СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.С. Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит технологическую курту урока по теме  "А.С. Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.С. Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению".»

План-конспект урока литературы в 6 классе (по программе В.Я.Коровиной)

Учитель: Гуркина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ» пос. Дорохово, Бежецкий район


Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин. «Алые паруса».

Материалы к уроку: Презентация для проверки знания текста феерии «Алые паруса».

Тема урока: «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».

Цель урока: Научить отбирать материал к сочинению.

Задачи урока:

1) Проверить знания обучающихся по произведению (тестирование);

2) Обучить составлению сложного плана;

3) Подобрать материал к письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать устную и письменную речь учащихся, отрабатывать навыки отбора материала по теме, проверить знания обучающимися текста феерии.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимать текст художественного произведения, осмысленно читать; содействовать развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помогать в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать моральную готовность противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; самоопределиться в отношении к героям произведения.

Регулятивные УУД: уметь определять цель каждого пункта плана; планировать свою деятельность на каждом этапе урока, уметь осуществлять самооценку и коррекцию собственных действий; стремиться к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.



Технологическая карта урока.


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация учебной деятельности


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: формирование гражданских качеств путём ….

Регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

На доске написаны слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа».

А теперь подумайте, справедливы ли эти слова по отношению к героям «Алых парусов»? Почему?




Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.






Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.


Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач.








Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Обратим внимание на иллюстрации. Кто изображен на них? Какие слова из текста их характеризуют?




Целеполагание. Мы не случайно говорим о характеристиках героев феерии «Алые паруса».

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.


Чем интересен, близок мне герой произведения? (заполняется на уроке)






Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Постановка учебной задачи на этот урок


Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Проверка домашнего задания


Тестовая работа.












Словесный, познавательный, эвристический, контроля


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?»

Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.

Проверка знаний содержания феерии



Беседа по произведению.

-

–Если вам нужно будет рассказать о своем любимом герое, на каких чертах характера вы заострите внимание?

-Что такое характеристика литературного героя? (Темы прошлых уроков)



Обучающиеся выполняют тестовую работу с последующей самопроверкой





Отвечают на вопросы учителя.







2.Работа над составлением сложного плана




Вам было дано задание вспомнить структуру плана сочинения





– Восстановите модель плана, выбрав нужные элементы (каждой группе раздаются листы с элементами плана).



Составление плана

Работа в команде. (Обучающиеся разделяются на 2 группы)

Каждая группа должна выбрать верные элементы плана. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается модель плана.



Предполагаемая запись

I. Знакомство с героем произведения «Алые паруса»А.С. Грина (о ком я хочу рассказать?)

II. Характеристика героя (что я хочу о нем рассказать?)

1. Определение места героя среди других персонажей.

  1. 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  2. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
    4. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  3. 5. Черты характера.

  4. 6. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  5. 7. Авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

III. Мое отношение к герою (почему я захотел рассказать об этом герое?)

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


1.Работа с текстом произведения

(самостоятельная работа учащихся)








Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Итак, мы составили план нашего сочинения.

-Какой материал из произведения, может быть использован в сочинении?


Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя




2. Слушание чтения материала для сочинения из произведения




Беседа по прослушанному.

-Понравился ли вам выбранный материал?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере главных героев?

- Кому из ребят удалось наиболее точно подобрать материал для характеристики своего героя?

- Можно ли его описать своими словами?

-А какие черты характера, присущие главному герою, вам хотелось бы сформировать у себя?

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.








Этап 5. Закрепление полученных знаний


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные УУД: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.


Самостоятельное написание черновика сочинения «Мой любимый герой феерии «Алые паруса».


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Домашнее задание


Словесный, наглядный


Домашнее задание: редактирование текста сочинения (характеристика литературного героя)


Запись задания в дневники.

2.Рефлексия


Самоанализ.


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Регулятивные УУД: рефлексия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Анализ работы учащихся.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


Итоговый комментарий.

Самооценка работы на уроке.


Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)










Использованная литература:

  1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г (электронная версия - http://alleng.org/d/lit/lit158.htm)




Интернет ресурсы:

  1. http://www.literaturus.ru/p/blog-page_653.html

  2. https://24smi.org/celebrity/17181-aleksandr-grin.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!