СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством  Евгения  Евтушенко

 и  А. Вознесенского

Задачи: дать понятие периода «оттепели»; познакомить с общими тенденциями в литературе 60 гг., раскрыть понятие «поэтического бума» и «эстрадной поэзии», отметить общие темы и проблемы в произведениях «громких» поэтов и особенности поэтической манеры каждого из них; формировать навык работы с поэтическим текстом; развивать навык осмысления автора через его произведение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков"»

Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков

Класс: 7

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством Евгения Евтушенко

и А. Вознесенского

Задачи: дать понятие периода «оттепели»; познакомить с общими тенденциями в литературе 60 гг., раскрыть понятие «поэтического бума» и «эстрадной поэзии», отметить общие темы и проблемы в произведениях «громких» поэтов и особенности поэтической манеры каждого из них; формировать навык работы с поэтическим текстом; развивать навык осмысления автора через его произведение.

Планируемые результаты:

Личностные: содействовать формированию патриотизма, сформировать понятие о важном значении памяти как связующего звена поколений; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; любовь к Родине и уважение традиций народа.

Предметные: научить анализировать стихотворные произведения на примере стихотворений Евтушенко и Вознесенского , определять их тему, идею; научить определять роль выразительных средств в поэтической речи; научить сопоставлять научное и художественно освещение исторических фактов.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.



https://www.youtube.com/watch?v=Be01v9VJXz8&t=1s..
https://www.youtube.com/watch?v=-dKzLZYwtzA&t=294..
https://www.youtube.com/watch?v=DyqVkR8eFnE&t=10s..

https://yandex.ru/video/preview/15515615438372014048 .


Поэт в России – больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко.


Содержание урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний

1. Художественное мастерство В. М. Шукшина.

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Во все времена настоящий поэт тот, кто не отделяет себя от Родины, живёт её проблемами и чувствует с ней неразрывную связь.


 Сегодня на уроке мы будем говорить о фантастическом всплеске поэзии, который произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Люди стремились побывать на вечере-выступлении поэта, нежели посетить кинотеатр или футбольный матч.

    Повеяло свободой, а поэты это «дыхание» перенесли в свои стихи.


Наш урок сегодня посвятим творчеству двух поэтов второй половины ΧΧ: Евгению Евтушенко и А.Вознесенскому

- Как, по- вашему, какую цель нужно поставить?

(Познакомиться со стихами этих поэтов; доказать, что ни по праву считаются великими поэтами 20 века, настоящими гражданами нашей Родины.


IV. Усвоение новых знаний.

  1. Понятие « оттепели» «Хрущёвская оттепель»

Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадуллина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава – поэты – «шестидесятники». Они начали свой литературный путь во времена «хрущевской оттепели, которая пришлась на конец 50-х и начала 60-х годов. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей и вызывала их живой интерес. Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности». Люди пытались переосмыслить настоящее, и поэзия стала кратчайшим путем к сердцу читателя.


«Оттепель»— эпоха раскрепощения человека, освобождения от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм. Это эпоха утверждения нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек. Новые исторические условия отразились и на литературе, а в первую очередь на поэзии.

- Вот как описал это время современник:

Из книги Льва Алексеевича Шилова "Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста-шестидесятника"(М.,2004):
«Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава...эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках...».
 

