СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы с использованием методов и приёмов личностно - ориентированного подхода в образовании по «повести о Петре и Февронии Муромских»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ      УРОКА     ЛИТЕРАТУРЫ    В   7   КЛАССЕ

С   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА   В   ОБРАЗОВАНИИ

ПО «ПОВЕСТИ  О   ПЕТРЕ И  ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы с использованием методов и приёмов личностно - ориентированного подхода в образовании по «повести о Петре и Февронии Муромских»»


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ПО «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»


Автор-разработчикПучкова Татьяна Егоровна, учитель русского языка и литературы первой категории МКОУ «Русановская средняя общеобразовательная школа имени В. С. Шатохина» Черемисиновского района Курской области, Почётный работник общего образования РФ.


Тема урока: Древнерусская литература. Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».


Цели урока:

- познакомить учащихся с писателем 16 века Ермолаем - Еразмом и его творчеством; сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры и неиссякающем источнике, питающем русскую классическую литературу; развивать читательскую культуры учащихся; совершенствовать умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; совершенствовать навыки монологической речи;

- воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать, уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

- развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать навыки исследовательской работы, продуктивного интеллектуального труда школьников.


Средства обучения: учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса, автор-составитель В. Я. Коровина; книга для чтения в 5-9 классах (Раздел «Древнерусская литература»: полный текст повести); икона с изображением святых Петра и Февронии; иллюстрации к повести (компьютерная презентация); рабочая тетрадь.

Словарная работа: блаженный, благочестивый, благоверный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. 



Ход урока.

Дела давно минувших дней…

А.С.Пушкин


Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

И.А.Бунин

1. Организационный момент.


2. Слово учителя об авторе и истории создания повести.

Работа с 1 эпиграфом после объявления учителем темы и целей урока.


Прочитаем высказывание А.С. Пушкина. Почему в качестве одного из эпиграфов к нашему уроку я взяла именно эти пушкинские строки?


(Повесть – произведение древнерусской литературы, написанное в 16 веке, то есть действительно давным - давно, и рассказывается в нём о «делах давно минувших дней».) В 16 веке одним из самых любимых, самых читаемых произведений становится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля.

Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака

Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и день любви

Церковный праздник

Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю (8 июля по новому стилю, при правильном подсчёте дат XIII века — 2 июля). Указание летописей на то, что кончина святого князя Петра (Давыда) и княгини Февронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей.

В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня (8 июля) связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени. Собор был снесён в конце 1930-х годов

В России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше — о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака

День семьи, любви и верности

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальный государственный статус. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии. 

Празднование дня Петра и Февронии часто противопоставляют празднованию западного по происхождению дня святого Валентина.

Интересные факты

В связи с неправильным подсчётом даты кончины Петра и Февронии по Новому стилю (Григорианскому календарю), связанный с Днём Петра и Февронии День семьи, любви и верности отмечается 8 июля вместо правильного 2 июля — так как разница между старым (Юлианским) и новым (Григорианским) стилями в датах XIII века составляла 7 дней (относительно 25 июня по старому стилю), а 13 дней — только в датах XX — XXI веков. Таким образом, по новому стилю датой кончины Петра и Февронии является 2 июля, а не 8 июля.

День Петра и Февронии приходится на Петровский пост (постом браки не венчаются). В текстах служб Петру и Февронии нет и намека на их «покровительство браку»; ни о какой их «специализации» не упоминает и Акафист (радуйтеся, неотступнии хранители града Мурома. Радуйтеся, князей российских пречудная доброто; радуйтеся, отечества вашего Богом дарованнии покровители. Радуйтеся, телес наших благодатнии целебницы; радуйтеся, о душах наших усерднии ко Господу молитвенницы).

Празднование Петру и Февронии в дореволюционной России имело чисто местное значение (не шире Муромского уезда).

С историей жизни и любви святых Петра и Февронии вы познакомились на уроках литературы в 7 классе, прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это литературная обработка любимой русским народом легенды, выполненная по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года. На этом соборе и были канонизированы святые муромские супруги.


Рассказ учителя об авторе и истории создания повести.

