Конспект урока математики
Программа: «Школа России». Учебник математики М.И. Моро и др.
Тема урока: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Учитель ГОУ СОШ №429 Щетко Т.С.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов.
Задачи урока:
Уточнить и сформировать отношение «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Развивать навык счёта.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Методы работы:
деятельный (процесс познания идет от учеников),
наглядно - демонстративный,
частично - поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать,делать выводы и обобщения под руководством учителя),
практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник математики для 1 класса под редакцией Моро М.И., Волкова С.И., ленточки разного цвета и разной длины, наборы полосок разной длины (для работы в парах), цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент:
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодиться!
Тот, кто хочет много знать,
Должен САМ все постигать.
- Как вы думаете, почему важно самому постигать новое?
- Я верю, что каждый из нас будет стремиться познавать новое.
Приветствие.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний. Устный счет.
1)Презентация ,разгадывание ребуса
КАТОК
КУЛАК
РУКАВ
КОРОВА
2)Повторить счет до 10 и изученные числа в пределах четырёх.
- Сосчитайте от 1 до 10 (хором)
Назовите:
- соседей числа 2;
- число, следующее за числом 3;
- назовите число, которое стоит между числами 3 и 5.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ
3) Игра «Составь узор»
Повторить понятия «слева», «справа», «выше», «ниже»
Возьмите карточку из конверта. Приготовьте цветные карандаши.
-Треугольник в центре закрасьте красным цветом.
-круг слева от треугольника закрасьте желтым цветом.
- Справа от треугольника закрасьте круг зеленым цветом.
- правее зелёного круга закрасьте квадрат желтым цветом.
-слева от жёлтого круга закрасьте квадрат зелёным цветом..
- под жёлтым квадратом закрасьте круг синим цветом.
- над зелёным квадратом закрасьте круг красным цветом.
Давайте проверим, все ли у вас получилось.
Давайте посчитаем фигуры:
- сколько кругов справа от треугольника 2
-сколько кругов слева от треугольника 2
-сколько всего кругов 4
-Сколько треугольников в узоре 1
-Что больше 1 или 4?
-Сколько треугольников надо дорисовать ,чтобы их стало столько же? 3
-Сколько всего квадратов ? 2
-Сколько квадратов надо дорисовать, чтобы их стало столько сколько кругов? 2
-А сколько всего фигур в узоре? 7
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише , тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
3.Самоопределение к деятельности
Проблемная ситуация.
- Посмотрите у меня в руках две ленточки – зеленая и красная.
(Учитель показывает две ленточки разного цвета и разной длины (длина лент не должна сильно отличаться.)
- Которая из ленточек длиннее? Почему?
Возможен разный вариант ответов (одни могут сказать, длиннее зелёная, другие - красная).
- Как можно проверить, правильно ли вы ответили?
- Нужно приложить одну ленточку к другой.
Учитель прикладывает ленточки друг к другу не совмещая края .
- Какая ленточка длиннее?
- Невозможно определить, какая ленточка длиннее.
Учитель прикладывает ленточки друг к другу совмещая края.
- Теперь мы можем ответить на вопрос - какая ленточка длиннее?
- Определить можно. Длиннее красная лента.
- А теперь посмотрите на эти ленты (учитель показывает другие две ленты одинаковые по цвету и длине).
- Помогите мне сравнить их по длине.
- Что вы скажете о длине этих ленточек?
Дети пробуют сравнить отрезки путем наложения.
- Полоски одинаковые по длине.
- Какова тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?
Будем говорить о длине предметов.
- Какие слова мы использовали при сравнении длины ленточек?
ДЛИННЕЕ= КОРОЧЕ = ОДИНАКОВЫЕ ПО ДЛИНЕ
- Эти слова будут сегодня главными на уроке. ДОСКА- таблички
- Чему мы должны научиться на уроке? –
(Будем учиться сравнивать предметы.)
- Откройте учебники стр. 32. Уточним нашу цель.
(Будем учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче.)
(Читает хорошо читающий ученик)
Какой способ сравнения мы уже рассмотрели? - Наложение, совмещение.
- Рассмотрите рисунок.
- Что делают ребята?
Выгуливают собак, дрессируют. О чем спрашивает нас учебник?
- Сравните «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; какая лавочка короче.
- Но сначала скажите, как вы понимаете, что значит «сравнить на глаз»?
- Когда можно сравнить на глаз? (Сравнить, не измеряя, не накладывая.) - Когда явно видно, что длиннее, что короче.
Дети работают с рисунком и отвечают на вопросы.
- Какой поводок длиннее, какой короче?
- Чей хвост длиннее?
- Какая лавочка короче?
- Как мы сравнивали длину этих предметов? - « На глаз».
- Рассмотрите следующий рисунок.
- Как сравнивали длину ремней? - Наложением.
- Сравните ремни по длине. Какой ремень длиннее? Какой короче?
- Сравните ремни по ширине. Какой ремень шире, какой уже?
- Что мы хотели узнать в начале урока? Научиться сравнивать по длине
- Какие способы сравнения выяснили? На глаз, наложением или совмещением
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз - поднялись, потянулись
Два - согнулись, разогнулись
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Практическая работа в парах:
- У вас на партах лежит набор полосок. Задание, которое я вам предложу, вы будете выполнять в парах.
- Сравните полоски бумаги одним из изученных нами способов – наложением или «на глаз».
- Раскрасьте самую длинную полоску красным цветом; самую короткую – синим цветом; если есть полоски одинаковой длины, раскрасьте их зелёным цветом.
Каким способом сравнения длины вы воспользовались для определения самой длинной и самой короткой полосок? Почему?
- Определили на глаз, т.к. полоски сильно отличаются друг от друга
Для сравнения одинаковых по длине полосок необходимо наложить их друг на друга.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Предлагаю вам проверить самих себя. Откройте тетрадь на стр.12
Найдите задание с полосками.. Раскрасьте ту, которая короче.
Самопроверка по эталону:
- Возьмите зеленый карандаш и проверьте свою работу. Если допущена ошибка, поставьте рядом знак «?», если все верно, то знак «+».
- Кто допустил ошибку?
- Кто справился без ошибок?
- Каким способом вы сравнивали длину? - «На глаз»
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Посмотрите вокруг. Что у нас в классе имеет отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Ученики приводят примеры.
7. Итог урока. Рефлексия
Если вам всё было понятно и интересно разукрасили кружок желтым цветом.
Если не всё получилось на уроке зеленым цветом.
Если урок был не интересным , красным цветом.
- Над какой темой мы сегодня работали? Чему хотели научиться?
- Хотели узнать, как разными способами сравнивать длину.
- Какие ключевые слова были главными на нашем уроке?
Длиннее, короче, одинаковые по длине.
- Какими способами можно сравнить длину?
Наложением, «на глаз».
- Мы достигли поставленной цели?
Да. Мы выяснили, что можно сравнивать «на глаз» и путём наложения.
- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок. Урок окончен.