  1. «Эстрадная» лирика
        «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — герой преобразователь.
         «Громкий» лирик, поэтический лидер периода «оттепели» - Евгений Евтушенко.
    Родился Евгений Александрович Евтушенко 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, мать- актриса, заслуженный деятель искусств. Он не раз с благодарностью вспоминал родителей: « Благодаря отцу я уже в 6 лет начал читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Сервантеса и Уэллса.           Положительное влияние на формирование эстетических вкусов, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказала мама».
        Поэт рос и учился в Москве. Был студентом Литературного института. Печататься начал в 16 лет. В 1952 году стал молодым членом Союза писателей СССР. Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения. Он стремился откликнуться на всё происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей животрепещущие вопросы.
        Внимание читателей и слушателей привлёк своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом, мастерством и артистичностью чтения стихов. Свой идейно-нравственный кодекс Евтушенко называл кодексом гражданственности:
    Поэт в России – больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    Лишь тем, в ком бродит дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет.
         Он говорит о служении поэта, его особой роли в России- роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее.
    Детство поэта прошло в грозные для России годы. Навсегда осталась в памяти Великая Отечественная война. Об этом стихи «Хотят ли русские войны?», «Фронтовик», «Армия», «Настя Карпова».
              Евтушенко всегда чутко относился к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей, занятых обычным делом. Эта мысль звучит в стихотворении «людей неинтересных в мире нет». «Как густо, как разнообразно населены стихи Евтушенко. Вся Россия собралась здесь… Городские и сельские жители, геологи, буфетчицы, студентки… Ни у кого из наших поэтов ни встретишь такого многолюдия, такого изобилия профессий»,- говорит о стихах поэта Евгений Сидоров. Названия стихов «Старый бухгалтер», «Первая машинистка», «Экскаваторщик», доказывают это высказывание.   Всему творческому пути сопутствовал интерес к кино. По сценарию поэмы «Я - Куба» сняли кинофильм. В фильме «Похороны Сталина» Евтушенко выступает в качестве сценариста, режиссёра, актёра. Вместе с Дмитрием Харатьяном играет в рок-опере «Идут белые снеги». Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений. Песня «Со мною вот что происходит» звучит в кинофильме «Ирония судьбы или с лёгким паром».
          О жизни и творчестве Евтушенко написано около десятка книг. Он удостоен Государственной премии СССР( 1984 г). Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России – больше, чем поэт» (1998г). Награждён орденами и медалями. Орденом дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993г). О его заслугах можно говорить бесконечно.
    12 марта 2017 года Евтушенко был госпитализирован в тяжёлом состоянии в США. У него был рак в последней четвёртой стадии, вернувшийся после операционного удаления почки, прошедшего около шести лет назад. По свидетельству Михаила Моргулиса, Евтушенко до последнего оставался в сознании. 1 апреля 2017 года, около 19:30 по московскому времени, Евгений Евтушенко скончался во сне от остановки сердца на 85-м году жизни в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США). 11 апреля в Центральном доме литераторов состоялось прощание с Евтушенко; позднее в тот же день он, согласно своей последней воле, был похоронен на  Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком.


  1. Работа над стихотворением «Хотят ли русские войны».


- Почему именно память имеет большое значение для народа и для каждого человека?

Память – это то, что не позволит нам стать манкуртами.( Манку́рт — согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание...)

- Память – это наше нравственное наследие.

- Память – это жизненный фундамент.

- Память священна.

- Память – это наша «крепость».

Так много времени прошло с тех пор, с ликующей весны 45-го… Но каждый год мы радостно встречаем новую весну Победы, с надеждой на то, что над нашей головой всегда будет счастливое мирное небо, что наша Родина будет процветать. Мы сделаем все для этого, но политическая ситуация сегодня угрожающе сложная.

Никогда бы не подумала, что сегодня по-иному, животрепещуще прозвучат строки стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?»

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

(видеозапись песни в исполнении Краснознамённого ансамбля имени А.В.Александрова. Солист Александр Попович)


- Узнали ли вы эту песню?

- В чём её особенность? (слова очень пронзительные)

Слова этого поэта, как и других поэтов 20 века, действительно, очень глубокие и проникновенные.


Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей,

И у берёз и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под берёзами лежат,

И вам ответят их сыны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!


Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

Спросите тех, кто воевал,

Кто нас на Эльбе обнимал,-

Мы этой памяти верны.

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!


Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю горькую свою.

Спросите вы у матерей,

Спросите у жены моей,

И вы тогда понять должны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!


...Поймёт и докер, и рыбак,

Поймёт рабочий и батрак,

Поймёт народ любой страны -

Хотят ли русские,

Хотят ли русские,

Хотят ли русские войны!


  1. История песни «Хотят ли русские войны?»( сообщение ученика)

«Хотят ли русские войны» — популярная советская песня. Автор музыки — Эдуард Колмановский, автор слов — Евгений Евтушенко. Впервые исполнена в 1961 году Марком Бернесом.

Первое исполнение песни «Хотят ли русские войны» состоялось в 1961 году, накануне XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Летом 1962 года в Москве проходит Международный конгресс за всеобщее разоружение и мир, на котором делегатам конгресса были вручены в качестве сувениров пластинки с записью «Хотят ли русские войны?» на английском, французском, немецком и испанском языках в исполнении Георга Отса.

В разные годы песню исполняли: Георг Отс, Артур Эйзен, Юрий Гуляев и другие.

Песня была в репертуаре Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии под управлением А. Александрова, который исполнял её в 1967 году во время гастролей в Италии, Бельгии, Франции, Швейцарии. В Лондоне, где в крупнейшем концертном зале «Альберт-холл» должно было состояться первое его выступление перед английской публикой, незадолго до начала концерта выяснилось, что местные власти запретили включать в программу «Хотят ли русские войны». Руководитель ансамбля потребовал объяснений. Оказалось, что исполнение этой песни рассматривалось здесь как акт вмешательства во внутренние дела страны. Артисты ансамбля выразили решительный протест и добились отмены запрета.



