Конспект открытого урока по математике в 6 классе
по теме “Все действия с обыкновенными дробями”
Цели и задачи:
Повторить все действия с обыкновенными дробями.
Выявить каждому ученику свои пробелы в данной теме, чтобы дома поработать над их устранением.
Формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление.
Развивать культуру речи при произношении математических терминов.
Воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность.
Научить детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки.
Продолжительность разработки: 40 мин.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Учебник: Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, планшеты, смартфоны.
Раздаточный материал: листы самооценки, “карта успеха”, 5 пазлов-задач для работы в группах.
Структура урока:
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.
Работа в парах. Работа с тестом.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Работа в группах. Собери пазл.
Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем наш урок.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Слайд 2.
- Чтобы узнать, какая у нас сегодня тема урока, сначала отгадайте загадку:
Она бывает охотничья, барабанная и математическая. Что это? (Дробь)
(Наводящими вопросами подвести учеников к формулировке темы урока «Все действия с обыкновенными дробями»)
Слайд 3.
- Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд 4.
- Давайте обратимся к словам Л.Н. Толстого: "Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 5.
-Какую цель вы определите для себя на данном уроке?
-Сегодня на уроке мы постараемся выявить пробелы своих знаний в вычислениях с обыкновенными дробями и поработаем над их устранением.
3. Актуализация опорных знаний.
Слайд 6.
- Ребята, у Вас на столах лежат жёлтые листки самооценки в форме солнышка с этапами нашего урока. Напишите в верхней строке листа свою фамилию, а по ходу урока напротив каждого этапа будете ставить себе баллы. Эти листочки в конце урока вы сдадите мне для выставления оценок в журнал.
Слайд 7. Учитель задаёт вопросы со слайда, поправляет, корректирует ответы учащихся. Дети отвечают и проставляют себе баллы в листы самооценки.
3. Работа в парах.
- А теперь проверим, как вы можете применять эти правила на практике, при решении примеров. Выполняем в парах тест.
Слайд 8. Алгоритм работы в парах.
Слайд 9.Тест.
- Теперь каждому ответу в ваших примерах соотнесите букву, как показано на слайде, впишите эти буквы в таблицу и прочитайте слово, которое получится. За это задание проставьте друг другу оценки в листах самооценки.
Дети отвечают: Масленица.
Слайд 10.
- Правильно – Масленица. А вы знаете что это такое? Найдите, с помощью ваших смартфонов, значение этого слова.
Заслушиваются ответы учеников.
Затем учитель показывает слайды и комментирует.
Слайд 11.
- Масленица - это древний славянский праздник, самый весёлый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны, длящийся целую неделю.
Слайд 12.
- Наши предки были язычниками и поклонялись разным богам. Одним из них был бог Солнца. Символом солнца являются блины, которые и пекут на Масленицу.
Слайд 13.
- Масленица делится на Узкую (включает понедельник, вторник и среду) и Широкую (четверг, пятница, суббота и воскресенье).
Слайд 14-1. Зарядка для глаз.
- В масленичной неделе каждый день числится под своим названием. Название говорит о том, чем именно необходимо заниматься в этот праздничный день. Сейчас мы это и узнаем.
- Чтобы узнать, чем занимались в каждый из этих праздничных дней, решим несколько задач. Работать будем в группах. Для этого развернитесь к соседней парте и сядьте в группы по 4 человека. У вас на столах лежат пазлы с QR-кодами с одной стороны и картинкой с другой стороны. С помощью генератора QR-кодов на своих смартфонах и планшетах считайте условие задачи.
Слайд 20.
- Попробуйте решить каждый своё задание самостоятельно, обсудите их в группе, вспомните правила, проверьте друг друга и выставьте оценки. Затем соберите пазлы.
Узнаем, чем был знаменит первый день. Спросим у первой группы. (Заслушать ответ учащихся первой группы)
Слайд 21-22.
- В первый день праздника встречали Масленицу, поэтому и название понедельника «ВСТРЕЧА».
Слайд 23.
- В этот день из соломы делали чучело Масленицы – олицетворение зимы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
- Узнаем, как назывался второй день Масленицы. Спросим у второй группы. (Заслушать ответ учащихся второй группы)
Слайд 24-25.
- Вторник назывался «ЗАИГРЫШ».
Слайд 26.
- Именно тогда люди всерьёз приступали к празднованию, зазывая гостей к себе, есть блины и кататься с ледяных горок.
- Теперь подходим к третьему дню. Узнаем, куда ходили в гости в среду? Спросим у третьей группы. (Заслушать ответ учащихся третьей группы)
Слайд 27-28.
