СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока МХК "Художественная культура ислама"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока МХК "Художественная культура ислама"»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИСЛАМА (Слайд 1)


Цели урока:

  1. Знакомство с культурой ислама.

  2. Развитие умений составлять конспект по лекции учителя.

  3. Воспитание компетентного зрителя и слушателя, подготовленного к общению с произведением искусства.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

В VII веке на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. (Слайд 2)

Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение» и означает абсолютную веру в одного бога – Аллаха. Люди, исповедующие ислам, называют себя мусульманами (арабское «муслим» - вручившие себя Богу).

Ислам стал основой развития культуры мусульманского востока.

III. Объявление темы, целей урока.

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Арабскому халифату, для того, чтобы познакомится с особенностями культуры ислама.

Сегодня задача нашего путешествия определить основные особенности архитектуры, изобразительного искусства, литературы в мусульманской культуре.

IV. Объяснение нового материала.

1. Архитектура ислама

Для начала мы посетим известные города народов Арабского Востока, и, как всегда, начнем с архитектуры.

Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций (Слайд 2):

Из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы,

Из Египта – колонные залы,

Из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

При этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры. Его своеобразие заключается в системе строгих математических расчетов, которые ведут к бесконечности, подчиненной не законам разума, а высшей воле, не подвластной человеку. Здесь были разработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки (Слайд 4)

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (Слайд 5) – место для совершения земных поклонов. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженной галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галереи располагались на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. Вход в мечеть надлежало держать открытым, так, как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха. Ярким примером является Мечеть Имама (1611- 1630г), где мы видим обилие ярой цветной мозаики, составленной их раскрашенных, а затем обожженных изразцов как во внутреннем, так и во внешнем декоре. Как правило, преобладают сине-голубые, бирюзовые цвета в сочетании с желтым, розовым, темно-пурпурным, зеленым и белым- 7 цветов, или «полу-ряд», как называют эту гамму по-персидски. Почти отсутствуют красный, розовый и коричневый цвета. Эта гамма появилась позднее, в конце 18 века, тогда же перестали использовать сложные мозаичные декоры, требующие кропотливой планировки, и перешли к более упрощенному дизайну, что позволило ускорить строительство.

На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб) (Слайд 6), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман.

С конца VIII века рядом с мечетью стали возводить минареты – маяк (Слайд 7) – стройные башни, с верхней площадки которых священник (муэтдзин) 5 раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше 6. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Ярким примером архитектурного ансамбля является главная мечеть города Стамбула — "Султан-Ахмед-джами, известная как Голубая мечеть. Мечеть была основана султаном Ахметом I, он сделал заказ архитектору Мехмеду Ага в 1606г, строительство продолжалось до 1609г, весь комплект был закончен в 1616г. мечеть расположена напротив собора Айя София, словно соперничает с ней. По замыслу архитектора, комплекс мечети должен был превосходить Айя Софию своим великолепием, и он выполнил свою задачу- Голубая мечеть удивительно пропорциональна, гармонична, ее минареты словно парят в небе. Обычно мечети имеют от 1 до 4 минаретов, но у Голубой мечети их шесть - аналогично Большой мечети в Мекке, где в результате был достроен седьмой, чтобы сохранить главенство основной мусульманской святыни.

С минаретами связана интересная история, согласно которой султан Ахмет хотел видеть золотой минарет, сказав архитектору слово «алтын», что значит «золотой». Тот не расслышал, однако переспросить султана не решился, поняв как «алти», что означает «шесть». Так появилось шесть минаретов. Тем не менее, султан остался доволен, ведь до него ни у одного султана не было мечети о шести минаретах.

Весь комплекс занимает большую территорию, по периметру располагаются мраморные фонтаны для омовения. Мраморные ступени ведут во внутренний двор, в центре которого – также фонтан, уже чисто декоративный. Мрамор для строительства мечети доставлялся с острова Мармара.

С VIII века минарет становится характерным символом мусульманской архитектуры, т.е стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Все минареты отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика.

Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни возвышается минарет аль-Мавира. Гигантское сооружение достигает 50 метров в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (Наклонной плоскость, заменяющей лестницу)

Другой тип мечети – медресе (семинарии) (Слайд 8) Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – худры, в которых живут семинаристы. Ярким примером являются Медресе Чахор-Баг. Мать Шаха-Султана Хусейна, последнего правителя Сефивидов (1502—1836) построила это богословское учебное заведение между 1704 и 1714 годами на Чахари Багх или улице Четырех Садов в Исфахане. Доход от большого двухэтажного караван-сарая, построенного рядом с медресе, позволял финансировать студентов и преподавателей.

Выдающимся памятником исламской архитектуры, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре (Слайд 9). Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 метров обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору. По мере удаления от зрителя надписи увеличиваются таким образом, что кажутся одинаковыми и на уровне человеческого роста. Здание венчает огромный купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем. Он так изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне».

