Урок математики на тему:
«Сложение и вычитание десятичных дробей» (7 класс)
Цель урока:
закрепить знание алгоритмов сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
• отработать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; проверить степень усвоения материала путем проведения самостоятельной работы (теста) с проверкой на уроке.
• развивать логическое мышление, память, внимание, речь, самостоятельность, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
• привить интерес к изучению предмета математики через занимательные упражнения; повышать информационную культуру обучающихся о необходимости ведения здорового образа жизни.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями, карточки для работы в парах, набор смайликов для каждого ученика (красный, зеленый, синий).
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Рапорт дежурного.
Проверка готовности учащихся к уроку
(тетрадь, учебник, дневник, ручка, карандаш, линейка).
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
- Подключите свою смекалку, сообразительность и не забудьте про упорство в работе и тогда вы легко справитесь с любыми самыми трудными задачами. Я желаю вам успехов на уроке!
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (СЛАЙД 1)
- Какую цель вы ставите перед собой на этот урок?
(закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни).
- Незнание десятичных дробей, может привести к непоправимым ошибкам. Какие действия мы умеем выполнять с десятичными дробями?
- Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные» (повторим хором)
Устный счет.
- Тот из вас мне всех милее, кто считает всех быстрее.
А) - прочитайте только десятичные дроби: (СЛАЙД 2)
56; 1,2; 5,478; 3; 0,09; 2; 7,631; 9,508.
Б) - сосчитайте, сколько десятичных дробей на строке
В) - замените обыкновенные дроби десятичными (СЛАЙД 3)
3,07 2,1 4,71 0,5 2,01 3,007 6,256 15,004 15,04
Г) - работа с таблицей (СЛАЙД 4)
3,4 | 2,478 | 2,7 | 6,5 |
1,21 | 4,07 | 5,48 | 0,002 |
4,8 | 0,85 | 3,47 | 5,99 |
- Назовите дробь больше 2,7, но меньше 4,8;
- Назовите дроби с одним знаком после запятой в порядке возрастания;
- Назовите дроби с двумя знаками после запятой в порядке убывания;
- Назовите дроби с тремя знаками после запятой.
Задачи на смекалку: (СЛАЙД 5)
- На расстоянии 4 м друг от друга в ряд посажены 10 деревьев. Найдите расстояние между крайними деревьями. (36 м)
(СЛАЙД 6)
- В класс за партами сидят 28 учеников. Четверых вызвали к доске. Сколько учеников осталось в классе? (28 учеников)
- Прежде чем мы начнем письменную работу, давайте вспомним правило сложения и вычитания десятичных дробей:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Применим знания на практике.
Закрепление пройденного материала
(работа в тетрадях, с использованием предыдущей таблицы)
- Запись числа, классной работы. (СЛАЙД 7)
найдите сумму двух любых десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой;
найдите разность двух любых десятичных дробей с одинаковым количеством после запятой.
- Проверка с комментированием.
Работа в парах
5, 4 +3,2 =8,6
8,6 – 8 = 0,6
0,6 +12, 4=13
13-5,2 = 7,8
7,8 + 0, 2=8
7,2 + 0,3 =7,5
7,5 -1,5 =6
6+ 12, 6 = 18,6
18,6-0,6=18
18+ 12,02= 30,02
- Давайте проверим ваше задание вместе.
Физминутка. (СЛАЙД 8)
Учитель произносит по строке - учащиеся повторяют и имитируют движения (плывут, пробираются через болото, лес, бегут от льва).
Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его,
У нас огромное ружьё
И точеный меч - ух!
Ой, что это? Это река (болото, лес)
Ой, кто это? Это – лев! Ой, что это? Это лес (болото, река)
- Сбросили напряжение, накопившееся за время теста, продолжим работу в тетради.
Решение задачи «Режим дня». (СЛАЙД 10)
Если смекалку применить – задачку можно быстрее решить.
В результате решения этой задачи вы узнаете сколько часов в сутки нужно спать ученику 7 класса, чтобы быть успешным.
Герка Лапочкин 5,5часа в день проводит в школе, на 3,5 ч меньше выполняет домашнее задание, на 0,5 часа больше играет на компьютере и смотрит телевизор и еще 2,5 часа общается с друзьями. Сколько часов остается у Герки на сон?
1) 5,5 – 3,5 = 2(ч) – выполняет домашнее задание.
2) 5,5 + 0,5 = 6(ч) – играет на компьютере и смотрит телевизор.
3) 24 – (5,5 + 2 + 6 + 2,5) = 8, (ч) – остается на сон.
Ответ: 8 часов.
Врачи утверждают, что:
Продолжительность сна ученика 7 класса должна быть не меньше 9 часов в сутки. Сон играет важную роль в восстановлении жизненных сил человека. Если человек высыпается ночью, то днем он может решать сложные задачи.
Скажите, соблюдает ли режим дня Герка Лапочкин?
«Нет» - поэтому он, неважно учится.
6. Самостоятельная работа
(решение теста по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»)
Теперь проверим наши знания с помощью теста.
Тест будет с самопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.
Один учащийся получает каточку с индивидуальным заданием
2,3+3,0 5,6+1,3
4,5-2,5 6,8-2,6
6,9- 1,3 4,6+2,1
7,9 -7,0 4,3-1,3
- Ребята 10 минут прошли, сдаем бланки. Самостоятельно проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ».
Оценим результат.
Критерии оценивания:
«5» - 8 заданий;
«4» - 7 или 6 заданий;
«3» - 5 или 4 задания.
Покажите с помощью «смайлика», какую оценку вы получили:
«5» - красный,
«4» - зеленый,
«3» - синий.
7. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке
я узнал …
мне было легко …
мне было трудно …
мне понравилось …
я ещё испытываю трудности …
- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.
Возьмите в руки смайлики и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Ты был активен на уроке?
- Сумел ли ты закрепить свои знания?
- Достиг ли ты поставленной цели?
Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.
- Покажите тот, смайлик который соответствует вашему настроению.