СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 классе "Обобщение знаний по лирике А.С. Пушкина. Обучение написанию эссе."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет учителю при проведении обобщения материала по творчеству А.С.Пушкина, содержит рекомендации по обучению написания сочинения в жанре эссе.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»



Тема урока: Обобщение знаний по теме «Лирика А.С.Пушкина». Обучение написанию эссе «Чувства добрые я лирой пробуждал».

Место урока в учебном плане: соответствует календарно-тематическому планированию по литературе в 9 классе

Технология: технология развития критического мышления

Тип урока: обобщение знаний

Цели урока:

1. Предметные: обобщение изученного материала по лирике А. Пушкина: темы и мотивы, образы, проблемы, настроение и языковые особенности; закрепление основных принципов написания эссе.

2.Личностные: развитие личностного восприятия поэтического слова поэта - классика, умения высказывать своё мнение по заданной теме.

3.Межпредметные: формирование умения обобщать учебный материал, анализировать текст, выбирать опорные фрагменты; развитие письменной речи.

Ход урока.

  1. Этап вызова (мотивация, актуализация)

Просмотр и прослушивание клипа на песню «Улыбнись».

Беседа по клипу:

-Какое настроение вызвал клип и песня?

-Какие чувства он вызвал?

-Можно сказать, что ДОБРЫЕ? (чувства радости, веры, надежды; восхищения человеком, жизнью, природой…)

  1. Целеполагание, осмысление темы урока.

-Сегодня мы обобщаем знания по теме «Лирика А.С. Пушкина». Скажите, как песня «Улыбнись» связана с поэзией Пушкина и темой нашего урока? (жизнелюбие, многогранность жизни, сила любви, доброта…)

-Попробуем назвать урок строчкой из его стихов. Подберите название, вспомнив известную строку из стихотворения, выражающего цель, суть творчества поэта. («Чувства добрые я лирой пробуждал»)

-Обобщая изученный материал, мы будем развивать умение писать эссе и назовём его «Чувства добрые я лирой пробуждал».

  1. Актуализация знаний.

-Вспомните основные черты эссе как жанра? (впечатления от знаний, заинтересовать читателя, свободная композиция, личность автора эссе)

-Сегодня мы обратим внимание на отработку следующих принципов эссе: личностные впечатления от знаний.

На доске опорные слова: знания, впечатления, личность автора эссе.

Итак, начинаем работу. Я вам сегодня буду помогать в работе над композицией нашего эссе. Ваша задача – по опорным фразам писать эссе, показать знания материала, поделиться впечатлениями. Опоры примерные, вы в праве их менять или пропускать при затруднении.

  1. Этап осмысления. Обобщение знаний по теме. Написание эссе.(25 мин)

Учащимся предлагаются опорные фразы, которые нужно развить, дописать. Опоры отображены на слайдах:

1.Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить …

2.Как не задуматься об этом…

3.В его творчестве впечатляет всё:…

4.Ах вы, лицейские годы!...

5.О, это пленительное слово «свобода»!...

6.Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!

7.«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...

8.Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …

9.Красота и высота духа таких людей…

На каждую часть отведено 2-3 минуты для раскрытия микротемы.

Перед частью «Любовная лирика» (пункт №6) показан бук-трейлер на стихотворение «Я помню чудное мгновение», самостоятельно созданный ученицей дома (мини-проект).

  1. Рефлексия.

1. Беседа по написанному эссе на осмысление:

-Прочитайте часть работы, посвящённой стихам о друзьях, дружбе.

-Что вспомнили о любовной лирике?

-Как развили тему осознания предназначения поэта?

Заслушиваются 3-5 человек.

-Давайте прослушаем эссе в полном объёме. Назовём положительные качества данной работы.

Заслушивается работа.

Ребята дают оценку по трем критериям: знание материала, эмоциональность, личностное восприятие материала автором.

  1. Самооценка.

Оцените свою работу по 3 критериям: знание материала, эмоциональность, самовыражение.

