Конспект
урока математики
в 5 классе
Тема: «Сложение и вычитание
смешанных чисел»
( мастерская)
Учитель математики
ПоповаОлесяАлександровна
Мановицкий филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
2020 год
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели:
Образовательная: Выработать (создать) алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел на основе знаний записи числа в виде неправильной дроби и записи неправильной дроби в виде смешанного числа. Научить складывать и вычитать смешанные числа.
Развивающая: Развивать логическое мышление учащихся посредством использования логических операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Расширить знания ребят, переходя из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
Воспитательная: Воспитание чёткого выполнения правил и алгоритма; ответственности за полученный результат.
Оформление кабинета:
На доске:
1. Тема урока.
2. Правила мастерской.
В мастерской все равны.
Я отношусь к мнению товарища с уважением.
Я не боюсь высказываться, так как знаю, что к моему мнению тоже отнесутся с уважением.
3. Записаны группы примеров для отработки правила и алгоритма.
4. Домашнее задание: п. 29 повторить правила,
Низкий уровень - N 778, средний уровень - N 778, N 781,
Высокий уровень - N 778, N 781, N 783.
На столах:
Памятка для лидера группы.
При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему рядом по кругу.
Мнение группы будь готов высказать сам или предоставить слово членам группы.
При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу….
- в результате работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп.
Конверты с заданиями.
Номер группы (картинки молоток, ножовка, пила).
Карточки для самостоятельной работы каждому ученику.
Оборудование:
Раздаточный материал.
2. Дополнительный стол с карточками для индукции.
3. Скотч.
4. 3 конверта для рефлексии.
5. Ватман.
Ход урока.
Этап | Время | Действия учеников и учителя |
1.Индукция. | | Между 1 и 2 звонками (на перемене) дети заходят в класс, каждый берёт карточку с примером со стола. Решив пример, он садится за тот стол, инструмент которого указан на карточке. Класс разделился на 3 групп. Ребята, чтобы вам получить пропуск на урок, вам необходимо решить по одному примеру и после этого занять своё место за одним из столов согласно инструменту указанному на карточке. На карточке примеры: 6 + 3 4 + 2 7 + 2 7 - 3 24 - 17 6 +7 10 +5 5 -3 2 +2 9 +7 10 - 5 Молодцы! Все допущены до занятия (урока). |
2.Организа-ционый момент. | | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодня мы хорошо поработаем и получим отличные оценки. Начинаем наш урок. - Ребята, давайте вспомним с какими числами вы работали выполняя задание по распределению участников в команды (смешанными). - Значит тема нашего урока? (сложение и вычитание смешанных чисел). - А какие действия вы с ними производили (выполняли)? (сложение и вычитание) - Следовательно цель нашего урока, уметь работать с…… (дробями и смешанными числами) и восстанавливать алгоритм … (сложения и вычитания смешанных чисел). - Открываем тетради и записываем число, классная работа и тема урока. |
3.Реконст-рукция. | | Ребята, на каждом столе конверт с 15ю карточками; на карточках правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа. Ваша задача распределить их на три группы и записать в тетрадь. 6 2 7 10 4 На выполнение этого задание у вас 5 минут, после командир первой команды выходит и записывает дроби в таблице и так по цепочке. Время пошло. |
4.Афиширо-вание. | | Командиры каждой команды выходят и записывают ответ в таблицу (по очереди). Остальные участники записывают в тетрадь неправильные дроби и смешанные числа в столбик. Правильные дроби | Неправильные дроби | Смешанные числа | | | 6 | | | 2 | | | 7 | | | 10 | | | 4 | |
5.Социали-зация (первичная). | | Каждая группа по очереди проверяет правильность выполнения задания. 1я проверяет 2ю, 2я проверяет 3ю и 3я проверяет 1ю. Высказывают своё мнение по афишированию, все ли группы правильно выполнили задание. |
6.Реконст-рукция. | | - Ребята, у вас в тетрадях записаны неправильные дроби и смешанные числа, каждый в своей тетради выделяет целую часть и записывает число в виде неправильной дроби, а затем проверяем задание по кругу (проверка « Карусель»). Учитель открывает правильный ответ, записанный на доске или читает, а дети проверяют). Из записанных в тетради неправильных дробей выделить целую часть. Записать число в виде неправильной дроби. |
7.Рефлексия общеклассная | | Отвечают на вопросы учителя: (вопросы на экране и на столах детей). - Обсуждаете в командах и один из команды отвечает. В помощь вам учебник. с.181, с.187, с. 195 и с.196. (по 2 вопроса каждой команде). Затем учитель читает, ученики отвечают. 1. Дайте определение правильной дроби. 2. Какая дробь называется неправильной дробью. 3. Сформулируйте правило выделения целой части числа. 4.Сформулируйте правило записи числа в виде неправильной дроби. 5. Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. 6. Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
