СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме "Декабрь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки во 2 классе по теме "Декабрь".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Декабрь"»

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, по программе «Школа России»

ТЕМА: С.Я. Маршак «Декабрь».

ЦЕЛЬ УРОКА : познакомить с произведением С.Я.Маршака «Декабрь»;

познакомить со средствами художественной выразительности: метафорой и олицетворением.

ЗАДАЧИ УРОКА: учить выразительному чтению, чтению про себя, выборочному чтению; формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр.

Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, видеоролик «Русская зима», музыкальная видеофизкультминутка.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский "Декабрь. Святки" (из цикла «Времена года» видеоролик

Художественные фотографии русской зимы.

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Видеоролик «Русская зима»

  3. – Доброе утро! Мы дарим всем сегодня позитивный настрой на весь рабочий день и желаем: здоровья,… Пусть у нас с вами всё получится!

  4. Приветствие детей (Мы желаем вам здоровья,)

  5. доброго утра! (Все вместе)

  6. Актуализация знаний.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

- В какое время года это бывает? (зимой)

- А как называют зиму писатели, поэты? (волшебница, чудесница)

- А почему, как вы думаете? (Потому что зимой праздник Новый год)





III. Проверка Д.З. (Чтение пословиц о зиме в парах)



-Дома вы подобрали пословицы о зиме.

-Поработаем в парах. Каждый читает по одной понравившейся пословице и объясняет её соседу.



!- Мы читали стихи о зиме? Вспомним имена поэтов, которые подарили нам стихотворения о зиме. «Выбор» -групповая работа у доски (-Выберите строчки произведений, которые вам понравились. В каждой группе читает один ученик. Группа называет поэта, написавшего это произведение)


! Групповая работа на местах: соберите пословицу в группе.( Декабрь год кончает, зиму начинает. ) –Как вы понимаете эту пословицу?

! Самооценка

-О каком месяце идёт речь в этой пословице? (о декабре)

-А что вы знаете о декабре? (сообщения 3 чел.)

( Слово декабрь произошло от латинского слова «децем»- десятый. В Древней Руси он был десятым месяцем, а с 1700 года его стали считать двенадцатым месяцем.

На Руси месяц декабрь народ называл студень,стужайло, студёный, лютовей, лютень, ледостав и ледостой.

В этом месяце начиналась зима, становилось холодно, студёно. В декабре лютует матушка-зима.)

-А почему мы сегодня говорим о декабре?

-Как вы думаете, какая у нас тема урока? («Декабрь»)



-Какое произведение мы будем читать? (Декабрь.



Кто автор?

(Самуил Яковлевич Маршак)

Посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что вы знаете об этом писателе?

С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

С. Я. Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными.

Уже в 4 года Маршак писал стихи, а в 12 лет уже целые поэмы.

-Раз это стихотворение, то чему мы будем учиться на уроке? (Читать выразительно, развивать речь.)



-Предположение ? (Смотрим на рисунок в учебнике. -О чём пойдёт речь в стихотворении?

IV. Изучение новой темы

Работа по учебнику («Литературное чтение» ч.1 с. 147).

– Что мы ждём в декабре ? Мы ждём Новогодний праздник

-А что является символом Нового года мы узнаем из стихотворения.

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО СЕБЯ.

-Найдите, что является символом новогоднего праздника? (ёлка)

-Какие слова непонятны?

2. Словарная работа.

- Какие картины природы рисует поэт? Прочитайте.

- «Все деревья в серебре»… (приём – мета́фора - «перенос», «переносное значение»). слайд

- салазки – маленькие деревянные санки.

- вымостил – покрыл поверхность льдом

Первичное закрепление с проговариванием

-Давайте вспомним, что значит читать выразительно:

Соблюдение знаков препинания Интонация (восклицательная, повествовательная, вопросительная) Громкость Темп чтения чтение плавное целыми словами соблюдение ударений в словах

- приготовьтесь читать выразительно

3.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ и несколькими детьми по очереди

- Что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

- Какое чувство вызывает это стихотворение?

  1. Радость, грусть, веселье, гордость _____



-Найдите и прочитайте, что произошло утром с ёлочкой?

– Как вы понимаете «задышала, ожила»( запахла, распрямила веточки)

– Что вы заметили необычного, при описании ёлочки? ( как живая)

- Докажите, что о ёлке поэт говорит так же, как о человеке?

- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые) слайд

- Подумайте, почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)

- найдите в стихотворении олицетворения.

(вымостил мороз, обновил, привёз; ёлка плакала, утром плакать перестала, задышала, ожила; иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают.)



( Чтение описания нарядной ёлки

ФИЗМИНУТКА

Учитель музыки: **************



V. Итог

Подведение итогов урока. Слайд

- С каким произведением работали? - Кто автор? (Дети записывают: С.Я.Маршак) - Какая главная мысль стихотворения? ( - А какой же самый главный момент в праздновании Нового года?

-Какое чувство возникло у вас при чтении? – стихотворение вызвало у вас восторг, радость…очень понравилось

  1. Рефлексия слайд 10

– У нас с вами тоже есть ёлочка. И чтобы она ожила, как вы думаете, что мы можем сделать? ( украсить )

УКРАШЕНИЕ ЁЛКИ снежинками

- Наша ёлочка ожила, а урок заканчивается. Какое у вас настроение?

- Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

- А как вы готовитесь дома с семьёй встречать Новый год?

Привет от Деда Мороза

Угощение .



Найдите рифмующиеся слова. (декабре – серебре. Сказке – салазки, мороз – привёз. Сначала – перестала, тепла – ожила. Зажглись – высь. Хлопушки – верхушки, зажёг – огонёк)

- А кто знает откуда пошла традиция украшать ёлку разными игрушками, ведь судя по легенде, Ель украсили плодами, цветами и листочками?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

А почему ёлка является символом новогоднего праздника?

1. Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Иисус, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Все решили, что это божественное знамение и поприветствовать Новорождённого поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

2. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла звезда…

Откуда пошла традиция украшать ёлку игрушками?

По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в 16 веке. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии - по той причине, что в этот год был неурожай яблок - а именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок, затем их начали выдувать в Саксонии. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!