Я оценю работу позже, прочитав ваши эссе. Итоговая оценка за эссе будет складываться из самооценки ученика и оценивания учителя.

  1. Итог урока.

Чтение учителем стихотворения А.Пушкина «Если жизнь тебя обманет».

Беседа по вопросам:

- Ребята, как вы думаете, почему мне захотелось этим стихотворением закончить урок? (стихотворение дарит любовь ко всему, что происходит в жизни человека: удачам и неудачам, победам и поражениям; учит мудро принимать всё, не сдаваться в любых ситуациях, верить в себя).

-А нам остаётся, читая стихи поэта, учиться этой мудрости, этой трогательной доброте. До сих пор «любезен» он нам, что чувства добрые в нас он лирой пробуждал.

  1. Домашнее задание.

Устно ответить на вопрос: в чём вижу сложности при написании сочинения-эссе?

  1. Оценки – после проверки эссе на следующем уроке.





Необходимое оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.

2. Клип к песне «Улыбнись».

3. Лист для написания эссе и для самооценки.

4. Бук-трейлер на стихотворение «Я помню чудное мгновение»

Использованная литература:

1. Программа по литературе УМК Г. С. Меркина и Рабочая программа по литературе для 9 класса.

2. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

3. Альбеткова Р.И. Эссе как жанр. – М., 1998.

4. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Том 1,2. – М., Художественная литература, 1995.







Просмотр содержимого презентации
«презентация эссе Чувства добрые»

Эссе «Чувства добрые я лирой пробуждал»

Эссе

«Чувства добрые я лирой пробуждал»

Надо уметь  верить  думать  чувствовать, чтобы любить …

Надо уметь

верить

думать

чувствовать, чтобы любить …

Как не задуматься об этом…

Как не задуматься об этом…

В его творчестве впечатляет всё:…

В его творчестве впечатляет всё:…

Ах вы, лицейские годы! …

Ах вы, лицейские годы! …

О, это пленительное слово «свобода»!

О, это пленительное слово «свобода»!

Как хотелось бы встретиться с русскими «мадонами»!

Как хотелось бы встретиться с русскими «мадонами»!

«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...

«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...

Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …

Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …

Красота и высота духа таких людей…   Вернитесь к 1 абзацу и допишите эссе.

Красота и высота духа таких людей…

Вернитесь к 1 абзацу и допишите эссе.

«Чувства добрые я лирой пробуждал»

«Чувства добрые я лирой пробуждал»

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Наизусть стихи А.Пушкина
  • 2. Устно ответить на вопрос: почему писать сочинение-эссе непросто, в чём испытываете трудность?
Из словаря синонимов

Из словаря синонимов

  • Седой -
Прилагательное- приложенное,  добавленное к чему-то.    Дословный перевод с греческого языка – эпитет.  В латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Прилагательное- приложенное, добавленное к чему-то.

Дословный перевод с греческого языка – эпитет.

В латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Продолжи фразу Мне показалось интересным… Мне было трудно… Я легко справлялся с … Я вспомнил … Я узнал… Я изменил мнение о … Мне хорошо понятно …

Продолжи фразу

Мне показалось интересным…

Мне было трудно…

Я легко справлялся с …

Я вспомнил …

Я узнал…

Я изменил мнение о …

Мне хорошо понятно …

Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё…

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё…

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ И сказало прилагательное:  «я слово привлекательное»

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

И сказало прилагательное:

«я слово привлекательное»

Домашнее задание По литературе. По русскому языку.

Домашнее задание

По литературе.

По русскому языку.

  • Выучить стихотворение, приготовить выразительное чтение.
  • Описать запомнившийся образ, используя эпитеты.
  • Написать текст из 5 предложений на тему «Весна», используя прилагательные.
  • Прочитать материал в учебнике о прилагательном на стр.
Спасибо за работу. Радостной весны вам!

Спасибо за работу. Радостной весны вам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!