Послушайте высказывание специалиста по древнерусской литературе Р.П. Дмитриевой:

«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы, и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья».


Кто же написал это произведение? Кто автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»? К сожалению, в учебнике-хрестоматии автор не указан, а это был достойнейший человек своего времени, писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай – Еразм. Исследователи давно предполагали, что автором повести был писатель, в миру – Ермолай, в монашестве – Еразм. Доказала его авторство и уточнила время написания повести Р.П. Дмитриева.

В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария (с 1542 года митрополит Московский и Всея Руси) переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения) – грандиозное собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит Макарий привлёк образованнейшего писателя Ермолая.

Однако писатель Ермолай - Еразм писал не только жития святых. Из-под пера его вышло также много и публицистических произведений. Наиболее важным является трактат «Благохотящим царям правительница и землемерие», который он направляет царю (Ивану Грозному) с предложением проведения социальных реформ. По мнению Ермолая, крестьянство терпит непосильные лишения, сильно притесняется боярством. И Ермолай призывает царя к действиям на благо общества – «ко благополучию всем сущим под ним, не единими вельможами, еже о управлении пешись, но и до последних», то есть автор проявляет себя как настоящий гражданин, который не боится самому царю указать на то, что надо думать о благополучии не только вельмож, но и крестьян тоже.

«Повесть о Петре и Февронии» в авторском рукописном сборнике называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией, то есть с причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев в 1547-49 годах.

Источником для этого произведения послужили муромские легенды. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая такое сильное влияние, что он создал не жизнеописание святых Петра и Февронии, как этого хотел митрополит Макарий, а произведение, по существу, далёкое от житийного жанра. Только конец повести, где автор рассказывает о благочестивой кончине Петра и Февронии, напоминает о житийном повествовании. Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием полчищ Батыя.

Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали.

В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно не известно. Не попал ли он в опалу, подобно другим деятелям государства и церкви из окружения Ивана IV? Или решил предупредить свою опалу? Возможно, эти скупые сведения можно пополнить, вчитываясь в «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: здесь отразился внутренний облик автора.

Замечательно, что эту повесть включили в программу по литературе 7 класса, и мы с вами имеем возможность познакомиться с этим удивительным произведением, а через него и с автором, нашим далёким предком.

На прошлом уроке мы прочитали произведение в том варианте, в каком оно представлено в учебнике. Но, к сожалению, текст дан не полностью. Отсутствует в школьном варианте вступление, которое по сути представляет собой настоящий богословный трактат: о Боге, создании мира и человека, Христе и крещении. Основной же текст, и он почти полностью представлен в учебнике, не что иное, как переложение фольклора.


3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских. Работа с текстом. Реализация домашнего задания.


Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с содержанием повести, а сегодня мы обратимся к произведению ещё раз, чтобы глубже вникнуть в суть повествования, чтобы понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характерах героев, вслушаемся в слово (речь) наших далёких предков и попытаемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы все дома перечитали текст. А вспомнить основные эпизоды повести поможет небольшая викторина.


3.1. Викторина по «Повести…» (Учащиеся слушают цитату из текста и отвечают на вопросы).


  • «Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».

- Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.

  • «Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его».

- Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)

  • «Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».

- Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?

  • «Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».

- О ком говорит автор? Как же удалось Февронии взять Петра в мужья?

  • «Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».

- Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?

  • «Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».

- К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.)

- Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.)

- Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?

  • «Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».

- Как произошло это таинственное перемещение тел?


Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.

- Что хотел сказать автор этим эпизодом? Какие прекрасные качества человеческой души воспевает далёкий предок?

(Сначала учащиеся формулируют ответ в устной форме, а затем записывают в форме развёрнутого ответа в тетради. Примерный ответ: В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу до гроба и т.п.)


Примечание: в ходе дальнейшей работы на уроке ученики будут продолжать эту запись.


3.2. Кроссворд (с ключевым словом). Определив ключевое слово, вы узнаете, какое ещё прекрасное человеческое качество воспевает автор в этой повести.



1) з

М

е

й


2) М

У

р

о

м


3) в

о

з

Д

у

х



4) А

г

Р

и

к

о

в



5) О

к

а


6) Л

а

С

к

о

в

о


7) с

Т

а

н

о

к

8) м

а

з

Ь



1). В каком обличье являлся жене князя дьявол?

