СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по астрономии: "Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности".

Данная разработка урока предназначена для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности"»

Тема урока: Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности.

Цели урока:

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим одногруппникам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.

  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.

  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.


Ход урока

Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Преподаватель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.


Феон Александрийский (древний иудейский философ)


О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?

Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?

Назовите тему нашего урока.

Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.

Закончить высказывания.

  1. Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)

  2. Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)

  3. Ступала ли на Луну нога человека? (да)

  4. Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)

  5. Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)

  6. Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)

  7. Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)

  8. Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)

  9. Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)

  10. Имеется ли в лунных морях вода? (нет)

  11. Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)

  12. Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)

  13. Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)

  14. Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)


Ответьте на вопросы

1.Что является причиной смены времен года на Земле? С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца?

2. Нарисуйте фазы Луны.

3. Нарисуйте схемы солнечного и лунного затмений.                      

4. Какие затмения происходят чаще лунные или солнечные. Почему?

5. Как часто повторяются затмения? Что такое сарос?

6. Одновременно ли для наблюдателей в разных точках Земли начинаются солнечные и  лунные затмения?

Изучение нового материала

По своим физическим характеристикам планеты делятся на две группы – планеты земной группы и планеты – гиганты. Мы дадим обзор главных особенностей обеих групп планет, на основе чего вы сумеете дать описание каждой планеты.

Общая характеристика планет земной группы

Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).

Сходство планет земной группы не исключает и значительного различия. Например, Венера, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном ее движению вокруг Солнца, причем в 243 раза медленнее Земли (сравните продолжительность года и суток на Венере). Период обращения Меркурия (т.е. год этой планеты) только на 1/3 больше периода его вращения вокруг оси (по отношению к звездам). Углы наклона осей к плоскостям их орбит у Земли и у Марса примерно одинаковы, но совсем иные у Меркурия и Венеры. А вы знаете, что это одна из причин, определяющая характер смены времен года. Такие же, как у Земли, времена года есть, следовательно, на Марсе (правда, каждое время года почти в два раза продолжительнее, чем на Земле).


  1. Меркурий


Это ближайшая к Солнцу планета, немногим больше Луны, но средняя плотность ее почти такая же, как и у Земли. Радиолокационные наблюдения обнаружили крайне медленное вращение Меркурия. Звездные сутки его, то есть период вращения вокруг оси относительно звезд, равны 58,65 наших суток. Солнечные сутки на этой планете (то есть промежуток времени между последовательными полуднями) составляют около 176 земных суток. Они равны двум меркурианским годам, так как один оборот вокруг Солнца Меркурий делает за 88 земных суток.


Атмосфера на Меркурии практически отсутствует. Поэтому дневное полушарие его сильно накаляется. В подсолнечной точке на Меркурии температура более 400°С. При такой температуре плавится свинец, олово и даже цинк.


Поверхность Меркурия усеяна кратерами так, что на фотографиях ее трудно отличить от поверхности Луны. Сходны они также отражательной способностью и теплопроводностью поверхностного слоя. Заметным различием является малое число впадин, подобных лунным "морям". Крупнейшая из них - море Зноя - имеет диаметр около 1300 км.


  1. Венера


Эта планета лишь немногим меньше Земли по объему и массе. Еще Ломоносов и его современники обнаружили существование у Венеры атмосферы. Ломоносов правильно полагал, что она плотнее, чем земная. Венера окутана сплошным покровом белых облаков, прозрачным только для радиоволн. Радиолокационные наблюдения выявили, что Венера вращается вокруг оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются все планеты (кроме Урана) и в которую она сама обращается вокруг Солнца. Солнечные сутки на ней составляют 117 земных суток.


Наклон оси Венеры к плоскости ее орбиты близок к прямому углу, так что северное и южное полушария всегда освещаются Солнцем одинаково.


    • 1961 г. начались запуски к Венере советских автоматических станций. Некоторые станции имели аппараты, спускавшиеся на Венеру на парашюте, автоматические приборы которых измеряли характеристики ее атмосферы на различной высоте и у поверхности и передавали эти сведения по радио на Землю. Магнитного поля Венеры эти приборы не


обнаружили. У поверхности они зарегистрировали температуру 470-480 °С и давление примерно в 100-раз больше атмосферного на Земле (≈107 Па). Выяснилось, что на 97% по массе атмосфера Венеры состоит из углекислого газа. Азот и инертные газы составляют лишь несколько процентов, кислород - около 0,1%, а водяной пар еще меньше.


В атмосфере Венеры зарегистрированы грозовые разряды. Крайне высокая температура


  • нижних слоях атмосферы Венеры и на ее поверхности в большой мере обусловлена так называемым "парниковым эффектом". Энергия солнечных световых лучей поглощается в нижних слоях и, излучаясь обратно в виде инфракрасных лучей, задерживается ее облачным слоем, как тепло в парниках. С высотой над поверхностью температура понижается, *и в стратосфере Венеры царит мороз.


