СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме "Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". "»

Ищу человеческое в человеке…"Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение работать с текстом художественного произведения, вычленять необходимую информацию для характеристики образа литературного героя;

  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы для характеристики образа персонажа;

  • способствовать совершенствованию навыков внимательного прочтения художественного текста;

  • предполагается, что к окончанию урока воспитанники будут иметь достаточно полное представление о помещиках - героях поэмы Гоголя, об их пороках и нерастраченных положительных качествах, приводить примеры, доказывающие ту или иную точку зрения;

операциональные:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

  • уметь анализировать роль художественной детали в создании образа литературного героя;

  • способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать персонажи по тем или иным аспектам;

аксиологические:

  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;

  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

  • сформировать представление об истинных и ложных целях человеческого существования на основе негативного отношения к персонажам поэмы Н.В. Гоголя;

  • учиться давать объективную характеристику литературному герою как носителю определённых черт человеческого характера в сложном их переплетении.

Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • технология развития “критического мышления”;

  • технология открытых вопросов, а также оценки и анализа реальной жизненной ситуации;

  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)

  • интерактивные методы,

  • межпредметные связи (живопись, обществознание).

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных проблемных ситуаций, проблемный способ изложения новой темы, проецирующийся на личный опыт воспитанников;

  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся участвовать в дискуссии, приобретают навыки разработки и оценки альтернативы;

  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о человеческих пороках, способных привести личность к духовной деградации; они приходят к постепенному пониманию того, что личность человека чаще всего не поддаётся однозначной оценке, прямолинейной критике тех или иных недостатков; в ходе дискуссии кадеты учатся аргументировать свою точку зрения и представлять ее с учётом мнения оппонентов, привыкают толерантно относиться к чужому мнению;

  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с новыми литературоведческими терминами и понятиями, являющимися базовыми понятиями блок-темы;

  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам и иллюстрациям к нему известных художников.

Формы организации урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Оборудование: учебник, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», карта урока, презентация, средства ИКТ.



Ход урока

Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что... следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши.
Н.В. Гоголь



1. Оргмомент.

Приветствие. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

(Слайд 2) Учитель читает строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви». Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное. Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей. А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»? На предыдущем уроке мы говорили о неоднозначной трактовке этого заглавия, узнали, что с какой-то загадочной целью прибыл в город NN «милейший» Павел Иванович Чичиков и готовы уже вслед за ним отправиться в путешествие по NN-ской губернии.



2. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

- Перечислите одного за другим героев этих глав (воспитанники называют последовательно: IIгл. – Манилов, IIIгл. – Коробочка, IVгл. – Ноздрёв, Vгл. – Собакевич, VIгл. – Плюшкин). (Слайд 3)

-Можно по-разному обсудить содержание этих глав и познакомиться с персонажами Гоголя: изучению бессмертного произведения посвящено немало научных работ и интересных рекомендаций по изучению его в школе. (Слайд 4) Можно, например, сесть в повозку, запряжённую бойкой тройкой лошадей, и отправиться на экскурсию, например, с такими забавными названиями «По следам Чичикова» или «Здесь гостил П.И. Чичиков». Пока «гостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища. Интересные получаются выводы!

 (Слайд 5) Любителям более острых ощущений можно предложить несколько мрачноватую экскурсию – спуститься вместе с героями «Божественной комедии» Данте Алигьери в ад. 

(Слайд 6) Там на определённых кругах неминуемо встретимся с нагрешившими немало при жизни гоголевскими помещиками. А вот ещё, на мой взгляд, очень интересная трактовка персонажей «Мёртвых душ» - аллегория «Четыре века человека»: задержавшийся в детстве Манилов, вечно юный, с неиссякаем задором Ноздрёв, являющий пороки зрелого возраста Собакевич и Плюшкин – воплощение старости с её надвигающимся безумием и уродством.

Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.

Предлагаю на уроке поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.

Итак, чем, по вашему мнению, нам предстоит заняться на уроке? (Ответы кадет, попытки сформулировать задачи урока)

К какому результату мы, возможно, придём? (Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право – вряд ли кадеты сразу сформулируют. (Слайд 7) Поэтому формулируем следующие задачи: вглядеться в портретные характеристики помещиков, обратить внимание на художественные детали – «подсказки» Гоголя, найти не только уродливые черты в этих характеристиках, но и положительные задатки.)

(Слайд 8) Предлагаю отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. (Слайд 9) Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, значит, конечная цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В. Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. (Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.)



