СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Великая Отечественная война в жизни моей семьи".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Великая Отечественная война в жизни моей семьи" . Целью данной разработки является: воспитывать чувство сопричастности ребенка и его семьи  к истории большой страны

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Великая Отечественная война в жизни моей семьи".»

Разработка учителя русского языка и литературы

МБОУ «Чувашскомайнская ООШ»

Алексеевского муниципального района РТ

Горбуновой Н.А.

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

Тип урока: Урок развития речи

УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Цели урока (образовательные):

  • воспитывать чувство сопричастности ребёнка и его семьи к истории большой страны;

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • формировать уважительное отношение к героическому прошлому страны; развивать активность и самостоятельность мышления;

  • воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.

УУД

Регулятивные: формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера.

Познавательные: уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать учителя и ответы своих одноклассников.

Оборудование:

  • проектор, экран;

  • выставка «Семейные архивы – реликвии военных лет»: фронтовые письма, ордена, медали, фотографии

Эпиграф урока: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Подготовительная работа к уроку:

  1. Информационный классный час, на котором объявляется о начале сбора информации по теме «Семейные архивы».

  2. Устные рассказы детей о своей семье в годы Великой Отечественной войны, (краткие, информационные).

  3. Письменные оформления (сочинения)

  4. Сбор реликвий.

  5. Свободное рассматривание собранных материалов.

  6. Оформление выставки.

  7. Привлечение родителей к сбору информации по теме урока (информация на родительском собрании, просьба сориентировать ребенка к кому из родственников обратиться за помощью).

  8. Подготовка выступающих на данном уроке

  9. Подбор стихов

  10. Создание презентации из собранных материалов




Ход урока

1. Организационный этап. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке литературы. С началом новой недели вас и плодотворной работы на уроке. Сегодня у нас с вами серьезный тематический урок. Прошу вас настроиться, быть внимательными..

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Этап мотивации (2 мин.)

- Скоро праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Это день великой радости и большой скорби. 9 мая 1945 г. кончилась война... страшная, жестокая, злая

Я предлагаю вашему вниманию презентацию, посвященную памяти участников Великой Отечественной войны. Внимательно просмотрите слайды и вслушайтесь в слова песни.

(включается Презентация + песня «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»)

Введение в тему (1 мин.)

- Слова из этой песни взяты эпиграфом к уроку

(читает ученик эпиграф «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» )

- Мы с вами просмотрели видео, прочли эпиграф, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

(Варианты ответов: Великой Отечественной войне, подвигам героев, участникам ВОв)


Сообщение темы урока.(1 мин.)

- Да, ребята, сегодня мы вспомним страницы истории нашей Родины - Великую Отечественную войну, поговорим о том, какой след оставила война в судьбе жителей нашего села, в судьбе ваших родственников, в судьбе ваших семей.

Тема сегодняшнего урока «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась эта война…

Какая главная задача сегодняшнего урока?

(ответы учащихся: поговорить о Великой Отечественной войне; рассказать о члене семьи, который участвовал в ВОв, о жизни родственников в годы войны)


3. Актуализация знаний ( 3 мин.)

- Так что же такое война? Что вы знаете об этой войне? ( Для ответа могут использовать материал из «Информационного блока» Приложение 1)

- Кто с кем воевал?

(ответы учащихся: Фашистская Германия с Советским Союзом )

- Кто победил в этой войне?

(ответы учащихся: Советская Армия, Россия, Советский Союз, мы… )

- Что несёт с собою война?

(ответы учащихся: страх, боль, страдания, потери близких, разрушения,

голод, холод, слёзы, смерть … )

- Какие книги на русском языке, на родном (чувашском) языке, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали, какие фильмы смотрели?

(ответы учащихся: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста», К. М. Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете», Л. Агаков «Золотая цепочка», П. Хусанкай «Таня», Н.Мартынов «Кровавая ягода»; фильмы – «Офицеры», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие» и т.д.)

4. Обобщение и систематизация знаний(3-4 мин.)

4.1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Ассоциативное поле «Война»

- Вы вспомнили, что читали, видели, слышали. А теперь запишите свои ассоциации-представления в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне

(Работа в парах. Дети заполняют таблицу. Приложение 2)

Звуки войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Война - Победа

Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь, копоть, дым

Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль, ненависть, страх…

Вечный огонь,

Похоронки

Треугольные

письма бессмертный полк, медали и ордена, георгиевская лента

Могила Неизвестного солдата, ветераны ….


- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (желающие читают свои записи)

4.2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- Ребята, скажите, откуда вы знаете о событиях ВОВ?

(Ответы учащихся: из книг, уроков истории, документальных фильмов.)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации (20 мин.)

- А случалось ли вам слышать о войне в личной беседе с ветеранами? Из рассказов своих бабушек и дедушек, которые знают, что такое война не понаслышке? Я знаю, что у некоторых из вас в семье были такие люди, которые участвовали в страшных событиях военного времени. Вам на дом были даны разные задания. Кто-то должен был подготовить сообщения, а кто-то сделать небольшие проекты на тему «След ВОВ в истории моей семьи».

Давайте послушаем ваши проекты (выступление учеников с докладами и творческими проектами) Приложение 3

(В ходе выступления каждый ученик прикрепляет на доску фото героя своего рассказа. Таким образом, оформляется коллаж «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»)


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин.)