В видимых лучах облака Венеры совершенно однородны и белы, но в ультрафиолетовых отчетливо видна структура облачного слоя, говорящая о движениях газа, происходящих в верхних слоях атмосферы. Скорость ветров, составляющая всего несколько метров в секунду в нижних слоях атмосферы, на высотах около 50 км достигает 60 м/с. Через облака Венеры (состоящие, по-видимому, из капелек серной кислоты с небольшой примесью других химических соединений) поверхность планеты не видна. Радиолокационные исследования, проводимые как с Земли, так и с борта автоматических межпланетных станций, позволили изучить рельеф поверхности Венеры. На ней найдены горные хребты и кратеры.


Анализ содержания радиоактивных калия, урана и тория в поверхностных породах Венеры показал их сходство с земными базальтовыми породами. Телевизионные камеры советских автоматических станций, опущенные на поверхность планеты, впервые в мире передали на Землю панорамы окружающей их безжизненной каменистой местности: в 1975 г.- в черно-белом изображении ("Венера-9 и -10"), а в 1982 г. - в цветном ("Венера-13 и -14"). Атмосфера Венеры изучалась при помощи научной аппаратуры, установленной на воздушных шарах, доставленных на планету советскими станциями, например в 1986 г. станциями "Вега-1 и -2", запущенными для исследования Венеры и кометы Галлея с близкого расстояния (отсюда и название Венера и Галлея).


По-видимому, лишь дальнейшие исследования смогут дать ответ на вопрос: почему столь похожая на Землю по размерам и массе планета стала в ходе своей эволюции по многим характеристикам сильно отличаться от нашей?


Несмотря на серьезные различия в природе двух соседних планет, исследования атмосферных процессов на Венере позволяют получать результаты, полезные для решения задач земной метеорологии.


3.Земля.

Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. По форме Земля близка к эллипсоиду, сплюснутому у полюсов и растянутому в экваториальной зоне. Средний радиус Земли 6371,032 км, полярный - 6356,777 км, экваториальный - 6378,160 км. Масса - 5,976*1024 кг. Средняя плотность Земли 5518 кг/м³. Площадь поверхности Земли 510,2 млн. км², из которых примерно 70,8% приходится на Мировой океан. Его средняя глубина около 3,8 км, максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) равна 11,022 км; объем воды 1370 млн. км³, средняя соленость 35 г/л. Суша составляет соответственно 29,2% и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота (вершина Джомолунгма в Гималаях) 8848 м. Горы занимают свыше 1/3 поверхности суши. Пустыни покрывают около 20% поверхности суши, саванны и редколесья - около 20%, леса - около 30%, ледники - свыше 10%. Свыше 10% суши занято под сельскохозяйственными угодьями. У Земли имеется единственный спутник - Луна. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, Земля стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь. По современным космогоническим представлениям планета образовалась примерно 4,6 - 4,7 млрд. лет назад из захваченного притяжением Солнца протопланетного облака. На образование первых, наиболее древних из изученных горных пород потребовалось 100-200 млн. лет. Примерно 3,5 млрд. лет назад возникли условия, благоприятные для возникновения жизни. Homosapiens (Человек разумный) как вид появился примерно полмиллиона лет назад, а формирование современного типа человека относят ко времени отступления первого ледника, то есть около 40 тыс. лет назад. Движение. Подобно другим планетам она движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, эксцентриситет которой 0,017. Расстояние от Земли до Солнца в разных точках орбиты неодинаковое. Среднее же расстояние около 149,6 млн. км. В процессе движения нашей планеты вокруг Солнца плоскость земного экватора перемещается параллельно самой себе таким образом, что в одних участках орбиты земной шар наклонен к Солнцу своим северным полушарием, а в других - южным. Период обращения вокруг Солнца составляет 365,256 дней, при суточном вращении - 23 ч. 56 мин. Ось вращения Земли расположена под углом в 66.5º к плоскости её движения вокруг Солнца. Атмосфера.

Атмосфера Земли состоит на 78% из азота и на 21% из кислорода (других газов в атмосфере очень мало); это результат длительной эволюции под влиянием геологических, химических и биологических процессов. Возможно, первичная атмосфера Земли была богата водородом, который затем улетучился. Дегазация недр наполнила атмосферу углекислым газом и водяным паром. Но пар сконденсировался в океанах, а двуокись углерода оказалась связанной в карбонатных породах. Таким образом, в атмосфере остался азот, а кислород появился постепенно в результате жизнедеятельности биосферы. Еще 600 млн. лет назад содержание кислорода в воздухе было раз в 100 ниже нынешнего.


4. Mapc


Mapc вдвое меньше Земли по диаметру. Его орбита имеет значительный эксцентриситет, поэтому, когда Марс находится в противостоянии вблизи перигелия, он сияет на небе, уступая по яркости только Венере. Такие противостояния называются великими и повторяются через 15 и 17 лет.


Год Марса почти вдвое длиннее земного, есть там и смена времен года! так как ось суточного вращения Марса наклонена к плоскости его орбиты, почти как земная.


  • школьный телескоп на Марсе можно заметить белые полярные шапки, темные пятна ("моря") на общем оранжево-красном фоне марсианских "пустынь".


