Тема урока: Обобщение знаний по теме «Лирика А.С.Пушкина». Обучение написанию эссе «Чувства добрые я лирой пробуждал».
Место урока в учебном плане: соответствует календарно-тематическому планированию по литературе в 9 классе
Технология: технология развития критического мышления
Тип урока: обобщение знаний
Цели урока:
1. Предметные: обобщение изученного материала по лирике А. Пушкина: темы и мотивы, образы, проблемы, настроение и языковые особенности; закрепление основных принципов написания эссе.
2.Личностные: развитие личностного восприятия поэтического слова поэта - классика, умения высказывать своё мнение по заданной теме.
3.Межпредметные: формирование умения обобщать учебный материал, анализировать текст, выбирать опорные фрагменты; развитие письменной речи.
Ход урока.
Этап вызова (мотивация, актуализация)
Просмотр и прослушивание клипа на песню «Улыбнись».
Беседа по клипу:
-Какое настроение вызвал клип и песня?
-Какие чувства он вызвал?
-Можно сказать, что ДОБРЫЕ? (чувства радости, веры, надежды; восхищения человеком, жизнью, природой…)
Целеполагание, осмысление темы урока.
-Сегодня мы обобщаем знания по теме «Лирика А.С. Пушкина». Скажите, как песня «Улыбнись» связана с поэзией Пушкина и темой нашего урока? (жизнелюбие, многогранность жизни, сила любви, доброта…)
-Попробуем назвать урок строчкой из его стихов. Подберите название, вспомнив известную строку из стихотворения, выражающего цель, суть творчества поэта. («Чувства добрые я лирой пробуждал»)
-Обобщая изученный материал, мы будем развивать умение писать эссе и назовём его «Чувства добрые я лирой пробуждал».
Актуализация знаний.
-Вспомните основные черты эссе как жанра? (впечатления от знаний, заинтересовать читателя, свободная композиция, личность автора эссе)
-Сегодня мы обратим внимание на отработку следующих принципов эссе: личностные впечатления от знаний.
На доске опорные слова: знания, впечатления, личность автора эссе.
Итак, начинаем работу. Я вам сегодня буду помогать в работе над композицией нашего эссе. Ваша задача – по опорным фразам писать эссе, показать знания материала, поделиться впечатлениями. Опоры примерные, вы в праве их менять или пропускать при затруднении.
Этап осмысления. Обобщение знаний по теме. Написание эссе.(25 мин)
Учащимся предлагаются опорные фразы, которые нужно развить, дописать. Опоры отображены на слайдах:
1.Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить …
2.Как не задуматься об этом…
3.В его творчестве впечатляет всё:…
4.Ах вы, лицейские годы!...
5.О, это пленительное слово «свобода»!...
6.Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!
7.«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...
8.Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …
9.Красота и высота духа таких людей…
На каждую часть отведено 2-3 минуты для раскрытия микротемы.
Перед частью «Любовная лирика» (пункт №6) показан бук-трейлер на стихотворение «Я помню чудное мгновение», самостоятельно созданный ученицей дома (мини-проект).
Рефлексия.
1. Беседа по написанному эссе на осмысление:
-Прочитайте часть работы, посвящённой стихам о друзьях, дружбе.
-Что вспомнили о любовной лирике?
-Как развили тему осознания предназначения поэта?
Заслушиваются 3-5 человек.
-Давайте прослушаем эссе в полном объёме. Назовём положительные качества данной работы.
Заслушивается работа.
Ребята дают оценку по трем критериям: знание материала, эмоциональность, личностное восприятие материала автором.
Самооценка.
Оцените свою работу по 3 критериям: знание материала, эмоциональность, самовыражение.
Я оценю работу позже, прочитав ваши эссе. Итоговая оценка за эссе будет складываться из самооценки ученика и оценивания учителя.
Итог урока.
Чтение учителем стихотворения А.Пушкина «Если жизнь тебя обманет».
Беседа по вопросам:
- Ребята, как вы думаете, почему мне захотелось этим стихотворением закончить урок? (стихотворение дарит любовь ко всему, что происходит в жизни человека: удачам и неудачам, победам и поражениям; учит мудро принимать всё, не сдаваться в любых ситуациях, верить в себя).
-А нам остаётся, читая стихи поэта, учиться этой мудрости, этой трогательной доброте. До сих пор «любезен» он нам, что чувства добрые в нас он лирой пробуждал.
Домашнее задание.
Устно ответить на вопрос: в чём вижу сложности при написании сочинения-эссе?
Оценки – после проверки эссе на следующем уроке.
Необходимое оборудование и материалы:
1. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.
2. Клип к песне «Улыбнись».
3. Лист для написания эссе и для самооценки.
4. Бук-трейлер на стихотворение «Я помню чудное мгновение»
Использованная литература:
1. Программа по литературе УМК Г. С. Меркина и Рабочая программа по литературе для 9 класса.
2. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
3. Альбеткова Р.И. Эссе как жанр. – М., 1998.
4. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 1,2. – М., Художественная литература, 1995.