СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята".»

Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

-познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

-совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

-развивать умение выделять главную мысль рассказа;

-развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

-развивать воображение, умение слушать собеседников;

-формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

-формировать коммуникативную компетентность;

-развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

- пополнять словарный запас учащихся;

-усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

-через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.


Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».


Тип урока: интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.


Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.


2. Давайте улыбнемся друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.


ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

- Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

- Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»


2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу .


ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

- Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

- Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)


3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе.

- Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

- Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

- Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

- Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)


2). Чтение «Оживи картинку».


3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

- Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

- Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

- Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).


4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"


4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя/


Каждый ребёнок /прочтёт без труда://


"Я полюбил тебя! Я тебе верю!///


Ты ведь не бросишь меня никогда?»///


5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


ІV. Мотивация учебной деятельности

  1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес.

  • Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.


2. Проблемная ситуация

- Как вы думаете, что он делает?

- Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).


V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.


2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Абребятаутроутятагнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».


3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

-Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)



VІ. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

- Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.


-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся  в рассказе.


2. Словарная работа

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. 

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 

  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 

  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь.

1ч) аудиозапись

2ч) ). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик



4. Анализ по вопросам

- В какое время года происходит событие?

- Какие же препятствия встретились утятам на пути?

- Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?



5. Физкультминутка «Танец маленьких утят».


6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла


7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

VІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

- На что решилась уточка чирок-свистунок?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

- Что значит для утят свобода?

- Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

- Сколько это километров? Это много или мало?

- Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?


– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

– Какие враги были у уток?

– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)

- Как вела себя утка-мать? Прочитайте.


- Кто же помог утятам? Как?

- Как повели себя дети? Почему? (струсили)

- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?


- Как мать собирала своих утят?

- Сколько же было утят?

- Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте

- Что закричал автор утятам? Прочитайте.

- Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

- Какое пояснение дал им автор?


2. Характеристика ребят

- Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).


3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

- Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

- Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.




2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»


VІІІ. Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

- С каким расcказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).


- Оцените свою работу на уроке


2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

- Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.


Х. Итог урока

Д/з : с. 113 114, пересказ



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей