СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение"»

Конспект урока по физике 7 класс «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:

    • ввести основные понятия механического движения: относительность движения, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение;

    • ввести понятие скорости как физической величины, формулу и единицы ее измерения.

  • Воспитательные:

    • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;

  • Развивающие:

    • развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;

    • формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания;

    • развивать коммуникативные способности учащихся.

  • Планируемые результаты обучения

  • Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о движении тел на основании личных наблюдений, практического опыта, понимания различий между теоретической моделью «равномерное движение» и реальным движением тел в окружающем мире; овладеть познавательными регулятивными универсальными учебными действиями при выполнении экспериментальных домашних заданий.

  • Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о механическом движении, практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении равномерного и неравномерного движения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении механического движения.

  • Общие предметные: пользоваться методами теоретического исследования равномерного движения, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению равномерного и неравномерного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению длины различных тел на основе упражнений из учебника; докладывать о результатах исследования движения тел; кратко и четко отвечать на вопросы в конце параграфа.

  • Частные предметные: понимать и уметь объяснять механическое движение, путь, траекторию, равномерное и неравномерное движение; переводить основную единицу пути в км, см, мм; использовать знания из курса математики, биологии, химии при нахождении и определении пути и траектории движения; использовать полученные знания о видах движения в повседневной жизни и приводить примеры.

  • Тип урока: изучение нового материала.

ПЛАН УРОКА


  1. Мотивация учебной деятельности (5 мин)

  2. Изучение нового учебного материала (20 мин)

  3. Рефлексия знаний (10 мин)

  4. Итоги урока (5 мин)

  5. Домашнее задание (5 мин)

ХОД УРОКА

Мотивация учебной деятельности

Самым древним и самым сложным разделом физики является механика. Как часть науки о природе, механика возникла в связи с необходимостью решаемых потребностей человечества по изучению сил природы с целью их использования. Один из вопросов, которые рассматривает механика, - механическое движение. В этом разделе мы с вами познакомимся с механическим движением, законы которого написаны в трудах М. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона.

(Учитель зачитывает эпиграф урока и предлагает ученикам объяснить его содержание. После ответов учеников учитель делает вывод, что с движением все имеют дело на каждом шагу, и предлагает ученикам привести примеры механического движения).

Изучение нового материала: (метод: беседа)

«Кто правильно разгадал ребус, то получил слово ДВИЖЕНИЕ
«Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с движением, его видами, а также с понятиями траектория, путь, перемещение».. Запишите число и тему урока» (пишем на доске вместе с учениками).
Ставиться учебная проблема.
«Итак, если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль.
То можем мы сказать, куда или от, куда он едет?
Однозначно сказать не можем
А почему?
Нет ориентиров, по которым мы бы смогли сказать: «он едет от моста, или он приближается к городу».
Рисуем на доске (дерево) и вывешиваем наглядный материал: мальчик идет, машина едет, самолет летит.
Теперь можно сказать меняют ли свое местоположение тела или нет?
Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева.
То есть, говоря научным языком, можно сказать?
Такое изменение положения тела называется механическим движением.
Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением . Запишите это определение в тетрадь
У меня на столе стоит игрушечный автомобиль. Представим теперь, что автомобиль выезжает из деревни (пункт А) в город (пункт В). При этом дорога, по которой он движется, имеет следующий вид (рисуем на доске воображаемую линию). Эта линия называется траекторией.
А если мы измерим кратчайшее расстояние между двумя пунктами, то у нас получится перемещение.
Длина траектории по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называется путем.
Вы видите, что перемещение и путь обозначается буквой S.
И перемещение и путь измеряются в километрах, метрах, сантиметрах, дециметрах. В СИ основная единица пути в метрах.
1 мм = 0,001 м,

1 дм = 0,1 м,

1 см = 0,01 м,

1 км= 1000 м.


На доске рисуем координатную ось, где отмечаем перемещения, и говорим, что автомобиль за 10 мин проезжает 15 км, за 20 мин проезжает 30 км, а за пол. часа (30 мин) проезжает 45 км., можно сказать, что он движется равномерно.
Если тело за равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным.
На этой же координатной оси, отмечаем перемещения, и говорим, что автомобиль сначала стоял, затем за 10 мин проезжает 10 км, за 20 мин проезжает 25 км, а за пол. часа (30 мин) проезжает 15 км., можно сказать, что он движется неравномерно.
Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным


Закрепление полученного материала

1. Задача:

Какие из перечисленных тел движутся равномерно, а какие неравномерно?

Луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука, человек на эскалаторе, солнце вокруг земли, секундная стрелка на часах, поезд отходящий от станции.

Равномерно неравномерно

Луна, стрела, выпущенная лифт, автомобиль на повороте,

из лука, человек на эскалаторе, лыжник на трамплине,

солнце вокруг земли секундная стрелка на часах,

поезд, отходящий от станции


2. Решение задач из сборника Лукашика № 95-101

Рефлексия

Есть замечательные слова Ньютона «Я не знаю, чем я кажусь миру; мне самому кажется, что я был только мальчиком, играющим на берегу моря и развлекающимся тем, что от времени до времени находил более гладкие камушки или более красивую раковину, чем обыкновенно, в то время как великий океан истины лежал передо мной совершенно неразгаданным»

Каждый для себя определите, кем вы были на уроке:

  1. Играющим и развлекающимся ребенком.

  2. Учеником, пытающимся разгадать истины.

  3. Учеником, разгадавшим часть истин.


Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с механическим движением, его видами, а также, что называется путем, перемещением, траекторией и повторили ранее изученный материал и закрепили новый.


Домашнее задание.

§14,15, упражнение 2(2,3,5), ЗЛ № 102-105, задание на стр.42


Использованная литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобазоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 17

  2. Марон А.Е., Марон Е.А.Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В.Перышкин «Физика. 7 класс». - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.

  3. Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/Р.Д. Минькова, В.В. Иванова – М.: Издательство «Экзамен», 2012

  4. Филонович, Н. В. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!