А вот прообраз Тадж-Махала – это усыпальница Гури Амир. Здесь похоронен Тимур вместе со своими сыновьями и внуками. В 1404 году Тамерлан приказал построить мавзолей Гури-Эмир (Мавзолей Эмира) для своего любимого внука, Мухаммада Султана, скончавшегося в Иране. Со временем, мавзолей стал родовым склепом династии Тимуридов. При правителе Улугбеке, внуке Тамерлана, в мавзолее была поставлена вокруг могил ажурная мраморная решетка, изготовлено надгробие Тамерлана из глыбы темно-зеленого нефрита, на надгробии надпись - генеалогия Тимура. Рядом могилы его сыновей Шахруха и Мираншаха и внуков Мухаммад-Султана и Улугбека. Над склепом слева находится одноцветный мраморный маркер Мирсаида Барака – наиболее уважаемого учителя Тимура.

(Слайд 10) Дворец Чихил Сутун
Дворец получил свое название из-за 20 колонного перистиля, отражающегося в заводи пруда. Заложенный в конце правления Шаха Аббаса, дворец окончательно был завершен во второй половине XVII века и служил местом для аудиенции иностранных послов. Внутри дворца настенная роспись времен предыдущих династий, позволяющая судить об архитектурном искусстве в период их расцвета.



2. Характерные черты изобразительного искусства

Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (фр. «арабский»). - форма орнаментального искусства (Слайд 11)

Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Согласно аль-Бируни, геометрия называлась геодезией, и ее относили к разделу естественной философии, предметом которой являлось создание комбинаций материальных форм во времени и пространстве. Во времена Ибн Сины геометрию классифицировали как математическую науку. Однако до сегодняшнего дня многие считают ее наукой религиозной, так как сакральная геометрия составляет основу исламской архитектуры. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение "в геометрии проявляется Всевышний".

Первоначально он включал растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Его линии плавны и симметричны. В арабесках соблюдается мерный ритм. Движение рисунка может быть остановлено или продолжено в любой точке. Как в детском калейдоскопе, узорный рисунок распадается, и вместо него возникает другой. Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и грации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность.

В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии (Слайд 12), тесно связанное с искусством арабески. Арабская каллиграфия является важнейшим видом искусства ислама, это своего рода символ ислама, отражающий его многогранность и в то же время - единую форму, его гармонию, красоту и силу. В эстетических принципах каллиграфии проявляются культурные ценности исламского мира. К сожалению, искусство каллиграфии известно в России немногим. Это искусство сложно и необычайно многогранно, и на наших страницах рассказывается лишь о некоторых его азах, дающих общее представление об этом искусстве. Стандартные инструменты для занятия каллиграфией - это тростниковые перья, кисточки, ножницы, нож для подрезания перьев и чернильница.
Тростниковое перо, часто называемое «калямом» (по-арабски слово «калям», собственно, означает «перо»), и по сей день остается самым распространенным инструментом для подлинной каллиграфией. Держать перо нужно средним, указательным и большим пальцем, большое значение имеет угол наклона кончика пера по отношению к плоскости листа. Нельзя сильно нажимать на перо, это должны быть легчайшие, «воздушные» прикосновения.

Издревле самые лучшие перья поставлялись из прибрежных земель Персидского залива и продавались по всему мусульманскому миру. Перья считались очень ценным предметом. Мастера каллиграфии пробовали самые разнообразные калямы, чтобы постичь различные ступени этого искусства. Форма пера, степень его заостренности, также зависела и от уровня самого мастера. «Сделайте ваш нож острее, чем бритва, не режьте больше им ничего, кроме каляма, и хорошенько храните его». Стандартная длина пера колебалась от 24 до 30 сантиметров и 1-1,5 см в диаметре.

Знаменитый путешественник-ориенталист 19 века, Дэвид Джеймс, отмечает, что срезанный тростник оставляли лежать на земле в течение нескольких недель, пока он не достигнет нужной кондиции, потом его собирали, сортировали, обрезали и зачищали. Каллиграфы имели доскональные знания о том, как выбрать наилучший тростник, как расщепить его ровно посередине, как заточить и потом подрезать кончик пера. Хорошее перо было заветным и даже передавалось по наследству. А иногда, когда каллиграф умирал, его перо клали в могилу вместе с ним.

Чернила были разноцветными: черными, коричневыми, желтыми, красными, голубыми, белыми, серебряными и золотыми. Черные и коричневые использовались чаще всего. Многие каллиграфы предлагали свои рецепты приготовления чернила, другие держали свои рецепты в секрете. Чернила, сделанные персами, индийцами и турками, могли сохраняться очень долго, оставаясь свежими. Приготовление занимало несколько дней и включало в себя много химических процессов. Хотя технология приготовления различалась, их основу, как правило, составляла сажа, смешанная с водой и арабским гумми - клеем, который получали из особых пород деревьев. Другими ингредиентами были индиго, толченые чернильные орешки и хна, иногда чернила ароматизировались.

В 751 из Китая, через Самарканд, была ввезена бумага, и в искусстве письма началась новая эра. Бумага сыграла решающую роль в несчетном количестве последующих изобретений, преобразовав исламскую каллиграфию.

