Осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение анализировать произведение; понимать и определять тему, идею, характеризо-вать, сопоставлять героев, определять способы создания комического; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; владение элементарной литературо-ведческой терминологией при анализе литературного произведения | | 1. Беседа. – Рассказ «Ионыч» состоит из 5 главок, каждая из которых представляет собой определенный этап жизни главного героя рассказа Старцева. Представьте себе лестницу. Куда может вести лестница? (вверх или вниз) – А по какой лестнице движется Старцев? Куда он движется: вверх или вниз? 2. Стратегия «Фишбоун». – Для того чтобы наглядно представить себе путь «вверх по лестнице, ведущей вниз», мы начертим лестницу, в которой над ступеньками будем указывать движение по карьерной лестнице, под ступеньками – движение по духовной лестнице. 3. Проблемные вопросы. – Почему Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? Каковы причины? 4. Сопоставительный анализ образа Ионыча с образом Плюшкина. – Какого героя ранее изученного произведения напоминает Ионыч? Сравните: Портреты героев. Мировоззрение героев. Отношение к другим людям. Авторское отношение к героям. Сделайте вывод: чем близки и чем различаются Плюшкин и Старцев. | Ф, И | 1. Отвечают на вопросы. – Лестница может вести и вверх, и вниз. – Старцев вверх продвигается по карьерной лестнице, вниз по духовной. 2. Заполняют «лестницу». 3. Отвечают на вопросы. – Среда, в которой жил Ионыч, окружала каждого мыслящего интеллигента России 80-90 годов, но не все превращались в Ионычей. Ведь герой был способен отличить настоящее искусство от фальшивого, он по-настоящему начитан и образован (с его мещанским происхождением выучиться на врача было крайне трудно), много трудится, испытывает презрение к обществу «картежников, алкоголиков и хрипунов», испытывает чувство любви. Герой как будто хочет противостоять среде. Но делает ли он это? Он поддается влиянию среды, начинает вести замкнутый образ жизни, играет в винт, копит деньги, обзаводится материальными удобствами, создает вокруг себя максимальный материальный комфорт, уходит в свой «футляр», становится раздражителен и груб, бесцеремонен и криклив, а истинно человеческое чувство любви гаснет навсегда. И главная причина такой деградации – он сам. 4. Отвечают на вопросы. Ионыч напоминает Плюшкина – героя поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя. – Оба героя постепенно разрушали в себе человеческие черты, превращаясь в «языческого бога» (Старцев) или в «прореху на человечестве» (Плюшкин). Оба писателя близки в методе сатирической обрисовки героев, однако отношение авторов к своим героям разное: Н. В. Гоголь оставляет надежду на возрождение «мертвой души». В то время как Ионыч абсолютно равнодушно реагирует на упоминание его бывшей любви, А. П. Чехов не оставляет надежду на спасение героя. | Л: совершенство-вание духовно-нравственных качеств личности П: умение подбирать аргументы для подтверждения позиции; умение формулировать выводы Р: умение организовывать собственную деятельность |
| | 1. Работа с литературоведческим материалом. – Разделитесь на группы и поработайте с литературно-критической статьей о роли повторов в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Каждая группа получит свой текст с купюрами, в котором необходимо вставить термины или понятия, цитаты из текста на место пропусков. Группа 1. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. Повтор ___________ персонажа связан с особенностями его характера. Например, когда жена читает свой роман, Иван Петрович все время повторяет слово ____________. Это слово встречаем в 1-й и 4-й главе. Эта ________ вошла в привычку Ивана Петровича. Иногда повторяющаяся ___________ персонажа сопровождается повтором _______. Когда Пава повторяет ___________ «Умри, несчастная!», он всегда_____________________________________________________________________________. Повтор ___________ может сопровождать ______________. Старцев и Котик меняются ролями. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви – и с тем же отрицательным результатом. Повторяющаяся _________ переходит от одного персонажа к другому. «Ради Бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!» – говорит влюбленный Старцев. В 4-й главе изображается сцена, происходящая через четыре года. Отношения между персонажами меняются. И уже Котик говорит: «_______________________________________». Таким образом, повторами _______ персонажа акцентируется главная мысль. Через четыре года, когда Старцев встречается с Екатериной Ивановной, он два раза повторяет про себя: «_____________________________________________». Эта повторяющаяся _________ подтверждает, что ему уже не нравилось то, как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней: дело в том, что Старцев уже давно духовно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Группа 2. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. В основе композиции рассказа лежит повтор ________: например, в 1-й главе Туркины весело, с сердечной простотой демонстрируют гостям свои таланты. Вера Иосифовна «____________________________»; Екатерина Ивановна «______________________________________»; «А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты._______________________________________________________». Вторая ________ в сокращенном виде изображена через четыре года. Изменившийся Старцев показан на фоне сцены, которая повторяет первое посещение Туркиных: «Вера Иосифовна ________________________________ _________________________________». «Потом Екатерина Ивановна _____ _____________________». Неменяющуюся жизнь Старцев видит новыми глазами. Последняя ________ обобщенно показана в конце рассказа. Уже прошло несколько лет, в эти годы Старцев больше никогда не бывал у Туркиных и почти забыл о них. А Туркины по-прежнему показывают гостям свои таланты. На сходство последней сцены с прежними указывает повторяющееся наречие «по-прежнему»: «Иван Петрович _______________________________________________________________; Вера Иосифовна ___________________________________________________. А Котик ____________________ ________________». Так Чехов трижды дает описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Группа 3. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. При описании внешности разных персонажей используется повторяющаяся ____________. В рассказе сначала описана мать, Вера Иосифовна, затем описана Котик: «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную». Внешнее сходство матери и дочери осознается как сходство внутреннее, причем осознается самой героиней: «Я такая же пианистка, как мама писательница». Одними и теми же словами рисуются персонажи-двойники. Ионыча и кучера Пантелеймона сближает повтор _______: «Он __________________________ . И Пантелеймон тоже ________»; повтор ______________: «Когда он, _________________, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже _________________, сидит на козлах ». Иногда повтор ____________ персонажа с изменением рисует изменения состояния персонажа. При первом посещении Старцевым Туркиных «он _____________________». С течением времени «у него ________________________________________». Прошло четыре года, Старцев к городским больным «_______________________________________________». Повторы ____________ показывают деградацию Старцева. 2. Слово учителя. – Мы с вами убедились, что повтор реплик, повтор ситуаций и повтор характеристик в рассказе А. П. Чехова становится важнейшим способом создания комического. 3. Рефлексия. – Что вы открыли для себя нового после данного урока? | Ф, Г | 1. Вставляют слова в пропуски. Группа 1. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превра-тился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обыва-тельскую пустую жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. Повтор реплики персонажа связан с особенностями его характера. Например, когда жена читает свой роман, Иван Петрович все время повторяет слово «недурственно!». Это слово встречаем в 1-й и 4-й главе. Эта реплика вошла в привычку Ивана Петровича. Иногда повторяющаяся реплика персонажа сопровождается повтором жеста. Когда Пава повторяет реплику «Умри, несчастная!», он всегда становится в позу, поднимает вверх руку и говорит трагическим тоном. Повтор реплик может сопровождать сюжетную композицию. Старцев и Котик меняются ролями. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви – и с тем же отрицательным результатом. Повторяющаяся реплика переходит от одного персонажа к другому. «Ради Бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!» – говорит влюбленный Старцев. В 4-й главе изображается сцена, происходящая через четыре года. Отношения между персонажами меняются. И уже Котик говорит: «Ради Бога, пойдемте в сад». Таким образом, повторами реплик персонажа акцентируется главная мысль. Через четыре года, когда Старцев встречается с Екатериной Ивановной, он два раза повторяет про себя: «А хорошо, что я на ней не жнился». Эта повторяющаяся реплика подтверждает, что ему уже не нравилось то, как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней: дело в том, что Старцев уже давно духовно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. Группа 2. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обывательскую пустую жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. В основе композиции рассказа лежит повтор ситуации: например, в 1-й главе Туркины весело, с сердечной простотой демонстрируют гостям свои таланты. Вера Иосифовна «писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям»; Екатерина Ивановна «играла на рояле»; «А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке». Вторая ситуация в сокращенном виде изображена через четыре года. Изменившийся Старцев показан на фоне сцены, которая повторяет первое посещение Туркиных: «Вера Иосифовна «читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни». «Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго». Неменяющуюся жизнь Старцев видит новыми глазами. Последняя ситуация обобщенно показана в конце рассказа. Уже прошло несколько лет, в эти годы Старцев больше никогда не бывал у Туркиных и почти забыл о них. А Туркины по-прежнему показывают гостям свои таланты. На сходство последней сцены с прежними указывает повторяющееся наречие «по-прежнему»: «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Так Чехов трижды дает описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Группа 3. Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обывательскую пустую жизнь дворян. Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. При описании внешности разных персонажей используется повторяющаяся характеристика. В рассказе сначала описана мать, Вера Иосифовна, затем описана Котик: «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную». Внешнее сходство матери и дочери осознается как сходство внутреннее, причем осознается самой героиней: «Я такая же пианистка, как мама писательница». Одними и теми же словами рисуются персонажи-двойники. Ионыча и кучера Пантелеймона сближает повтор глагола: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел»; повтор прилагательного: «Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, сидит на козлах ». Иногда повтор характеристики персонажа с изменением рисует изменения состояния персонажа. При первом посещении Старцевым Туркиных «он шел пешком, не спеша». С течением времени «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». Прошло четыре года, Старцев к городским больным «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Повторы характеристики показывают деградацию Старцева. 2. Слушают и осмысливают сказанное. 3. Отвечают на вопросы. | П: умение формулировать выводы Р: умение организовывать собственную деятельность Р: Способность к самооценке и самокоррекции; умение организовывать собственную деятельность умение осуществлять рефлексивную деятельность |