СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ФГОС УМК"Школа России" К.Паустовский «Растрепанный воробей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект двух уроков литературного чтения в помощь учителю,,работающему в 3 классе  по ФГОС УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе ФГОС УМК"Школа России" К.Паустовский «Растрепанный воробей».»

8


Литературное чтение

3 класс

Тема урока: К.Паустовский «Растрепанный воробей».

Цели:

  • Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.

  • Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

  • Ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепан­ный воробей»;

  • Учить понимать поступки и состояние героев;

  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.

  • Учить эмоциональному восприятию текста.

  • совер­шенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • Прогнозировать содержание произведения; понимать по­ступки героев, их эмоциональное состояние;

  • Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пере­сказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации и аудио системой.

I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания III. Сообщение темы и целей урока

— Как вы думаете, о чем воробьи могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

— Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)

— Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

— Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:

— Верно, это сказка «Растрепанный воробей».

— Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.

IV. Речевая разминка

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив-чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

Суетлив,

Чив-чив.

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: выделяя главные слова, с ускорением, медленно, вырази­тельно).

V. Паустовский и его творчество

Читает учитель:

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине у бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Паустовский очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий рассказ. Во всех его произведениях - любовь к родной земле, людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.

VI. Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите,

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

VII. Введение в тему

— Сегодня мы продолжаем читать рассказ Константина Пау­стовского «Растрепанный воробей».

— К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему? (Он – герой, спасший ситуацию).

VIII. Работа по теме урока

Чтение 2 части текста

IX. Коллективная работа по оглавлению кадров.

Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа.

— С чего начинается сказка?(Он начинается с описания стен­ных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось)

Как мы назовем эту часть сказки?.(Старые стенные часы)

— Прочитайте описание кузнеца.

— Как зовут девочку?(Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.)

Как мы назовем эту часть сказки? (Одни дома)

— Почему эпизод грустный(Они остались дома одни, без мамы.)

— Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцева­ла в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке.)

Как мы назовем эту часть сказки?. (Большой театр)

— С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?( Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танце­вать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)

Как мы назовем эту часть сказки?азговор с букетом)

— Поняла ли Маша ценность этого букета?(Поняла, что букетик – это воспоминание о папе)

Как мы назовем эту часть сказки? (Воспоминание о папе)

— Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»(последний абзац стр.14)

— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет не только Машу, но и достижение цивилизации и явление природы.)

— Прочитайте в сказке эти слова.(Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

— Почему мы узнаем, что мы попали в сказку?(Предметы описываются так, будто они живые).

— Кто был у окна? (Это была ворона.)Чего она ждала?(ждала, когда Петровна откроет форточку)

Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – хитрая)

— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить).

Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – воровка)

— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны?(Сетовали, всплескивали руками)

Как мы назовем эту часть сказки? (Разбойница!)

Писатель Михаил Шолохов сказал о Паустовском, что он – «писатель тончайшей наблюдательности». Всю силу своего воображения он направил на то, чтобы увидеть необычное в обычном и обычное в необычном.

И вы убедитесь в этом, познакомившись с произведением Константина Паустовского «Растрепанный воробей».

Учитель выразительно читает сказку до слов: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видала» (с. 19, часть 2-я).

– Что вас удивило?

– Кто вам понравился? Чем? (Милиционер – внимательный, добрый; Маша – заботливая, любящая животных, любознательная; воробей Пашка – умный, помнил то доброе, что сделала для него Маша, и все время старался отблагодарить ее, немного смешной, потому что решил принести Маше в «подарок» замерзшую гусеницу.)

– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка, разбойница, хитрая, так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только потом влетела в нее.)

– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?

Высказывания детей.

– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.

– Какие открытия сделали?

– Что вас особенно взволновало, поразило?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы сделать?

Домашнее задание: перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с. 12–19, часть 2-я); подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок.





2 урок

Цели: продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»; учить детей сопереживать; прививать интерес к чтению, развивать выразительную правильную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы перечитали еще раз отрывок из сказки К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». Что вас особенно тронуло в нем? Какие эпизоды вам захотелось запечатлеть на ваших рисунках?

Учащиеся по очереди выходят к доске с выполненной работой; учитель просит остальных детей найти и прочитать тот отрывок из сказки, к которому сделан рисунок.

– Чье чтение вам особенно понравилось? Чем? Чье взволновало?

– Какие рисунки вам показались самыми интересными?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Захотелось ли вам дома узнать о том, что произошло дальше?

– Кто из вас прочитал всю сказку?

– Значит сейчас вы сможете выразительно прочитать окончание сказки всему классу.

Учащиеся и учитель дочитывают сказку до конца.

– Могли ли вы ожидать от воробьев таких действий?

– Как по-новому раскрылся перед вами характер Пашки? (Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый.)

– Какие бы слова вы подобрали для характеристики других воробьев? (Дружные, храбрые, сообразительные.)

– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слезы»? (Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.)

– Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы? (Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить ее обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство.)

– Можно ли произошедшее назвать чудом?

– А бывали ли в вашей жизни подобные чудеса?

Высказывания детей.

X. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

XI. Подведение итогов урока


– Что удивило?

– Когда вам было радостно?

– Чему вас научил урок?



— Оцените свою работу на уроке.




Отлично хорошо не очень хорошо

XII. Домашнее задание

— Прочитать и подготовить пересказ. Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!