Предлагаю сравнить каллиграфические стили:

1. Куфическое письмо (Слайд 13) (по-русски иногда просто говорят "куфия", но арабам это режет слух, так как "куфия"- это название головного убора), является самым древним. Этот стиль был создан после основания двух городов в Ираке- Басра и Куфа, в конце 8 века, отсюда и название стиля. Его полное название на арабском звучит как «аль хат аль Куфи», что означает «куфический почерк». Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей каллиграфии.

2. Та'лик (Слайд 14) широко используется в настоящее время в каллиграфии арабами, турками и индийскими мусульманами, для персов же он является повседневным письменным стилем. Изначально этот вид письма был разработан известным каллиграфом при дворе Аббасидов Ибн Муклахом, однако стиль не приобрел популярности. Дальнейшее развитие этого стиля связано с Персией, его даже часто так и называют- фарси. Представляет собой курсив, используется с 9 века
3. Насх (Слайд 15) – один из самых ранних видов письма. Он приобрел популярность после того, как подвергся значительной переработке знаменитым каллиграфом Ибн Муклахом в 10 веке. За счет создания системы четких пропорций насх приобрел характерную ему четкую ритмичность и линейность.

Поскольку насх легко читается и его техника написания проста и доступна, этим стилем владеют практически все арабоязычные народы. В настоящее время насх является самым популярным стилем всех мусульман.

4. Дивани (Слайд 16) был разработан каллиграфом Ибрагимом Муниф в конце 15 века на основе персо-турецкого письма та’лик и представляет собой ярко выраженный, структурированный курсив. Наибольшую популярность этот стиль проибрел в 17 веке,

5. Стиль рик’а (Слайд 17) («маленький листок»)- иногда произносят как рук’а- был разработан на основе стилей насх и сулс. Хотя рик’а и схоже со стилем сулс, все же рик’а развивался совершенно самостоятельно и в ином направлении- в сторону упрощения. Геометрия букв несколько напоминает сулс, но сами буквы меньше и более изогнуты. Стиль рик’а более округлый, плотно структурированный, с короткими горизонтальными «стежками», совсем иное написание имеет буква «алиф» - нет заостренного крючка.

6. Стиль сулс (Слайд 18) появился в 7 веке во время правления династии Омейядов, но широкую популярность приобрел только в конце 9 века. Само слово «сулс» в переводе означает «треть». Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов, или с тем, что шрифт составлял треть размера другого популярного в то время стиля.

3. Литература Арабского Востока.

Расцвету восточной миниатюры предшествовал период блестящего развития художественной литературы и особенно лирической поэзии.

(Слайд 19) Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.

(Слайд 20) Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

(Слайд 21) Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.


(Слайд 22) Ну и конечно лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма. Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения. Рубаи (философские четверостишья) Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова. 

V. Творческая мастерская (Слайд 23) 

        Обратите внимание, на каждой парте лежит материал с известными рубаи Омара Хайяма. Предлагаю вам прочитать.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?   (Обсуждение прочитанного)

          2. Попробуйте сами поразмышлять и сочинить рубаи в стиле Омара Хайяма. Но так времени недостаточно, то я вам предлагаю две первые строчки: «Чтоб   мудро жить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала ….»

Пока звучит исламская музыка у вас есть возможность подумать над двумя следующими строками.

3. Зачитываем по желанию и в итоги привести пример Омара Хайяма:

«Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».  

    

VI. Итог урока. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами познакомились с культурой мусульманских стран, таких как Сирия, Персия, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция. И я думаю, что со мной сегодня согласятся все находящиеся в классе, что культура Востока занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций.


Домашнее задание: записи.


______________________________________________________


Словарь урока.

1. Мечеть – место для совершения земных поклонов.

2. Михраб - алтарная ниша

3. Минареты – маяк– стройные башни

4. Муэтдзин - священник

5. Медресе – семинарии

6. Арабеска(фр. «арабский»). - форма орнаментального искусства

7. Каллиграфия - искусство письма

8. Калям – тростниковое перо

9. Рубаи - философские четверостишья

Рубаи Омара Хайяма

В колыбели - младенец, покойник - в гробу:

Вот и всё, что известно про нашу судьбу.

Выпей чашу до дна и не спрашивай много:

Господин не откроет секрета рабу.


                            *  *  *

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт?
Тесна мне бытия печальная темница, -
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!


                            *  *  *
Растить в душе побег унынья – преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья

Лови же радости и жадно пей вино:

Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.


                            *  *  *

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.
                            *  *  *

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.
                            *  *  *

Жестокий этот мир нас подвергает смене
Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.

Блажен, кто побыл в нём недолго и ушёл,
А кто не приходил совсем, ещё блаженней.


                            *  *  *

От страха смерти я, - поверьте мне, - далёк:

Страшнее жизни, что мне приготовил рок?

Я душу получил на подержанье только
И возвращу её, когда наступит срок.


                            *  *  *
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.


                            *  *  *

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.

                            *  *  *

Нам жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один – и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни…
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!