СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Михаил Юрьевич Лермонтов. Сведения о поэте. "Кавказ".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает возможность напомнить учащимся сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Учащиеся обретают навыки анализа поэтического текста на примере стихотворения "Кавказ". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Михаил Юрьевич Лермонтов. Сведения о поэте. "Кавказ".»

___ Литература 7 класс

Тема. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сведения о поэте. «Кавказ».


Цель урока: напомнить учащимся сведения о жизни и творчестве поэта, углубить их знания; работать над анализом стихотворения «Кавказ».


Оборудование: портрет поэта и его близких; акварели поэта; тексты стихотворений, изученных в шестом классе; запись песни И. Талькова «Поэты не рождаются случайно…» («Памяти В. Цоя»).


Ход урока


1. Заинтересуйте учащихся, предложив им прослушать аудиозапись.

(Прослушивание фрагмента песни И. Талькова.)

Эта песня посвящена другому человеку — поэту, композитору и исполнителю Виктору Цою, трагически погибшему в начале 90-х годов ХХ века. Но строки эти в равной мере можно адресовать великому русскому поэту, прожившему неполных двадцать семь лет (1814—1841), трагически погибшему на дуэли.


2. Актуализируйте знания учащихся о М. Ю. Лермонтове.

— Что вам известно о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

— Что вы знаете о его детстве? Кто воспитывал будущего поэта?

— Чем увлекался Лермонтов? В каком учебном заведении учился?


3. Расскажите о жизни и творчестве поэта.


4. Организуйте чтение стихотворения «Парус» с последующей беседой.

— В каких строчках стихотворения поэт пытается разгадать тайну паруса? Сочувствует ли он ему?

— Что ищет мятежный парус? В чем видит счастье?

— Какова главная мысль стихотворения?


5. Проведите аналогичную работу со стихотворением «На севере диком…».

— Какую роль играет принцип контраста — сосна «снегом сыпучим одета» и пальма, что «в пустыне далекой»?

— Как подчеркивает Лермонтов одинокость и той, и другой?

— Каким настроением проникнуто стихотворение? Какое впечатление производит оно на читателя?


6. Расскажите о связях Лермонтова с Кавказом.


7. Прочитайте стихотворение «Кавказ».


8. Проведите работу над идейно-художественным содержанием стихотворения.

— Какие картины величественной природы Кавказа хранит память поэта?

— Что еще поэт видит перед собой, вспоминая Кавказ о чем думает?

— Какие строки передают самые сокровенные переживания поэта?

— Какие три поэтические темы соединились в этой лирической миниатюре? (Личные любовные переживания, воспоминания о матери и вечная красота природы.)

— Какие художественные средства помогают передать чувства поэта? (Сравнения, метафоры, эпитеты.)

— Какую роль играет выбранный поэтом стихотворный размер — четырехстопный амфибрахий?

— Рефрен — Люблю я Кавказ — контрастирует своей краткостью с основными строками. Какую роль он играет?

— Чем нас пленяет стихотворение? Какие чувства вызывает?

— Какие из лермонтовских акварелей и картин могли бы проиллюстрировать стихотворение «Кавказ»?


9. Организуйте чтение стихотворения учащимися.

10. Подведите итоги урока.


11. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Кавказ».

Прочитать поэму «Мцыри»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!