2). В каком городе правил князь Павел?

3). Что вышивала для церковного храма Феврония, наречённая Ефросинией?

4). Какой меч смог сразить дьявола?

5). По какой реке поплыли Пётр и его жена?

6). В каком селе жила Феврония?

7). Что велела изготовить Феврония князю из чурочки?

8). Какое средство излечило язвы Петра?


- Мудрость каких героев воспевает автор?

(И Февронии, и Петра, и даже бояр, осознавших своё поведение.)


- Вспомните, в каких ситуациях герои проявляют мудрость, преодолевая трудности, препятствия?

(Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; Пётр – когда не оставил жену по настоянию бояр; бояре поступили мудро, когда смирили свою гордыню и отправились на поклон.)

Примечание: записать слово мудрость в начатую работу.

- А что ещё, кроме мудрости, помогло Петру и Февронии преодолеть трудности, одолеть всесильных вельмож? (Благородство, ум, умение прощать.)

Примечание: продолжаем запись в тетрадях.

- А какие качества людей неприятны автору?

(Зависть, лживость, мстительность и т.п.)

- Кто в повести наделён отрицательными чертами?

(Бояре, их жёны – злые, завистливые.)


Учитель. Итак, автор прославляет в повести любовь, верность, мудрость, ум, преданность, благородство.

- А современные писатели в современных произведениях поднимают подобные вопросы? Рассматривают ли подобные проблемы?

(Учащиеся вспоминают известные им произведения, изученные в школе или прочитанные самостоятельно.)

Учитель. Действительно, традиции древнерусской литературы продолжаются в литературе нового времени и будут передаваться из поколения в поколение, ибо проблемы любви, верности, долга вечны, они живут во времени – в прошлом, в настоящем, в будущем.


3.3. Связь повести с фольклором.

Учитель. Итак, истоки современной литературы в древнерусской литературе.

- А где истоки древнерусской литературы? Что напомнил вам сюжет повести?

(Сказку. Истоки древнерусской литературы в устном народном творчестве – в фольклоре.)

Учитель. Дома вам предлагалось выписать сказочные элементы, которые вы отыскали в повести.

- Какие сказочные элементы вы отыскали в тексте? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор?

(Змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной; чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками; чудесные превращения, например, хлебных крошек в ладан и т. д.)

- А что ещё напоминает сказку? Какие две противоположные силы представлены в повести?

(Добра и зла.)

- Кто представляет в повести добро? Зло? Что побеждает в итоге?

(Добро – как и во всех сказках.)

- А можно ли зло уничтожить ответным злом, ненавистью?

- Как поступают мудрые Пётр и Феврония, преодолевая все враждебные действия бояр? Помнят ли они зло, причинённое им? Отвечают ли злом на зло?

(Они прощают боярам их ошибки, они не предают друг друга, они преданны друг другу, верны и благородны по отношению к другим.)

- С какой интонацией нужно читать это произведение, насыщенное фольклорными элементами?


3.4. Словарная работа. Проверка индивидуальной домашней работы учащихся (работа в малых группах).

Учитель. В основе изучения всякого художественного произведения – словарная работа. На странице 35(2) учебника даны устаревшие слова. Дома группа ребят работала над словарём к тексту. Им предлагалось не только выписать то или иное слово, но и дать его лексическое толкование. Кроме того, предлагалось подумать, окончательно ли устарели эти слова или же до сих пор используются в разговорной речи. Результаты этой исследовательской работы предоставит руководитель группы. (Прочитать слово и указать его лексическое значение.)

(С почтением – с уважением; лукавый обманщик – хитрый; жена поведала – рассказала; пронырство – вездесущность; чудное зрелище – необычное; дивился – удивлялся; дева умная – умная девушка; наветы – наговоры, ложь; блаженный – благочестивый; чадолюбивые – любящие детей; чистые души – безгрешные и др.)

- Какие слова до сих пор употребляются в речи? Какие ушли из активного словаря?