Автоматические станции-лаборатории, выведенные на орбиту вокруг Марса, по команде с Земли производили фотографирование поверхности планеты и изучение ее атмосферы, существование которой было установлено уже давно. Оказалось, что атмосфера планеты очень разрежена и ее давление примерно в 100 раз меньше земного. В основном она состоит из углекислого газа. Кислорода и водяных паров в ней крайне мало. Условия на Марсе суровые. Даже на экваторе летом температура редко поднимается до 0°С, а к ночи падает до жестокого мороза (-70; -100°С). Суточные температурные изменения на Марсе достигают 80-100°С.


Почему на Марсе происходят более резкие, чем на Земле, колебания температуры в течение суток?


Особенно холодно на полюсах (до - 130°С). В таких условиях замерзает не только вода, но и углекислый газ, которые образуют белый покров, хорошо видимый у полюсов, но имеющийся ив других частях планеты.


  • атмосфере Марса (в отличие от Венеры) лишь иногда можно наблюдать редкие белые облака и туману чаще над полярными шапками.


Изредка на Марсе происходят мощные пылевые бури, иногда длящиеся месяцами, поднимающие в атмосферу колоссальнейшие количества мельчайших пылинок. Таким образом, подтверждается существование там песчаных пустынь, определивших собой оранжевый цвет Марса в целом. Судя по пылевым бурям, на Марсе могут быть сильные ветры, дующие со скоростями в десятки метров в секунду.


Несколько космических аппаратов опускалось на поверхность Марса. Получены тысячи фотографий планеты с разного расстояния, на основе которых составлены подробные карты ее поверхности.


Марс, подобно Луне и Меркурию, усеян кратерами. Форма марсианских кратеров свидетельствует о явлениях выветривания и выравнивания его поверхности. На Марсе обнаружено несколько гигантских, по-видимому, давно потухших вулканов. Высота самого большого из них составляет 27 км. Между отдельными участками поверхности планеты, как


  • на Земле, имеются большие перепады высот. Обнаружены на Марсе и каньоны, которые по своим масштабам и форме напоминают земные русла высохших рек.


Исследования марсианского грунта, проведенные автоматическими станциями на поверхности планеты, позволяют сделать вывод о сходстве пород с земными и лунными, а красноватый оттенок ее объяснить наличием гидратов оксидов железа.


Магнитное поле Марса значительно слабее земного.


Биологические эксперименты по обнаружению органических соединений и живых организмов (хотя бы в форме бактерий), проведенные автоматическими космическими аппаратами "Викинг-1 и -2", не привели к положительному результату.

Закрепление изученного материала:

1.Закончить высказывания

1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.

2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.

3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.

4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.

5.Самую большую массу имеет планета Юпитер.

6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.

7.Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.

8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.

9.Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.

10.К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.


2.Выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).

При обсуждении характеристик Меркурия.

1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).

2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).

3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).

4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).

5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).

Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.

По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.

Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.

При обсуждении характеристик Венеры.

1. Чем похожи Земля и Венера? (размерами, массами и крупным железным ядром внутри).

2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность? (углекислого газа, капелек серной кислоты, она очень плотная).

3. К чему приводит высокая плотность атмосферы? (к парниковому эффекту, что выражается в повышенной температуре и высокому давлению на поверхности этой планеты)

Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.

4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами? (вулканической деятельностью и столкновениями с большими метеоритами).

5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения? (медленная - 1 оборот за 225 земных суток. Венера вращается назад - Солнце на ней всходит на западе и заходит на востоке)

При обсуждении характеристик Марса.

1. Почему Марс называют красной планетой?

2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера? (на Марсе температура в 2,5 раза меньше, поэтому скорость молекул газа в 1,5 раза меньше. Но атмосфера очень разрежена).

3. Чем сформирована поверхность Марса? (вулканическими процессами, столкновениями с метеоритами и атмосферными явлениями).

4. В чем сходство между Марсом и Землей? (одинаковый сидерический оборот, порядка 24 часов и схожесть в осевом наклоне, то есть возможно существование сезонности на Марсе).

5. Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день более 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в прямом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день).

Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.

  1. Ответьте на вопросы

  1. На какие группы классифицируются планеты и назовите их. (Ответ: планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс и планеты - гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

  2. Опишите строение геоцентрической и гелиоцентрической системы.

  3. В чем различие планет земной группы от планет - гигантов? ( Размеры, плотность, большое наличие спутников у планет - гигантов).

  4. Что относится к малым телам солнечной системы?

  5. Современные представления о происхождении солнечной системы. Космогоническая теория Шмидта.

4.Самостоятельная работа.

Закончите предложения

Вариант 1

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.

Вариант 2

1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс.

2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.

3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.

4.Практически не имеют атмосферы планета Меркурий 

5.Планета, обладающая биосферой, - это Земля.

6. Рефлексия

Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:

  1. понравился ли вам урок?

  2. как вам работалось на уроке?

  3. чего вам не хватило?

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о планетах - гигантах.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!