СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше».»

Программа Г.С. Меркина

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше».

Цели урока:

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев;

  • выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы;

  • повторить первоначальные понятия о романтизме как о литературном направлении, романтическом герое, романтическом конфликте.

Ход урока

Слайд 1. Заставка.

1. Организационный момент

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв…

Именно эти слова из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» я взяла в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку. А тема его звучит так: «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше».

Итак, сегодня на уроке нам предстоит:

  • выяснить, что значит для Мцыри понятие «свобода»;

  • определить роль пейзажа в поэме;

  • поработать со средствами художественной выразительности;

  • проанализировать отдельные эпизоды;

  • пройти тестирование по изученной теме;

  • написать мини-сочинение.


II. Изучение нового материала.

Просмотр видеоролика с сайта РЭШ «Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2284/main/ 9 минут.

Презентация с сайта «1 сентября» https://urok.1sept.ru/articles/671743

Слайд 13. Как вы понимаете, что такое романтизм?

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру.

Слайд 14. Когда зародилось это направление в искусстве? С чем это было связано?

Конец 18 – начал 19 века. Великая французская революция, в России – Отечественная война 1812 года, восстание декабристов.

Слайд 15. Каковы отличительные признаки романтического героя?

Романтический герой – исключительная личность. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия.

Герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание.

Судьба романтического героя чаще всего трагична. Идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории, ушедшее, фантастическое.

Теперь обратимся непосредственно к поэме М.Ю. Лермонтова.

Слайд 17.

Думаю, вы со мной согласитесь, что обращает на себя внимание необычность названия поэмы. Ведь Мцыри в переводе с грузинского- 1) неслужащий монах, 2) пришелец, чужеземец, чужак.

  • Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Слайд 18.

  1. Мцыри - «естественный» человек, живущий не по каким-то надуманным законам, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря. Монастырь для героя - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться здесь жить – значит отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество.

  2. Кроме того, в основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером.

Слайд 19.

  • Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа на вопрос.

A)

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет мы рождены.

Б)

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть не знакомой, но родной.

В)

Я мало жил, и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Г)

Я цель одну

Пройти в родимую страну

Имел в душе.

Слайд 20. Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой».

Слайд 21. Как эпиграф к поэме связан с её темой и идеей?

«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».

Из Библии.

Главное – утверждение безусловной ценности свободы. Три дня настоящей жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


Роль пейзажа в произведении

Слайд 22. Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной не только душе героя, но и душе самого поэта.

Слайд 23.

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе»Так писал М.Ю. Лермонтов в 1832 году.

  • Как вы думаете, почему поэту был так дорог Кавказ?

Часто бывал там в детстве. Это простор, свобода, о которой мечтал и сам Лермонтов.

  • Выразительное чтение текста со слов «Кругом меня цвёл божий сад...» до слов «Я в нём глазами и душой тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, привлекателен ещё и тем, что это первое для Мцыри утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет её фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Он сравнивает вольную жизнь, природу с раем.

Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «Рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут между крутых и тёмных скал».

Выразительное чтение 6 главы поэмы.

Слайд 24 с определениями.

  • Какие художественные средства использовал Лермонтов в описании пейзажа?

Работа по группам.

  • 1 группа. Эпитеты пышные поля, объятья каменные, тайный ночлег...

  • 2 группа. Метафоры и олицетворениявенцом дерев, груды скал, седой Кавказ...

  • 3 группа. Сравнениягорные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари; облака, как будто белый караван залётных птиц...

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми.

  • Найдите в тексте примеры аллитераций. Для чего они нужны?

  • 1 группа пышные, разросшихся, шумящих, свежею – аллитерации на шипящие передают шум леса.

  • 2 группа груды, хребты, курилися, алтари – повторение «р» подчёркивает мощь скал, грохот перекатывающихся и падающих камней.

  • 3 группа залётных, дальних, вдали, легко – мягкие сонорные «л» обозначают лёгкость и нежность мечтаний.

6. Анализ эпизодов

Итак, мы с вами поговорили о том, к чему стремится Мцыри, что считает для себя особенно важным, проанализировали роль пейзажа в поэме, поработали со средствами художественной выразительности.

А теперь скажите мне, пожалуйста, какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Проанализируйте эти эпизоды. (Составьте тезисы, опираясь на которые будете строить свой ответ). Работа по группам.

Слайд 25. (План анализа эпизода:

1. Установить границы эпизода.

2. Определить основную мысль и дать название эпизода.

3. Указать, через какие образы выражена основная мысль.

4. Проследить смену настроений и чувств.

5. Выяснить авторскую позицию.

6. Выявить изобразительно – выразительные средства, художественные приёмы, которые использует автор, и сформулировать цель их использования.

7. Какова роль эпизода и «законы его сцепления» с другими элементами.)

Слайд 26.

а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

Слайд 27.

б) встреча с грузинкой

Слайд 28.

в) бой с барсом

Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

III. Подведение итогов урока

Был ли счастлив герой в течение этих трёх дней?

Слайд 29.

Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

  • Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”;

  • общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”);

  • в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы;

  • встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”.

Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

  • Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой” - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

  • Кто ещё из героев литературы так же определяет для себя понятие «Жизнь»?

Пугачёв из повести Пушкина «Капитанская дочка».

8. Работа с тестовыми заданиями

Слайды 30-32.

1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из

а) древнерусских летописей;

б) Библии;

в) былин;

г) стихотворения Горация

2. В чем заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы, против Бога;

б) раскаяние, смирение;

в) защита права человека на свободу

3. Определите жанр произведения.

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь;

г) притча

4. Выделите черты романтизма в поэме.

а) бурная неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа

5. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

а) анапест;

б) дактиль;

в) амфибрахий;

г) ямб

6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;

г) гибель Мцыри

7. В исповеди Мцыри звучит

а) негодование

б) смирение, покаяние;

в) утверждение своей правоты;

г) отказ от бесплодной борьбы

8. В чём заключается основная идея произведения

а) отрицание религиозного аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

9. Давайте напишем мини-сочинение, ответив на вопросы:

Слайд 33. Пишем сочинение вместе

  • В чем особенность лермонтовского Мцыри?

  • Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?

  • Кем стал для меня Мцыри?

Слайд 34. Сдайте свои тетради.

Спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!