8.Деконст-рукция | | - Сейчас каждая команда придумывает задание (пример) другой команде (1-я – 2-ой, 2-я – 3-ей, 3-я – 1-ой). Остальные пишут в тетрадях. Примеры заданий: 1. 3. 2. |
9.Разрыв. Афиширо-вание. Социализа-ция (вторичная) | | Дети обсуждают в группах. Представитель от группы выходит к доске и решает пример с объяснением. |
10.Физкультминутка | | Учитель включает видео. |
11.Реконст-рукция | | На доске написано 2 столбика примеров (устно после обсуждения в группах). 1. 2. Идёт фронтальная работа. |
| | |
12.Социали-зация (первичная и вторичная) | | Обсуждение в группах, потом в классе. Создание алгоритма сложения и алгоритма вычитания смешанных чисел.(На ватмане восстановить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел). Одна команда озвучивает, другие проверяют. 3 листа: по 1 у каждой команды. |
13.Рефлек-сия. Закрепление. | | 1). Решить уравнение: Решают самостоятельно с последующей проверкой. Ответ учитель записывает на доске или на экране. 2). № 779 или N 782. |
14.Самосто- ятельная работа. | | Для первой команды: Для второй команды: Для третьей команды: На каждый стол выдаётся карточка с ответами и количеством баллов за правильный ответ. Дети сверяются и ставят себе баллы. Подводят свои итоги. Лист самоконтроля. N п/п | Правильный ответ | Количество баллов | Итого баллов | Оценка | 1 | | | | | 2 | | | 3 | | | 4 | | | 5 | | | 6 | | | Критерии оценивания: «2» - 0 – 4 б. «3» - 5 – 6 б. «4» - 7 – 8 б. «5» - 9 – 10 б. - Ребята, кто выполнил самостоятельную работу делает книжку-раскладушку. |
15.Итоги урока | | Что сегодня повторили на уроке? Достигли поставленной цели? |
16. Домашнее задание | | п. 29 повторить низкий уровень - N 778, средний уровень - N 778, N 781 высокий уровень - N 778, N 781, N 783 |
17. Выставление оценок | | Учитель выставляет оценки с объяснением. |
18.Рефлек-сия. | | Идут к доске, где три конверта с нарисованными рожицами или с рисунками (солнышко, облако, тучки с дождиком) и кладут свои листочки в тот конверт, который соответствует их настроению. - Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. - Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок. |
Самостоятельная работа.
Вариант I.
Самостоятельная работа.
Вариант II.
Самостоятельная работа.
Вариант III.
Лист самоконтроля.
N п/п | Правильный ответ | Количество баллов | Итого баллов | Оценка |
1 | | | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Критерии оценивания:
«2» - 0 – 4 б.
«3» - 5 – 6 б.
«4» - 7 – 8 б.
«5» - 9 – 10 б.
Лист самоконтроля.
N п/п | Правильный ответ | Количество баллов | Итого баллов | Оценка |
1 | | | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Критерии оценивания:
«2» - 0 – 4 б.
«3» - 5 – 6 б.
«4» - 7 – 8 б.
«5» - 9 – 10 б.
Лист самоконтроля.
N п/п | Правильный ответ | Количество баллов | Итого баллов | Оценка |
1 | | | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Критерии оценивания:
«2» - 0 – 4 б.
«3» - 5 – 6 б.
«4» - 7 – 8 б.
«5» - 9 – 10 б.
Правила мастерской.
1.В мастерской все равны.
2. Я отношусь к мнению товарища с уважением.
3. Я не боюсь высказываться, так как знаю, что к моему мнению тоже отнесутся с ува-
жением.
Памятка для лидера группы.
1. При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему рядом по кругу.
2. Мнение группы будь готов высказать сам или предоставить слово членам группы.
3. При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу….
- работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп.
Памятка для лидера группы.
1. При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему рядом по кругу.
2. Мнение группы будь готов высказать сам или предоставить слово членам группы.
3. При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу….
- работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп.
Памятка для лидера группы.
1. При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему рядом по кругу.
2. Мнение группы будь готов высказать сам или предоставить слово членам группы.
3. При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу….
- работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп.
Памятка для лидера группы.
1. При обсуждении начинай с себя затем слово передай сидящему рядом по кругу.
2. Мнение группы будь готов высказать сам или предоставить слово членам группы.
3. При ответе пользуйтесь неоконченными предложениями:
- по нашему мнению…
- наша группа считает…
- в результате обсуждения мы пришли к выводу….
- работы группы получен следующий вывод…
- наша группа в результате обсуждения к единому мнению не пришла…
- нашей группе требуется помощь других групп.
В помощь вам учебник с.181
1. Дайте определение правильной дроби.
2. Какая дробь называется неправильной дробью.
В помощь вам учебник с.195 – с. 196
1. Сформулируйте правило выделения целой части числа.
2 .Сформулируйте правило записи числа в виде неправильной дроби.
В помощь вам учебник с.187
1. Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.