- Какое главное выразительное средство использует поэт и почему? Ри торический вопрос. Это связано с историей создания произведения.

- Как в тексте противопоставлены мирная жизнь и война? «Спросите вы у тишины/ над ширью пашен и полей,/ и у берез, и тополей»

- В чем смысл слов «Да, мы умеем воевать»? Поэт говорит о несгибаемой воле русского воина, мощном патриотизме, воинской славе, о готовности всегда встать на защиту Родины.

- В чем, по вашему мнению, заключается современное звучание стихотворения Евтушенко? Животрепещуще звучат строки стихотворения Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?» потому, что мир снова на грани холодной войны с Европой и США, а во времена поэта была «холодная» война с США. Кроме того, последнее время мы наблюдаем несправедливое перекраивание истории в корыстных политических целях. В странах бывшего Советского союза пытаются умалить заслуги советской армии в освобождении мира от фашизма. Снова возрождается фашизм.

Итак, суду памяти подлежат:

  • Фашизм

  • Насилие

  • Терроризм

Вывод: Мы никому не позволим перекраивать историю и выдвигать несправедливые обвинения в наш адрес! Наша армия освободила мир от фашизма! Наши солдаты «пол-Европы прошагали, полземли»! Победа в 1945 – это наша слава и гордость.

День Победы – это не просто «праздник со слезами на глазах». Это боль. Больно за павших, замученных, голодавших людей, всех, кто пострадал от фашизма. Значит, наша задача сегодня – сохранить память о войне и о Великой Победе, передать ее своим потомкам.




  1. А. Вознесенский также был кумиром молодёжи эпохи «оттепели». Как и Е. Евтушенко, он стал вождём поэтического авангарда нового времени.


Появился самобытный поэт со своим миром, своей системой образов. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом.

(звукозапись. Евгений Осин «Плачет девочка в автомате...»

Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта.

Многие стихи А. Вознесенского сюжетны, а главные темы- это человек и цивилизация. В поэзии Вознесенского много места отводится природе, теме искусства и теме труда.

( Видеозапись фрагмента из рок-оперы «Юнона и Авось»).

Евгений Евтушенко писал об Андрее Вознесенском: « Он не вошёл в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами»...

Кумир молодёжи 50-60 годов - Андрей Вознесенский. 
Родился Андрей Андреевич Вознесенский 12 мая 1933 года в Москве. Он вспоминал: «Профессией и делом жизни отца моего было проектирование гидроэлектростанций, внутренней страстью – любовь к русской истории и искусству. Отец ввёл моё детство в мир Врубеля, Рериха, Юона, в мир старых мастеров, брал с собой на волжские стройки. Мама привила мне вкус к Северянину, Ахматовой.
      Несмотря на то, что Андрей Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, его жизнь полностью принадлежала литературному творчеству. «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил»,- так написал Вознесенскому Борис Пастернак, который впервые прочитал стихи и оказал огромное влияние на его судьбу.
     Главное место в творчестве поэта занимает тема искусства. «Искусство вечно, в нём живёт характер народа, его идеалы». В поэме « Мастера» он говорит о народных мастерах, которые создали храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Большое место в творчестве Вознесенского занимает тема любви, женской красоты, судьбы, природы. В монологе «Мэрлин Монро» автор не может примириться с трагической гибелью актрисы. Любимое время года поэта – осень, из ландшафтов он отдаёт предпочтение озёрному, озеро- воплощение тишины и света. Стихотворения «Осень в Сигулде», «Зов озера» - соединили любовь и природу.
    На стихи поэта созданы эстрадные популярные песни: «Миллион алых роз», Песня на бис», «Плачет девушка в автомате». По сочинениям Вознесенского поставили спектакль «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, а в рок-опере «Юнона и Авось» звучит знаменитая «Сага».
     Андрей Вознесенский - лауреат Государственных премий СССР, двух американских премий. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством третьей степени» (2004г). А на парижском фестивале «Триумф» в 1996 году газета «Нувель Обсерватер» назвала Вознесенского «самым великим поэтом современности».
Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке  Переделкино. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.


  1. Анализ стихотворения Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»



Живите не в пространстве, а во времени,

Минутные деревья вам доверены,

Владейте не лесами, а часами,

Живите под минутными домами

И плечи вместо соболя кому-то

Закутайте в бесценную минуту…

Умирают – в пространстве.

Живут – во времени.

- В поэтическом мире А.А.Вознесенского, где бытие и быт не разделимы и «высокое» не возвышается над «низким», главенствует слово. Поэт тяготеет к повторам, но каждый следующий повтор открывает в слове новые грани – ведь слово в стихе обретает дополнительные свойства и значения, каких не имеет оно ни в обиходном, ни в прозаическом употреблении.

- О чем же стихотворение, которое мы прочитали?

(Ответы учащихся)

- В самом деле, пространство и время – ключевые слова стихотворения. Основа стихотворения – развернутая метафора, цельный художественный образ. Изображение делается подвижным, а восприятие творческим. Живите не в пространстве, а во времени… известно, что пространство и время – две основные формы бытия и «разрывать» их, противопоставляя, в обычной речи, нельзя. В поэзии – можно.

- Обратимся к лексическому толкованию. Словарь В.И.Даля:

Пространство – среднее состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь… Время и пространство – отвлеченные понятия последовательности состояния и места.

Время – средняя длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; счастье, земное благоденствие, благосостояние.

Многие стихи поэта – гимн непреходящему, вечному, гимн времени. Например, в поэме «Лонжюмо» время для Вознесенского – это то, что объединяет всю землю разом, и возникает разговор о месте «человеческой единицы» в историческом по масштабам времени.

Или «Не забудь»:

Человек снимает страны,

И моря, и океаны,

И машину, и пальто.

Он без времени – ничто.

Повелительное наклонение, как грамматическая основа (живите, владейте, закупайте), обладает высокой концентрацией смысла односоставного обобщенно-личного предложения. Это и просьба, и призыв, и звук набата, зовущего человека одуматься. Вознесенский создает яркий образ, где Время обозначает Вечное, Идеал, к которому должен стремиться человек, а пространство – это что-то преходящее.

Вдумаемся: «минутные деревья вам доверены…» По Далю: «Минута как мера времени … 60 секунд. Вообще, короткое время, несколько мгновений». Оказывается, что (по Далю) «Время с нами, время перед нами, а при нас его нет», «Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь». Но самое важное – «Время разум дает». Значит, для чего это «короткое время» - минуты? Осознать скоротечность бытия, мгновенность нашего пребывания в пространстве, где, как порой нам кажется, все существует только для нас. Но деревья – «минутные»! А далее мы узнаем, что эти «минутные» деревья нам доверены (метафора и оксюморон). Итак, торопись, Человек, делать добро миру живому и неживому, ибо пора твоего «времени» скоротечна.

Владейте не лесами, а часами…

- И опять метафора: «Живите под минутными домами…», но уже не «минуты», а «дома». Что это означает?

- Следующие две строки – это сравнение, сопоставление истинного и иллюзорного:

… и плечи вместо соболя кому-то

закутайте в бесценную минуту…

- Действительно, разве может что-то заменить благородный, великолепный, царский, бесценный соболиный мех? Вот это настоящий подарок «кому-то» - дорогому, любимому человеку. Но еще в Библии сказано: «Не собирайте богатств… где моль и ржа…» И Вознесенский предупреждает нас об этом же, предлагая метафорическим эпитетом – «бесценную минуту» - непреходящее тепло вечной любви. Многоточие – «следы на цепочках ушедших слов» (В.В.Набоков) – расскажет то, что не выразить речью, а надо лишь запомнить – «минутное» счастье.

И, наконец, финал, вывод, авторский закон бытия, подчеркнутый логическим ударением. «Умирают – в пространстве». Это «состоянье или свойство всего», «простор, даль, ширь, глубь» (по Далю). Да, это верно, но слишком холодно, обобщенно, чуждо.

Живут – во времени.

«Во времени» тепла, любви, когда (в идеале) счастье и земное благоденствие со всеми окружающими нас людьми.



V. Первичная проверка усвоения знаний:


1. Блиц-опрос по творчеству Евгения Евтушенко

- В каком году родился? (1933 г.)

- Где учился? (Литературном институте им. А. М. Горького)

- В каком году напечатана его первая книга и как называлась? (1949 году “Разведчики грядущего”)

- Назовите настоящую фамилию? (Гангнус).

- Какая самая необычная награда Евтушенко? (малая планета Солнечной системы – 4234)

7.Как известно, в Якутию приезжали сотни советских писателей, но никто не оставил здесь столь яркий след, как поэт Евгений Евтушенко


VI. Рефлексия.
  • Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?

- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.

Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:

А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением Р. Рождественского «Время разобраться...»

Это стихотворение – обращение молодёжи тех лет, но оно актуально и сегодня, т. е. это обращение и к вам:

Будьте счастливы,
Человеки!
Люди
умные.
Люди
сильные.

VII. Информация о домашнем задании: выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений.

                                 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!