- Из деревни Чувашская Майна в годы войны ушли на фронт 137 человек, 65 из них погибли на полях ВОв. Каждый из них защищал не только Отечество, но и свой район, свою деревню, улицу и свой дом. Каждый из этих героев оставил благородный след на страницах нашей истории и каждый из них своей деятельностью возвысил и свою малую родину

Мне очень приятно, что каждый из вас проделал большую работу по сохранению памяти об участниках ВОв. Я могу быть уверена, что благодаря вам, имена наших ветеранов будут жить еще долго.

- Давайте мы посвятим нашим героям стихотворение-пятистишие (синквейн) .Приложение 4.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна на тему жизнь:

Жизнь (существительное, выражающее главную тему)

Активная, бурная (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Воспитывает, развивает, учит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Даёт возможность реализовать себя (фраза, несущая определенный смысл)

Искусство (заключение в форме существительного)


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(4 мин.)

- Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Но он настал этот день – 9 мая 1945 года. В память о воевавших, погибших попрошу вас написать письма благодарности воинам, (возможен вариант: письмо в прошлое, письмо прадеду, участнику ВОв) сражавшимся в боях за мир на нашей земле, воинам, которые отдавали свои жизни ради спасения детей и нас, нашего будущего. Напишем мы эти письма так, как писали в то далекое военное время. Ведь, для солдата письмо из дома было важнее полевой кухни. В первые же недели войны почтовые работники столкнулась с проблемой нехватки конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, когда лист с письмом просто складывали в несколько раз, а на верхней стороне писали адрес получателя. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство.

(если позволит время, можно включить видео-живое письмо, обращенное Бикулову Василию Тимофеевичу …. - детям войны)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин.)

- Давайте вспомним тот вопрос, которым мы задавались в самом начале урока:

Какую роль сыграла ВОВ в жизни вашей семьи?

Ребята, я надеюсь, что наш урок оставил в сердце каждого свой след. Предлагаю вам ряд не законченных предложений (На экране предложения, которые нужно продолжить)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Было трудно…

- Кому бы вы сказали слова благодарности?

(ответы учащихся: ветеранам, прадедам, одноклассникам за интересные рассказы, родителям за помощь к подготовке к уроку, учителю и т.д.

Спасибо Вам, что мы войны не знали,
За то, что в небе взрывы не слышны,
За то, что вы Россию отстояли
И первыми с победою в Берлин вошли.

Не все вернулись с той войны живыми,
Ценою жизни победив фашизм.
Храним о Вас мы память и поныне,
Примером служит нам Ваш героизм!)


- Я тоже благодарю вас за активное участие на уроке и в рамках акции «Георгиевская лента» каждому из вас вручаю Георгиевскую ленту - символ памяти, благодарности и уважения. Приглашаю Вас и ваших членов семьи участвовать в митинге, посвященном 76 годовщине Победы, и присоединиться к шествию «Бессмертного полка»

А вглядываясь в эти фотографии, я говорю спасибо за то, что

«Мы выросли, не зная потрясений,

Мы ваши дети, внуки и сыны.

От всех послевоенных поколений

Я обращаюсь к вам, участники войны,

Спасибо вам за то, что видим небо,

За то, что дни безоблачно легки,

За то, что воздух пахнет спелым хлебом,

Спасибо вам, фронтовики»































Приложение 1.

  1. Информационный блок

Слайд 4.

22 июня 1941 г. тишину летнего воскресного утра нарушил рев самолетов. На всем протяжении западной государственной границы СССР разорвались тысячи бомб и снарядов. Без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения. Полыхали огнем города и деревни. Враг рассчитывал расправиться с нами быстро, но фашисты просчитались.


Слайд 5.

Весь советский народ встал на защиту своей родины: кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.


Слайд 6.

Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.

Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года… 1418 дней и ночей продолжалась самая жестокая и тяжелая война.


Слайд 7.

Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.


Слайд 8.

В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости,


Слайд 9.

250 дней героической обороны Севастополя,


Слайд 10.

900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа,


Слайд 11.

103 дня великой битвы под Москвой,


Слайд 12.

201 день насмерть стоявшего Сталинграда и


Слайд 13.

50 дней сражения на Курской дуге.


Слайд 14.

Тридцать миллионов советских воинов и мирных жителей погибло в этой страшной войне.

В каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто работал в тылу. Наши ребята подготовили сообщения о своих родных, которые знают, что такое война…






Приложение 2

Ассоциативное поле «Война»

Звуки войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Картины, предметы…
















Приложение 4.


Война.

Страшная, опасная, кровавая,-

Убивает, не щадит, мучит.

Она приносит всем страдание.

Боль.

Победа.

Великая, долгожданная, славная,

- Радует, окрыляет, возвращает.

Для живущих она необходима.

Счастье.

Мир.

Огромный, солнечный, светлый,-

Бодрит, оберегает, радует.

Мы сохраним его навсегда.

Согласие.

Дети.

Шумные, забавные, послушные,

- Учатся, веселятся, удивляются.

Они похожи на солнышки.

Радость.

Победа.

Близкая, нужная, необходимая,

- Сближает, веселит, оберегает.

Мы верим в неё.

Мир.

Война.

Чуждая, ужасная, хищная,

- Убивает, сжигает, казнит.

Пусть никогда не будет войны!

Смерть.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!