Конспект урока литературного чтения
Тема: В.А. Осеева «Хорошее»
Класс: 2
Цель: формирование умений выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи.
1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.
2. Развитие коммуникативных навыков сотрудничества посредством работы в паре.
3.Развитие способности эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, экран, презентация, плакат для рефлексии, карточки для работы в парах.
Ход занятия.
- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!
- Садитесь!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
2
Реч. разминка (скороговорка) СЛАЙД 1
- Прочитайте скороговорку 3 раза (Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
3
Постановка учебной задачи
– Ребята к нам на урок сегодня пришло письмо из прошлого.
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
СЛАЙД 2
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)
- Тема нашего урока: В.А. Осеева «Хорошее» СЛАЙД 3
!- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи. СЛАЙД 4
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)
- В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
4
Изучение новой темы
1.Первичное чтение (учителем)
- Понравился рассказ?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись НА ДОСКЕ: Это произведение о том, как Ю.. (Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.
Словарная работа.
- Поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:
солнце
что-нибудь
что, его, у него
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
Работая с текстом, мы будем читать и думать.
- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- Что такое «героический»? кто такой герой? Слайд
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?
- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. (Смелый. Заботливый. Умный. Думающий о себе. Добрый. Грубый.)
- Какой совет вы можете дать Юре?
- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.
- Сравните ваши советы.
- Как автор относится к своему герою?
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
5
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
4
Изучение новой темы
3.Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
4. Вторичное закрепление.
А. - На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер. (Карточки)
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
5. Чтение рассказа «Старушка».
- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда)
- Почему мальчик так поступил?
- Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.)
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте детей?
6
Итог урока. Самооценка.
- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?
- Как вы себя чувствуете, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта.
- А теперь давайте приделаем лучики к солнцу. У вас на партах лучики. Напишите на лучиках добрые слова и приделайте к солнцу.
7
Домашнее задание
1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.
2.Подобрать пословицы к этому рассказу.
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки.
- Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – это плоды.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!