(С почтением, проныра – эти слова употребляются в разговорной речи (с уважением, ловкий человек; реже употребляются такие красивые слова, как дева, поведать, дивиться – они лишь в сказках остались, а в разговорной речи чаще их заменяют такими современными словами, как девушка, рассказывать, удивляться; почти не употребляются слова лукавый, блаженный (только в церковной литературе), говорят просто хитрый или обманщик, не блаженный, а добрый; теперь говорят не наветы, а ложь. Совсем не используется в современной разговорной речи слово искони (издавна), оно только в художественных произведениях встречается.)

- Как изменился бы текст повести, если б автор использовал иные слова и выражения, например: не дева мудрая, а девушка умная; не поведала, а рассказала, удивлялся, а не дивился и т.п.?

(Жанр сказки предполагает именно эти слова, другие слова были бы неуместны.)

- Интересна ли была вам эта словарная работа?


Учитель. Действительно, эта работа и интересна, и познавательна и, наверное, помогла почувствовать особую лексику древнерусской литературы.

- Что можно сказать об авторе, который смело и удачно соединил в тексте слова разных стилей: и церковные, и фольклорные, и

просторечные, и высокие?

(Это действительно очень образованный человек! Такие разные слова, но все они на своём месте.)


3.5. Работа с иллюстрациями к повести. Работа по развитию речи.

Учитель. Работа с иллюстративным материалом поможет вам дополнить представление о героях, о замысле писателя.

- Рассмотрите на странице 34 иллюстрацию. К какому эпизоду этот рисунок? Какие слова из текста можно подписать под ним? Найдите и прочитайте цитату из повести.

(Стр. 33: «Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми. Возвращайся в отечество своё. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим».)

- Какими средствами художник раскрывает авторский замысел и рисует вельмож действительно просящими, умоляющими князя и княгиню вернуться в родной город?

(Художник…рисует бояр упавшими на колени, руки протянуты с мольбой, один склонил голову почтительно, другой в пояс кланяется.)

- А каким увидели вы князя Петра? Почему художник изобразил его именно так? Посмотрите, князь жестом показывает, чтобы бояре встали, успокоились. В тексте ничего не говорится о том, что он им ответил, каким было его поведение в тот момент, каковы его жесты? Автор сразу пишет: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония…» Так что же хотел сказать художник своим рисунком? Какой авторский замысел пытается подчеркнуть?

(Художнику важно показать, что Пётр не держит зла на бояр. Не гневается на своих обидчиков – именно такими рисует своего героя писатель Ермолай. Автор сообщает, что Пётр и Феврония правили справедливо, всех любили, а значит и зла не держали ни на кого.)


- Почему князь Пётр не отказал вельможам?

(Для него важнее всего спасти тех, кто не погиб в борьбе за княжеский престол.)

Учитель. Вспомните, что автор называет Петра «блаженным», то есть благочестивым, добрым, и постоянно подтверждает это поступками героя.

- А какой диалог можно было бы составить по данной иллюстрации? Что мог бы ответить князь Пётр боярам?

Слово предоставляется руководителю второй группы, которая работала дома над составлением реплики Петра с использованием лексики древнерусской литературы.

(-Не скорбите, вельможи милостивые. Бог не оставит вас сирыми. Возвращайтесь спокойно в отечество своё. Мы на вас зла не держим. «И вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония.»)


Учитель. Третья группа ребят «работала» иллюстраторами.

- К каким эпизодам повести вы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что хотели сказать своими иллюстрациями?

(Руководитель 3 группы представляет рисунки.)


3.6. Обобщающая беседа о главных героях. Отношение автора к героям.

- Кто является главным героем повести?

(Пётр и Феврония.)

- А как автор показывает это?

(Князь Пётр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть; писатель Петра и Февронию сделал положительными героями, вынес их имена в заглавие произведения, хотя пишет и о других героях тоже.)

- А почему мы считаем Петра положительным героем? Разве он всегда поступал по совести? Вспомните эпизоды, когда он проявил себя не совсем положительно.

(Не женился сразу на Февронии; стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё, например, про крошки, которые она сбрасывает.)


- Так почему же автор всё же считает Петра главным героем?

(Пётр исправил свои ошибки.)

