№ ___ Литература 7 класс
Тема. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сведения о поэте. «Кавказ».
Цель урока: напомнить учащимся сведения о жизни и творчестве поэта, углубить их знания; работать над анализом стихотворения «Кавказ».
Оборудование: портрет поэта и его близких; акварели поэта; тексты стихотворений, изученных в шестом классе; запись песни И. Талькова «Поэты не рождаются случайно…» («Памяти В. Цоя»).
Ход урока
1. Заинтересуйте учащихся, предложив им прослушать аудиозапись.
(Прослушивание фрагмента песни И. Талькова.)
Эта песня посвящена другому человеку — поэту, композитору и исполнителю Виктору Цою, трагически погибшему в начале 90-х годов ХХ века. Но строки эти в равной мере можно адресовать великому русскому поэту, прожившему неполных двадцать семь лет (1814—1841), трагически погибшему на дуэли.
2. Актуализируйте знания учащихся о М. Ю. Лермонтове.
— Что вам известно о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
— Что вы знаете о его детстве? Кто воспитывал будущего поэта?
— Чем увлекался Лермонтов? В каком учебном заведении учился?
3. Расскажите о жизни и творчестве поэта.
4. Организуйте чтение стихотворения «Парус» с последующей беседой.
— В каких строчках стихотворения поэт пытается разгадать тайну паруса? Сочувствует ли он ему?
— Что ищет мятежный парус? В чем видит счастье?
— Какова главная мысль стихотворения?
5. Проведите аналогичную работу со стихотворением «На севере диком…».
— Какую роль играет принцип контраста — сосна «снегом сыпучим одета» и пальма, что «в пустыне далекой»?
— Как подчеркивает Лермонтов одинокость и той, и другой?
— Каким настроением проникнуто стихотворение? Какое впечатление производит оно на читателя?
6. Расскажите о связях Лермонтова с Кавказом.
7. Прочитайте стихотворение «Кавказ».
8. Проведите работу над идейно-художественным содержанием стихотворения.
— Какие картины величественной природы Кавказа хранит память поэта?
— Что еще поэт видит перед собой, вспоминая Кавказ о чем думает?
— Какие строки передают самые сокровенные переживания поэта?
— Какие три поэтические темы соединились в этой лирической миниатюре? (Личные любовные переживания, воспоминания о матери и вечная красота природы.)
— Какие художественные средства помогают передать чувства поэта? (Сравнения, метафоры, эпитеты.)
— Какую роль играет выбранный поэтом стихотворный размер — четырехстопный амфибрахий?
— Рефрен — Люблю я Кавказ — контрастирует своей краткостью с основными строками. Какую роль он играет?
— Чем нас пленяет стихотворение? Какие чувства вызывает?
— Какие из лермонтовских акварелей и картин могли бы проиллюстрировать стихотворение «Кавказ»?
9. Организуйте чтение стихотворения учащимися.
10. Подведите итоги урока.
11. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Кавказ».
Прочитать поэму «Мцыри»