Цели: 1. Сформировать способность к сравнению групп предметов по количеству на основе составления пар и фиксации результатов сравнения с помощью знаков =, =, ,
2. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5.
3. Тренировать мыслительные операции, внимание, речь учащихся.
Оборудование: рисунки героев книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», рисунки рыбок (10 шт), вёдер (2 шт.), домиков(4 шт.), чашек и блюдец (по 1 комплекту из 5 пар на парту +1 комплект для учителя), «письма» - карточки с примерами, плакаты с шарами (по1 на парту +1 для учителя), карточки с примерами, раскрывающими состав числа 5 (8 шт.), листы для сам. работы, схемы-опоры, учебник «Математика» Л.Г.Петерсон 1 класс (1 часть).
Ход урока.
Устный счёт.
-Ребята, нас с вами пригласили погостить в деревне Простоквашино. А вот и один из жителей этой деревни – Почтальон Печкин.
1.-Помогите ему разнести письма. (На доске «домики» с кармашками. Учитель показывает «письмо»-карточку с примером, дети находят ответ и помещают в карман одного из «домиков».
2. А вот и Кот Матроскин. Он спешит на День рождения к Дяде Фёдору. А с утра он ходил на рыбалку и наловил рыбы.
(На доску прикреплены рыбки в 2 ряда. Второй ряд рыбок закрыт.)
-Посмотрите, каких красивых рыбок поймал Кот Матроскин. Чем
отличаются рыбки? (Цветом и размером.)
- А теперь закройте глаза (открывается второй ряд, а первый закрывается). Открывайте. Что изменилось? (После ответов детей открываются оба ряда, сравниваются.)
-Разложите первый ряд рыбок в 2 ведра по цвету, а второй ряд – по
размеру. (У доски работают 2 ученика, остальные повторяют состав числа 5)
Рис.1 Рис.2
3. -Чем различаются примеры в столбиках? (На доске карточки с примерами)
1+4 5-3
2+3 5-4
4+1 5-2
3+2 5-1
-Найдите карточки, которые можно поместить под 1 рисунком, под 2 рисунком.
II. Изучение нового материала.
Работа в парах.
-Дядя Фёдор пригласил на День рождения своих друзей. Он купил в магазине чайные приборы, но не может понять, поровну ли чашек и блюдец или нет. Помогите ему это выяснить, не пересчитывая предметы.
(На каждой парте набор карточек с рисунками чашек и блюдец. Детям предлагается найти способ сравнить количество предметов, не пересчитывая их)
Проверка. (Каждая пара объясняет, каким способом они определили, поровну ли предметов.)
На доске демонстрируется способ сравнения с помощью составления пар. Делается вывод: чашек столько же, сколько и блюдец.
-Запишем вывод с помощью знака «=»: Ч=Б-
3. Работа в парах.
- Друзья прислали Дяде Фёдору поздравительную открытку:
-Дядя Фёдор задумался, поровну ли здесь красных и синих шариков.
(Каждая пара получает альбомный лист с таким же рисунком. Детям предлагается найти способ сравнить количество предметов, в условиях невозможности их передвижения с места на место.)
Проверка. (Обсуждаются предложенные способы сравнения. На доске демонстрируется способ сравнения с помощью составления пар путём проведения линий, соединяющих парные предметы.)
-Сделаем вывод: число красных шаров не равно числу синих шаров. Запишем: К=С.
III. Физминутка.
IV. Закрепление.
Стр. 44 №2.
А)-Дядя Фёдор угощает своих гостей конфетами. Всем ли хватит конфет?
Б)-Ребята подарили Дяде Фёдору игрушечные машинки и велосипеды.
Узнайте, одинаковое ли количество этих подарков. (Задания выполняются с комментированием. Делаются записи: Д=К, М=В.)
Стр. 44 №3.
- Пёс Шарик, как вы помните, теперь ходит на охоту только с фоторужьём, и зайчишки его не боятся. Он подружился с ними и решил каждому построить домик. Для всех ли зайчиков готовы домики? (Задание выполняется самостоятельно. Делается запись: Д=З. Проверяется фронтально.)
3. Стр. 44 №4.
-Хорошо, что мы с вами помогли Дяде Фёдору научиться сравнивать количество предметов. Именно такое задание он получил в школе. Только ему нужно ещё посчитать количество этих предметов. Отправимся вместе с ним в школу и поможем ему выполнить задание. (Задание выполняется с комментированием.)
4. Сам. работа.
А)-А теперь самостоятельная работа для вас и Дяди Фёдора. (Дети получают листы для сам. работы с отпечатанным текстом.)
Б) –Дядя Фёдор тоже выполнял эту работу. Сравните его работу со своей. (На доске демонстрируется образец выполненной сам. работы.)
V. Итог урока.
- Наш урок- путешествие в Простоквашино заканчивается. Пора домой.
-Чему мы учились на уроке? (Сравнивать количество предметов.)
Делаются выводы с опорой на схемы:
Сравнить количество предметов в двух группах можно, составляя пары.
Если всем предметам хватает пары, то соответствующие числа равны, а если нет – то числа не равны.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Кинешма Ивановской области
Конспект урока математики
по теме
«Столько же. Равенство и неравенство чисел»
1 класс
Учитель начальных классов:
Маслова С.Н.
2009г.