Учитель. Для автора важнее всего, чтобы человек понял, осознал свои ошибки и постарался их исправить. Нравственное совершенствование человека, то есть внутренняя готовность человека творить добро, - главнее всего для автора. Даже бояре в конце повести изменились и пришли с покаянием.

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

(Он призывает людей измениться, ценить людей не по происхождению, а по их поступкам; а ещё он хотел сказать, что среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.)

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая авторское повествование о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда её не принял Пётр, а потом бояре; уважали за ум, мудрость, верность; радовались, когда все поняли, что она хороший человек, и приняли её.)

- А каково, по вашему мнению, отношение автора к героине?

(Он очень хорошо пишет о ней. Кажется, что он сам и сочувствует ей, и жалеет, и восхищается её умом и благородством.)

Учитель. Действительно, автор как бы живёт жизнью своей героини, вместе с ней проходит через все испытания – всё это и определило поэтическую настроенность произведения в целом.


- Убедил ли вас нынешний урок, что повесть далеко не житие

святых, а поэтическое произведение древнерусской литературы о верности, преданности, любви?

(Повесть эта своего рода гимн любви и верности.)

- Как вы думаете, легко ли было автору написать это произведение? Ведь от него ждали житие святых, а он написал повесть, где воспел мудрость простой крестьянки, верность, любовь, благородство, преданность. Каково ваше мнение и отношение к автору?

(Восхищение его смелостью и талантом.)

- Как вы думаете, почему автор, так уважающий свою героиню, её имя ставит после имени мужа? Не поможет ли вам найти ответ «Поучение Владимира Мономаха», недавно изученное? Найдите ответ в тексте «Поучения…» (см. стр. 26-27 учебника-хрестоматии).

(«Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой».)

Учитель. Действительно, у наших предков были свои взгляды на роль женщины. Женщину надо уважать за её ум, а не за происхождение, но выше мужчины её ставить нельзя.)

- А какие ещё идеи «Поучения...» нашли своё отражение в повести? Прочитайте цитаты из «Поучения…» и прокомментируйте их.

не уклоняйтесь учить увлекающихся властью», то есть бояр да и самого Петра, каким он был вначале; «лжи остерегайтесь» - Пётр не послушал сплетен бояр и их жён.)

Работа со 2 эпиграфом.

- Прочитайте высказывание И.Бунина. Как вы понимаете значение слова «достояние»?

(То богатство, что нам досталось.)

- Почему автор называет достоянием древнерусские Письмена?

(Это наше национальное богатство; благодаря письменам мы узнаём историю нашей страны, её культуру, литературу.)

Учитель. А ещё благодаря Письменам, этому великому достоянию, из поколения в поколение передаётся эстафета мудрости, добра, справедливости, верности. А потому мне хотелось бы обратиться к высказыванию ещё одного специалиста по древнерусской литературе Д.С. Лихачёва из предисловия к книге «Рассказы русских летописцев 12-14 веков». И это не просто слова, это призыв, обращение к нам, живущим в 21 веке:

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».

Интересно, что «Повесть…» оказала влияние на формирование кинежской легенды. Эта легенда изложена в романе И.И. Мельникова – Печёрского «В лесах»; в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила композитора Римского – Корсакова, создавшего на её основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

4. Домашнее задание (одно по выбору учащихся или по группам):

1). Составить подробный план пересказа повести.

2). Составить киносценарий по повести (по нескольким эпизодам).

3). Написать небольшую письменную работу «Моё отношение к героям (к одному из героев) повести» (к Петру; к Февронии; к вельможам и их жёнам).

4). Написать сравнительную оценочно – эмоциональную характеристику героев повести, например:

Князь Пётр – справедливый и т.п.

Феврония – мудрая, верная и т.п.

Бояре и их жёны – завистливые, злые и т.п.

5. Рефлексия.

- Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?

- Чему вы научились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?

- Не захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?

6. Итоги урока. Выставление оценок.

7. Литература, использованная автором-разработчиком урока:


- Учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса, автор-составитель В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2002 г.

- Книга для чтения в 5-9 классах. (Раздел «Древнерусская литература»). М., «Просвещение», 1983 г.

- Р. П. Дмитриева «Повесть о Петре и Февронии». Л., 1979 г.


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!