СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему «Жизнь дана на добрые дела. С. А. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему «Жизнь дана на добрые дела. С. А. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»»»

Дата: 25.04.2018


Тема: «Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»»


Цель: формировать навык плавного осмысленного беглого чтения целыми словами, основные умения работы с текстом: определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам, представлять героя, характеризовать его поступки; развивать учебно – познавательный интерес к тексту художественного произведения, умение слушать, вести диалог; воспитывать трудолюбие, чувство юмора.


УУД:

Личностные - проявлять интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников; проявлять свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений

Познавательные - определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение, определять жанр произведения и обосновывать своё мнение, соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение

Регулятивные - владеть умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные - активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач


Тип урока – урок открытия нового знания


Оборудование:

  1. для учителя – портрет С. А. Баруздина, презентация, наглядность

  2. для учащихся – текст речевой разминки, карточки с заданиями/стихотворением


Литература: учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014


Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

I. Организационный момент ( 1 мин.)


II. Речевая разминка (3 – 4 мин.)



















Введение в раздел ( 2 мин)








Работа над пониманием содержания раздела. ( 7 мин.)



























III.Подготовка школьников к восприятию литературного произведения. (5 – 7 мин)


































IV.Первичное восприятие (2-3 мин)




















V.Выявление специфики восприятия. (3 – 4 мин)


Физминутка






























VI.Этап обобщения.(18 мин)
















































VII.Итог. Рефлексия (2 мин)







Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут, Елена Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Давайте проведем речевую разминку. Сначала прочитайте про себя.

Как тебя не похвалить! 
Вдела ты в иголку нить, 
Аккуратно и красиво 
К платью пуговку пришила!

Кто попробует прочитать выразительно? Теперь начни читать быстро и постепенно замедляй темп. Начни читать медленно и постепенно ускоряй темп. Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте громкость. Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. Теперь давайте прочитаем все вместе выразительно. Молодцы!

Прочитайте, что здесь написано:

АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ

Как вы понимаете эти слова?

Жизнь дана на добрые дела. Как вы думаете, что это за предложение? (это название раздела)

Какие произведения могут быть помещены в этот раздел?

Откройте учебник на странице 122. Прочитайте, с какими понятиями мы встретимся в этом разделе? (взаимопомощь, трудолюбие, честность)

Как вы их понимаете? Что означает слово «взаимопомощь»? (Взаимная помощь, помощь друг другу)/ трудолюбие?(положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе)/честность?( это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности).

В каких произведениях, которые вы читали, говорится об этих добрых делах? («Петушок и бобовое зёрнышко» приобщает детей к универсальным человеческим ценностям: доброте, взаимовыручке, взаимопомощи друг другу, умении вовремя принять правильное решение. Сказка учит прислушиваться к другим и следовать мудрым советам в жизни. «Петушок – золотой гребешок» добрая забота, взаимопомощь, взаимовыручка, доброе согласие, дружба помогают героям сказки  справиться с трудными жизненными ситуациями. «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету» «Снежная королева» юная Герда для спасения своего друга Кая из ледяного логова бездушной похитительницы преодолевает пространство и время. Но как бы ни была она сильна духом, нуждалась и в сочувствии, и в помощи. Придворный ворон и его невеста, принцесса и принц, лапландка и финка, и даже Маленькая разбойница (которая ранее ярко проявила себя лишь в невоспитанности и грубости), бескорыстно, повинуясь, зову сердца, делали всё от них зависящее, чтобы Герда и Кай встретились живыми и здоровыми.)

Прочитайте диалог Вани и Ани. О чем они говорят?

Согласны ли вы с ребятами? Почему?

Прочитайте, о чем нам сообщает профессор Самоваров? Как он объясняет, что такое добрые дела?

Теперь вам нужно подчеркнуть те дела Ани и Вани, которые вы считаете наиболее важными среди добрых дел.

Аня: помыла посуду, погуляла в парке, сделала маме подарок своими руками.

Ваня: помогал бабушке нести сумку, починил велосипед, ухаживал за больным щенком.

