение «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка»

В конце нашей с вами музыкальной сказки прозвучала «колыбельная» музыка. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему, как думаете?

- Наверное, потому, что ребенок впервые слышит колыбельную в исполнении самого родного и дорогого ему человека – мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково покачивая и поглаживая малыша, выражает в своем непритязательном колыбельном напеве чувство безграничной и нежной любви.

- Разучим и споем сегодня с вами одну из колыбельных песен.

(Проводится вокально-хоровая работа).

5. Чему сегодня научились? (Итог. Рефлексия)

  • Что у вас получилось лучше всего?

  • Понравилось ли вам работа на уроке?

  • Отметьте ваше настроение «смайликом» на своём лице.

6. Домашнее задание: Нарисовать рисунок (иллюстрацию) к музыкальной сказке «Верба и воробей». Выучить, выразительно исполнять «Колыбельную песню Медведицы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!