3. Беседа по проблемным вопросам с опорой на прочитанный текст.
  1. Почему именно в такой последовательности изобразил Гоголь своих героев? (Слайд 10)

  2. Мнение критиков А. Воронского, А. Белого, А. Герцена. (Слайд 11)

  3. Подсказка Гоголя. (Слайд 12)

  4. Предлагаю разобраться с этой «шкалой деградации», действительно, ли она объясняет замысел Гоголя, с одной стороны, а с другой – ответим ещё и на вопрос, можно ли в авторских характеристиках помещиков разглядеть положительные черты?

Далее заранее подготовившиеся воспитанники рассказывают кратко обо всех помещиках, в конце ответа резюмируя, почему этому персонажу отведено именно это место в сюжете Гоголя. Воспитанники в ходе прослушивания ответов заполняют карту урока (приложение). После каждого ответа – беседа по вопросам.


Система образов помещиков в поэме «Мертвые души»

Следуя замыслу Гоголя, а его герои идут дорогой «ад — чистилище — рай», — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Круги ада по Данте.

1-й круг: здесь находятся души тех, кто не познал христианства, то есть тех, кто умер до принятия крещения или прожил жизнь добродеятельным язычником.

2-й круг: здесь мучаются души людей, предававшихся пороку сладострастия.

3-й круг: здесь подвергаются мучениям грешники, предававшиеся обжорству.

4-й круг: здесь томятся скупые и расточители.

5-й круг: здесь мучаются души грешников, предававшихся необузданному гневу и лени.

6-й круг: здесь наказываются еретики, сектанты и не верующие в Бога.

7-й круг: здесь наказываются души тех, кто согрешил насилием.


- Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Манилов. (Слайд 13)

(Слайд 14)

- Почему галерею помещиков автор открывает этим героем?

( Чичиков познакомился с ним ещё в городе, очаровал обходительностью и любезностью, подумал, что мёртвые души он приобретёт без труда.)

- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

- Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?

(Гоголь обыгрывает название деревни: «Маниловка не многих могла заманить своим местоположением.» Серость, скудность, неопрятность всего, что окружает Манилова, характеризует его.)

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

- Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

- С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

- Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

- Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?

(Описание обстановки характеризует его как человека бесхозяйственного, мечтательного. Мечты пустые, не ведущие ни к какой деятельности)

- Что общего в описании усадьбы Манилова и первом круге ада у Данте? (По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада у Данте — Лимба: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя «день... не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова. В доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит. В его кабинете — горки золы, расставленные четкими рядами. А дым и зола связаны с бесовщиной, с дьяволом, символизирующим не созидание, а разрушение. Значит, в душу Манилова уже вселился дьявол и она требует очищения.)

- Что подчёркивают имена детей Манилова?

(Гоголь подсмеивается над стремлением отца, сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции)

- В чем общность отношений Манилова с женой и грешников, населяющих второй круг ада? (Есть мнение, что описание отношений Манилова с женой — это пародия на второй круг ада, который населяют сладострастники. Гоголь считал, что любовным утехам нужно уделять не слишком много времени. Поэтому после описания поцелуев Маниловых Гоголь пишет, что «в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много можно бы сделать разных запросов. Но все это предметы низкие..».)

- Какие черты составляют «ядро» характера Манилова?

( В нём нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.)

- У него нет никаких духовных запросов, никакой деятельности -вот почему он мёртвая душа.

- Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?

Комментированное чтение: « А для каких причин вам это нужно? –спросил по уходе приказчика Манилов».

( Он озадачен, сконфужен, смешался, подумал, что Чичиков шутит, а потом, что спятил.)

- Манилов не привык думать и он не понимает, что впутался в преступное дело.

- Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке? (Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности.)

- Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? («Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание» Генри Торо)

- А может быть нам всем стоит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?

- Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

- К каким выводам автор приводит читателей?

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

- Какой подтекст можно увидеть в изменении погоды в момент отъезда Чичикова от Манилова?

(При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от продолжения задуманного им путешествия. Так и у Данте по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает.)

(Слайд 15)

- Согласны с таким суждением: оказывается Манилов «более мертв», чем, скажем, Ноздрев или Плюшкин, у которых, конечно же, есть «свой задор»? Куда бы вы теперь переместили Манилова на «шкале деградации»?


Коробочка. (Слайд 16)

(Слайд 17)

- Как и почему Чичиков попал к Коробочке?

- Рассказать кратко содержание 3-й главы.

- В чем сходство посещения Чичиковым дома Коробочки и второго круга ада у Данте? (Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».)

- Откуда же вьюга во время грозы? (В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте был кругом дождя. Вместе с тем и каждый из помещиков живет в своем замкнутом мире, где время как бы остановилось. Поэтому за воротами его усадьбы может быть и другая погода, и даже другое время года.)

