СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе Александр Грин. Повесть-феерия "Алые паруса".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о личности А. С. Грина; дать понятие о феерии, феерической повести, портрете литературного героя; показать своеобразие замысла произведения; создать условия для ценностного восприятия текста

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе Александр Грин. Повесть-феерия "Алые паруса".»

Александр Грин. Повесть-феерия "Алые паруса".

Класс: 8


Цель: сформировать представление о личности А. С. Грина; дать понятие о феерии, феерической повести, портрете литературного героя; показать своеобразие замысла произведения; создать условия для ценностного восприятия текста

Планируемые результаты:


Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.


Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение.


Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.


Мечта, любовь, счастье, труд –

вот основа человеческой жизни.

Н.Матвеева.
Мечты – не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

С. Моэм.
Стараясь о счастье других,

мы находим своё собственное.

Платон.

Ход урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.



Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бушующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.



- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)

- Портрет писателя перед вами. Вглядитесь в его лицо. Невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик.

- Ребята, какую особенность вы можете отметить, если посмотрите на  фотографии писателя? ( Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается.)


- Почему, как вы думаете? 

1) Может быть это связано с его жизнью.. 2 Он прожил очень трудную жизнь, ему многое пришлось пережить.

Да, вы правы. Нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости, веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.



III. Усвоение новых знаний.


Сегодняшний урок мы посвящаем замечательному русскому писателю А. Грину и его повести-феерии «Алые паруса».

Прежде чем говорить о произведении, давайте познакомимся с личностью писателя, с его нелегкой, но полной романтики жизнью.

  1. Слово учителя. Биография писателя.

Александр Степанович Гриневский (1880 - 1932 гг.)


Имя Грина по сей день окружено пестрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд. Жизнь его похожа на феерию, на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом.

Это был человек со своим, ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир. Больше всего он любил и ценил в человеке живую душу, в людях – умение до отказа заполнить жизнь мечтами, тревогой.

Почти сорокалетняя скитальческая жизнь Грина до Октябрьской революции была каторжной в прямом и переносном значении этого слова. Невзгод, которые обрушились на него в молодости, наверное, хватило бы на то, чтобы сделать по-настоящему несчастными добрый десяток людей. Стоит услышать факты его биографии и станешь с трудом верить в том, что та же рука писала заражающие своим жизнелюбием произведения. Ведь жизнь, кажется, сделала все, чтобы очерствить, ожесточить сердце, смять и развеять романтические идеалы, убить веру во все лучшее и светлое.


Глубокое проникновение в сущность творчества А. Грина передает нам

К. Паустовский: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку».

«С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.

Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

А в неволе

Поневоле,

Как собака, прозябай!

„Я мучился, слыша это, — говорил А. С. Грин, — потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее“.


В биографии Грин писал: «Я родился в городе Вятке в 1880 году, 11 августа; образование получил домашнее; мой отец Степан Евсеевич Гриневский, служил в земстве, а в Вятку попал из Сибири, куда был сослан за восстание в Польше. Мать – русская; умерла, когда мне было 13 лет».

С мачехой Александр не поладил. Может, поэтому его герой зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви, святости.


Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" – так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" – была одна из его детских кличек.

С восьми лет Грин начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествий он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие вызывало у него глубокое волнение.


- Уже в юности  А. Гриневский понял, что он не может и не умеет жить  как все . Рано выучившись читать, он познакомился с  «Путешествием Гулливера в страну Лилипутов» . Купер, Майн Рид,

- Эдгар По – книги этих авторов целиком захватили его.

- Летом 1896 г. в неполных 16 лет, с трудом  окончив городское земское училище, Грин уходит из дому.

- Началась нелегкая жизнь, много скитался, как и Горький, познал босячество. Рано открылась ему  не внешняя  сторона  жизни, а её изнанка.

- По совету отца, поступает  в 215 Орловский пехотный полк. Прослужил недолго, жестокость, унижения,  издевательства старших чинов над младшими, а Грин был рядовым, не выдержал и бежал из армии.

- 1903 г. Включается в  революционную борьбу, распространяет нелегальную литературу.

- 1907г. Впервые свои рассказы подписывает псевдонимом Грин (по аналогии с детской кличкой Грин- блин )

- 1910 г. Известен в литературных кругах , его замечают Короленко, Горький, Брюсов, Блок, Куприн , с которым его связывает тесная дружба.

- 1920 г. Расцвет творчества А. Грина. В 1921 была написана феерия « Алые паруса», а затем  такие взлеты, как «Блистающий мир»,  « Золотая  цепь», «Бегущая по волнам».

Содержание его произведений не основано  на той жизни, что его окружала, поэтому хватало сомневающихся в актуальности и востребованности  его  работ:


«Алые паруса» А. Грин назвал феерией.

-Кто знает, что обозначает слово феерия?

2. Теория литературы

Феерия - это

1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2. волшебное, сказочное зрелище.

3. Анализ текста


- Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

- все, что произошло с героями похоже на сказку:

- чудесная встреча с Эглем;

-необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло; -

В книге перед нами открылся мир, который учит верить, надеяться и ждать.

Ассоль и Грэй сами творят чудо. 

- Какие же они, наши герои?

- Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)

- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

- Ребята, расскажите, как же зарождалась мечта Ассоль?

  Просмотр фрагмента фильма «Встреча с Эглем».

- Ребята, почему паруса были алыми? ( Алый цвет – это цвет мечты, надежды, огня, любви. Это цвет исполнения мечты.)

- А где- то далеко – далеко в огромном замке живет благородный, смелый мальчик, который мечтает стать капитаном.


- Почему рос одиноким Грей?