- Третий день Масленицы именуется «ЛАКОМКА».
Слайд 29.
- Среда была днём, когда зятья ходили к тёще на блины. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой. В этот день старались приготовить самые вкусные и аппетитные блины по особенному рецепту, который держали в строгом секрете.
- Кто же такие зятья? Зять – муж дочери.
- А теперь у четвёртой группы узнаем, чем был знаменит четверг. (Заслушать ответ учащихся четвёртой группы)
Слайд 30-31.
- Четверг на Масленицу называется «ШИРОКИЙ РАЗГУЛ».
Слайд 32.
- С четверга начиналось полное веселье. Нарядно одетая толпа высыпала на улицу, где проходили все развлечения: праздничные гуляния, ярмарки, катания с горок, кулачные бои, шествия ряженых, которые веселили и смешили окружающих.
- Какое название имел пятый день, узнаем у пятой группы. (Заслушать ответ учащихся пятой группы)
Слайд 33-34.
- Пятница носит название «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ».
Слайд 35.
- Теперь уж зять тёщу к себе приглашает, блинами угощает.
Слайд 36.
- Шестой день Масленицы – суббота – именуется «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ». Золовка – это сестра мужа. В этот день невестка должна одаривать золовок подарками. Естественно, главное блюдо на столе – это блины.
Слайд 37.
- Последний день Масленицы – воскресенье – именуют «ПРОЩЁНЫМ ДНЁМ».
Слайд 38.
- В этот день люди очищались духовно, просили обоюдно друг у друга прощение за обиды. А потом вновь наступало веселье – проводы Масленицы. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Слайд 39. Видеоролик (музыкальный мультфильм)
- Вот и нам пришло время проверить результаты нашего труда.
Слайд 40.
- Какие цели мы поставили перед собой в начале урока? Всё ли у нас получилось? Или обнаружились где-то пробелы в знаниях.
Слайд 41.
- Заполните, пожалуйста, анкету в «Карте успеха» и дома поработайте над своими пробелами. Отвечая на вопросы анкеты, вы должны будете поставить знак “+” или “-” в нужные ячейки.
Слайд 42.
- К кому вы можете обратиться за помощью? Где будете искать ответы на вопросы?
Слайд 43-44.
- А теперь заполните свой «Лист самооценки». Оцените свою работу на уроке. Найдите среднее арифметическое баллов, заработанных вами на каждом этапе урока. Это и будет ваша оценка за урок.
Слайд 45.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Слайд 46.
- Спасибо Вам за активную работу на уроке и удачи на следующих уроках!
Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:
Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000.
Казакова М. С. Некоторые возможности применения современных гаджетов в процессе обучения математике // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 19.
http://qrcoder.ru/ Генератор QR-кодов.
Приложение – 1.
Оценочные
листы.
Приложение – 2. Работа в группах. Задания.
(Распечатать с одной стороны листа 4 задачи с QR- кодами, с другой картинку,
затем разрезать на 4 части с неровными краями, чтобы детям интереснее было собирать пазл)
2) 3) 4) 5)
2) 3) 4) 5)
2) 3) 4) 5)
2) 3) 4) 5)
2) 3) 4) 5)
Приложение – 3. Рефлексия – анкеты.
“Карта успеха”
На уроке я понял, что…
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить число по значению его дроби. | |
“Карта успеха”
На уроке я понял, что…
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить число по значению его дроби. | |
“Карта успеха”
На уроке я понял, что…
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить число по значению его дроби. | |
“Карта успеха”
На уроке я понял, что…
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить число по значению его дроби. | |
Фамилия: |
Этапы урока | баллы |
1. Актуализация знаний | |
2. Работа в парах | |
3. Работа в группах | |
Фамилия: |
Этапы урока | баллы |
1. Актуализация знаний | |
2. Работа в парах | |
3. Работа в группах | |
Фамилия: |
Этапы урока | баллы |
1. Актуализация знаний | |
2. Работа в парах | |
3. Работа в группах | |
Фамилия: |
Этапы урока | баллы |
1. Актуализация знаний | |
2. Работа в парах | |
3. Работа в группах | |
Фамилия: |
Этапы урока | баллы |
1. Актуализация знаний | |
2. Работа в парах | |
3. Работа в группах | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |
Тест
Заполните таблицу:
Каждому ответу в примерах соотнесите букву.
Впишите ответы и буквы в таблицу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | | | | | | | | | |
Буква | | | | | | | | | |