- В чём смысл романтического начала главы о Коробочке?

(Контраст: романтическое начало и прозаическая развязка)

- Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?

(Обилие псов говорит о том, что она заботится о сохранности своего состояния).

- Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

(«Минуту спустя вошла хозяйка…одна из тех матушек, небольших помещиц..)

- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

- Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)

- Зачитайте портрет Коробочки.

(На лицо и глаза Гоголь не обращает внимания. Этим подчёркивается бездуховность человека)

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки. (Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

- Какие черты характера составляют «ядро» характера Коробочки?

(Аккуратная, хозяйственная. Копит деньги в пестрядевых мешочках, прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже «мёртвая душа». Ограниченность, «дубиноголовость» не знают предела.)

- «Дубинноголовая» - подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…) (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)

- По какому принципу построены 2 и 3 главы?

(Контраст. Манилов «мечтатель» -Коробочка поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не ведёт хозяйство. – Она ушла в него с головой. Хозяйством занимается сама, входит в непосредственное общение с крестьянами. Гостеприимная хозяйка.)

- Чем угощает Коробочка?

- Прочитаем сцену торга Коробочки с Чичиковым по ролям.

- Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ?

- Только ли страхом прогадать объясняется её желание продать их Чичикову?

(Полное непонимание сделки, боязнь продешевить, быть обманутой, желание примериться к рыночным ценам, тупость, непонятливость – все черты её характера, воспитанные одинокой жизнью и необходимостью решать все вопросы самостоятельно, выявились в сделке с Чичиковым)

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)

- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)

- Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

- Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

Вывод:

Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

- В чём смысл фамилии Коробочки?

(Она заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. О Собакевиче говорит, что такого на свете нет, потому что не слышала о нём.)

- Какой символический смысл имеют детали интерьера в доме Коробочки и ее имя? (Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Колдовство на Руси всегда было связано с дьявольщиной. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия значит «воскресшая».)


- Сравните поведение Чичикова во 2 и 3 главах . Что нового открылось в герое?

(Он не церемонится с Коробочкой. Она вдова «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табеля о рангах»)

- Почему Коробочка решает задобрить Чичикова и погасить его гнев приготовлением застолья? (Гоголь пишет, что на столе у Коробочки «нивесть чего не было». Чичиков объедается пирогом, горячими блинками, что позволяет Гоголю приблизиться к третьему кругу дантовского ада, где живут чревоугодники.)

- Вернёмся к шкале деградации: «достойное» ли место на ней занимает Настасья Петровна? (Слайд 18)


Ноздрёв. (Слайд 19)

(Слайд 20)

Авторская характеристика Ноздрёва

Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните хоть одно из этих утверждений. (Нет, он в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет он себя вызывающе, нагло, агрессивно.)

- Прокомментируйте эпизод «В трактире» с начала главы до слов «...послышался стук колес подъехавшего экипажа». Как сюжет эпизода связан с кругами ада у Данте? (Третий круг ада населяют обжоры. Гоголь считал грех чревоугодия одним из самых тяжких. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.)

- В чем общность четвертого круга ада и истории с Ноздревым? (История соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупцы и расточители. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть.)

- Какой смысл имеет такая деталь, как собачий лай? (Лай собак ассоциируется с адским псом Цербером, охраняющим ад и терзающим чревоугодников.)

- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

- Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

- Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

- Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию? (Расчета в его действиях, действительно, нет. А действует он из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов — «Эх, братец! Как покутили!»)

- Закончите фразу: на одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой - … (пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

- Как проявился гоголевский замысел спасения души в главе о Ноздреве? (Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.)

- Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко? (Слайд 21) Какое место вы отвели бы этому персонажу на этой лестнице пороков?


Собакевич. (Слайд 22)

(Слайд 23)

- Можно ли сказать, что Гоголь последовательно идет за сюжетом Данте? (Нет, он переосмысливает сюжет о кругах ада и изменяет его в соответствии со своим замыслом. Поэтому не нужно искать прямых параллелей между «кругами» «Мертвых душ» и кругами ада в «Божественной комедии». Однако в четвертом круге ада у Данте находятся не только расточители, но и скупцы, а Собакевич и Плюшкин наделены этим пороком.)

- Что роднит образ Собакевича с русским фольклором? В чем иронический смысл этого сопоставления? (Собакевич по своей физической силе близок русским богатырям, совершавшим подвиги. Но богатыри сражались во имя родной земли, а Собакевич показан как «антибогатырь», способный совершать «подвиги» только за столом.)

- Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”

- Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

- Какие пороки обличает Гоголь в эпизоде «Обед у Собакевича»? (В эпизоде вновь обличается чревоугодие, так как Гоголь считал этот порок особенно тяжким.)

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся

- Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. (В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.)

- Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой?  (Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь, кулак.)

Вывод: Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

- Какие души, по мнению Гоголя, достойны воскресения и преображения? (Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. Его способ «оживления» умерших крестьян здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Именно умершие крестьяне Собакевича и являются теми «живыми душами», которые стоят «позади мертвых» (А. И. Герцен). Они олицетворяют силу, ловкость, смекалку, трудолюбие русского народа. Горечь автора в том, что жизнь самых лучших представителей нации так коротка. Но они отправляются к Богу, заслужив эту лучшую, в религиозном сознании Гоголя, участь.)

- Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно? (Крепостное право и психология крепостника.) (Слайд 24) Почему всё-таки имеет смысл его оставить на предпоследней ступеньки этой иерархии?


Плюшкин. (Слайд 25)

(Слайд 26)

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- В чем Плюшкин сходен с Собакевичем? Можно ли провести параллель между образом Плюшкина и образами скупцов из четвертого круга ада? (Если Собакевич хотя и кулак, но бережливый хозяин, заботящийся о крепости жилища своих крестьян, то в Плюшкине черты скупца доведены до абсурда. Он собирает и тащит в дом все, что находит.)

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся

- Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина? (Сравнивает бегающие глаза с мышами.) Представьте себе этот бегающий взгляд, взгляд безумца?

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

- Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это? (Да, он достоин жалости, но если бы зловещая тень этого безумца не превращала в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!) (Слайд 27)

- Почему Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома? (Гоголь хотел привести Плюшкина к нравственному перерождению, так как праведниками на Руси нередко становились те, кто искупил и отмолил свои самые тяжелые грехи.)

- Какой же способ спасения души предлагается таким, как Плюшкин? (Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека, оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что спасать надо не вещи, а душу.)


4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

Образы помещиков

помещик

Характеристика

Отношение к просьбе о продаже мертвых душ

Манилов

Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. -

Коробочка

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве

Ноздрев


Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Собакевич


Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя.


Плюшкин


Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).



5.Сопоставительная работа

Анализ образов Манилова и Коробочки (в парах)

помещик

Окружающая обстановка

портрет

характер

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Коробочка

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций


6. Сходство Чичикова и помещиков.

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.



7. Подведение итогов урока. (Слайд 28)

- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения.

Прогнозируемый ответ: в героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право



1. Все помещики непохожи друг на друга, каждый из них — индивидуальность. Что же их сближает?

2. Какой смысл в том, что Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?

З. Чем опасны маниловы и коробочки?

4. С какой целью в четвертую главу введены раздумья Гоголя о Ноздреве?

5. Есть ли в Собакевиче положительные черты?

6. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления? По мнению критика Ю. Манна, Плюшкин не мертвее, а живее других. Так ли это?

7. В чем символический и общечеловеческий смысл образов помещиков? Почему в связи с ними появились понятия маниловщина, ноздревщина и др.?

8. Как размышления о помещиках могут помочь воспитанию человеческой души?

Вывод: каждый помещик у Гоголя — это своеобразный круг ада, но они расположены не по мере убывания в них живых сил. Важно и то, как каждый из них убивает свою душу, и то, велика ли его личная вина в этом. Больше виноват всегда тот, кто умнее, кто больше одарен, но все же решился на дурной поступок. У Гоголя каждый следующий помещик совершил более тяжкое грехопадение, но сам он ярче, крупнее, талантливее предыдущего. Поэтому личная нравственная вина каждого следующего помещика более значительна.

Герои статичны, они не развиваются, то есть мертвы. Но каждый может спасти свою душу, если захочет.




8.  Рефлексия. (Слайд 29)

Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? (Короткие ответы, можно по рядам пустить листы, на которых кадеты записывают слово и заворачивают край.)



9. Задание для самоподготовки и его комментарий: (Слайд 30)
  • Подготовить связный ответ: «Дома и их обитатели» (Интерьеры помещичьих домов и описание усадеб в 2-6 главах).

  • Перечитать 7-10 главы, подумать над вопросом: «Чем отличается галерея портретов чиновников от галереи портретов помещиков?»


10. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.


11. Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу по плану:

  • краткая характеристика помещика;

  • описание усадьбы помещика;

  • описание совместной трапезы;

  • как помещики реагируют на предложение Чичикова;

  • дальнейшие действия помещиков.

2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”




Домашнее задание

Перечитать главы I, VII—Х. Подготовиться к сочинению по теме:

Темы (по выбору учащихся):

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!