СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения Тема: В.А. Осеева «Хорошее»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умений выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи.

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развитие коммуникативных навыков сотрудничества посредством работы в паре.

3.Развитие способности эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Тема: В.А. Осеева «Хорошее»»

Конспект урока литературного чтения

Тема: В.А. Осеева «Хорошее»

Класс: 2

Цель: формирование умений выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи.

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развитие коммуникативных навыков сотрудничества посредством работы в паре.

3.Развитие способности эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: проектор, экран, презентация, плакат для рефлексии, карточки для работы в парах.

Ход занятия.

- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

- Садитесь!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2

Реч. разминка (скороговорка) СЛАЙД 1

- Прочитайте скороговорку 3 раза (Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

3

Постановка учебной задачи

– Ребята к нам на урок сегодня пришло письмо из прошлого.

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.

СЛАЙД 2

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)

- Тема нашего урока: В.А. Осеева «Хорошее» СЛАЙД 3

!- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи. СЛАЙД 4

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)

- В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

4

Изучение новой темы

1.Первичное чтение (учителем)

- Понравился рассказ?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись НА ДОСКЕ: Это произведение о том, как Ю.. (Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.

Словарная работа.

- Поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:

солнце

что-нибудь

что, его, у него

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

Работая с текстом, мы будем читать и думать.

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

- Хотел ли он что-то сделать для себя?

- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

- Что такое «героический»? кто такой герой? Слайд

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. (Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый.)

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- Как автор относится к своему герою?

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

5

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

4

Изучение новой темы

3.Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

4. Вторичное закрепление.

А. - На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?

- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер. (Карточки)

1 «Вот если бы на няню…» 3

2 «Вот если бы Трезорка…» 4

3 «Что, если б моя сестренка…» 2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1

5. Чтение рассказа «Старушка».

- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда)

- Почему мальчик так поступил?

- Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.)

- А почему девочка задавала такие вопросы?

- Как бы вы поступили на месте детей?

6

Итог урока. Самооценка.

- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Как вы себя чувствуете, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.

- А теперь давайте приделаем лучики к солнцу. У вас на партах лучики. Напишите на лучиках добрые слова и приделайте к солнцу.

7

Домашнее задание

1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.

2.Подобрать пословицы к этому рассказу.

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки.

- Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – это корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – это плоды.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!