- Чем был заполнен мир его детства?

- Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

- Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

- Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

- Случайно ли название шхуны «Секрет»?


 Грэй сделал мечту Ассоль реальностью.

- Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

- Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

Просмотр фрагмента из фильма «Встреча Грэя и Ассоль»


V. Первичная проверка усвоения знаний:


- Что же в повести является чудом? ( Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово).

Вывод: Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.

- Ребята, подумайте, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, несмотря ни на что идти к ней навстречу?

Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство - все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

VI. Рефлексия.

-Итак, может ли мечта стать реальностью, как у Ассоль?

-К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Да, может. Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).


- Чему учит книга? 

Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.


- Составить синквейн:


МЕЧТА

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном…

VII. Информация о домашнем задании: Написать сочинение «Моя заветная мечта»или «Что такое мечта?»( в формате 9.3.ОГЭ)









О произведении

Новелла «Алые паруса» впервые опубликована в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности.

Главные герои
  • Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал ей, что за ней приплывет принц на корабле под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила и ждала своего принца.

  • Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.

Другие персонажи

Лонгрен – старый моряк, что живет со своей дочерью Ассоль. Его жена умерла, он сам растит дочь и зарабатывает на жизнь, создавая из дерева модели кораблей.

Эгль – собиратель сказок и легенд. Однажды в лесу он видит Ассоль с игрушечной яхтой с алыми парусами и говорит девочке, что такой же корабль приплывет когда-то за ней.

Хин Меннерс – сын погибшего хозяина трактира Меннерса. Ненавидит отца Ассоль и саму девушку, потому что Лонгрен не помог его отцу, когда его лодку относило в открытое море.

Жители Каперны – приземленные, циничные люди. Они не любят Лонгрена, а Ассоль считают безумной. Рассказ об алых парусах для них становится еще одним поводом для насмешек над девочкой.

Краткое содержание Глава 1. Предсказание

Лонгрен, моряк, что ходил в море на бриге «Орион», после десяти лет плавания покидает службу и возвращается домой. Он вынужден так поступить, потому что однажды вернувшись в маленькую деревушку Каперна, узнал, что у него есть восьмимесячная дочка, а любимая жена Мери умерла от двустороннего воспаления легких.

Роды были тяжелыми, на восстановление ушли почти все сбережения, что были в доме. Бедная женщина вынуждена была идти в город в холодную погоду, чтобы заложить обручальное кольцо – единственную ценность – и купить хлеба. После трехчасового пути Мери слегла и вскоре умерла.

В опустевший дом переселилась соседка-вдова. Она и растила маленькую Ассоль. Лонгрен также узнал, что жена просила одолжить ей деньги состоятельного хозяина трактира Меннерса. Он «соглашался дать денег, но требовал за это любви».

После гибели любимой жены моряк стал еще нелюдимее, жил, воспитывая девочку и зарабатывая на жизнь деревянными игрушками в виде кораблей и лодок.



Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник (…) – забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях.

Когда Ассоль исполнилось пять лет, «произошло событие, тень которого, павшая на отца, накрыла и дочь». В страшную непогоду Лонгрен стоял у причала и курил, когда увидел, как Меннерса в его лодке уносит далеко в море. Меннерс просил помочь ему, но Лонгрен просто стоял и молчал, а когда лодка почти скрывалась из виду, прокричал: «Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив…». Вернувшись домой к ночи, он сказал проснувшейся Ассоль, что «сделал черную игрушку».

Через шесть дней Меннерса нашли, его подобрал пароход, но он был в предсмертном состоянии. Жители Каперны узнали от него о том, как молчаливо за его предстоящей гибелью наблюдал Лонгрен. После этого он полностью стал изгоем в деревне. Впоследствии лишилась друзей и Ассоль. Дети не хотели играть с ней. Ее опасались и отталкивали. Сначала девочка пыталась наладить общение с ними, но это заканчивалось синяками и слезами. Вскоре она научилась играть одна.

В хорошую погоду Лонгрен отпускал девочку в город продавать сделанные им игрушки. Однажды восьмилетняя Ассоль увидела в корзине красивую белую яхту, а паруса ее были из алого шелка. Девочка не смогла устоять перед искушением поиграть необычной лодочкой, и пустила ее поплавать в лесном ручейке. Но было сильное течение, оно быстро понесло кораблик вниз. Побежав за игрушкой. Ассоль оказалась в чаще леса и увидела Эгля – старого собирателя песен и сказок.

Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. – “Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство…”

Радостная девочка вернулась к отцу и рассказала ему эту историю. Он, не желая разочаровывать дочку, поддержал ее. Рядом проходил нищий, который услышал все и рассказал в таверне. После этого случая дети стали еще больше дразнить Ассоль, называя ее принцессой и крича, что за ней приехали «ее красные паруса». Девушку стали считать безумной.

Через три дня, возвращаясь из городской лавки, Ассоль услышала в первый раз: – Эй, висельница! Ассоль! Посмотри-ка сюда! Красные паруса плывут!
Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря. Затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от нее, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки. Вздохнув, девочка побежала домой.

Глава 2. Грэй

Артур Грэй был потомком уважаемой семьи и жил в богатом родовом поместье. Мальчику было неуютно в рамках семейного этикета и скучного дома.

Как-то мальчик зарисовал краской руки распятого Христа на картине, объяснив свой поступок нежеланием того, «что в его доме течет кровь». В восемь лет он начал изучать закоулки замка и зашел в винный погреб, где хранилось вино, со зловещей надписью «Меня выпьет Грэй, когда будет в Раю». Юный Артур возмутился нелогичности надписи и сказал, что выпьет его когда-нибудь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!