Поднимите руку, кто подчеркнул «помыла посуду». Поему вы выбрали этот вариант? (потому что она сделала хорошее дело, помыла за собой) Кто выбрал «погуляла в парке»? Почему? (потому что это не дело, она просто так гуляла и никакой пользы не принесла) А кто выбрал последний вариант? Почему?( потому что она старалась, трудилась) А какие дела Вани вам показались наиболее важными и почему? (спрашиваю по поднятой руке)

1. он помогал, трудился, сделал доброе дело;

2. в этом деле нет ничего значительного, он не помог никому, а сделал это для себя;

3. помогал щенку, сделал доброе дело.

Как думаете, о чем будут произведения в этом разделе?

Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством русского писателя Сергея Алексеевича Баруздина. (Вывешиваю портрет и годы жизни). Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (узнать об этом авторе, о его произведениях, прочитать произведение)

Русский писатель Сергей Алексеевич Баруздин родился в Москве в 1926 году. Маленький Серёжа любил рисовать и сочинять стихи. Но началась Великая Отечественная война, и Сергей ушёл на фронт. Дошёл до Берлина, имел боевые награды. Уже после войны Сергей Алексеевич закончил институт, печатал свои стихи в журналах. Он считал, что писать стихи надо не так, как говоришь или читаешь. Рассказы Сергея Баруздина разные. Большинство из них посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Через свои рассказы он доносит до нас, что животные нуждаются в нашей заботе и любви.

Посмотрите, на слайде изображены обложки нескольких книг. Они очень интересные, они бы вам понравились.

А на сегодняшнем уроке вы познакомитесь с одним из произведений. Чтобы узнать его название, откройте учебники на стр. 123.

Как же называется стихотворение? Как вы думаете, о чем оно?

Я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте. (Читаю стихотворение)

Понравилось ли стихотворение? Ваши впечатления? - О чём стихотворение?

Какие чувства вы испытали?

Давайте немного отдохнём и проведём физминутку.

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

В какой форме написано стихотворение? (в форме диалога) Кто ведет диалог? О чем он?

Прочитайте еще раз названия. Какие дела можно назвать очень важными? Соответствует ли название содержанию? Как вы можете охарактеризовать героя? Какой он? (ленивый, он всё делает для себя и никому не помогает) Как вы думаете, хорошо быть таким? (нет) Почему? (потому что лень – это враг человека)

А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу.

Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили данное задание.

Дела человека

Характер человека

1. спал неплохо

Ленивый

2. хорошо поел

Человек, который живёт только для себя

3. чаю успел попить


4. поиграл с котом

5. прилег отдохнуть

Как надо читать за мальчика? Почему? А за автора? Почему? Прочитайте стихотворение выразительно. (сначала читает один человек) Кто хочет прочитать по ролям? (читают 2 человека) *спрошу 4 детей* Ребята, как вы думаете, какой паре удалось более точно передать настроение стихотворения?

У вас на карточках ещё одно стихотворение Сергея Баруздина, которое мне очень нравится. Прочитаем его. (сначала читает учитель)

 Бревно

 Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.

Один сказал: -Нехорошо!
Сказал - и знай себе, пошёл!

Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Ваши впечатления от прочитанного? Какую мысль хотел донести до нас автор? (Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере третьего путника, который был и хил, мы должны учиться быть хорошими, трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми людьми. Вот о чем это стихотворение.)
Какие слова вам были непонятны? (путник-путешественник; хил(хилый)-слабый; мал-небольшой; полушубок-короткая, до колен, верхняя одежда на меху)

Давайте прочитаем стихотворение выразительно. Ребята, удалось ли *имя ученика* прочитать выразительно? Кто хочет еще попробовать?

Ребята, прочитайте на слайде пословицу и скажите, что она обозначает.

(кто сам ко всем лицом к тому и добрые люди не спиной (Кто сам готов помочь, тому и люди помогут) Как связана эта пословица с нашим сегодняшним уроком? (мы говорили о взаимопомощи и о том, что нужно помогать людям)

Давайте подведем итоги.

Какое же стихотворение мы с вами сегодня читали?

Кто его автор?

Интересно ли вам было на уроке?

Что вы узнали нового об авторе?

Что вам больше всего запомнилось?

Оцените свою работу на уроке. Кто активно работал сегодня, все понял – покажите солнышко. Кто считает, что недостаточно хорошо работал или не понял что-то, покажите тучку.

(Выясняю, почему ребенок показал тучку).

Вы сегодня молодцы! Урок окончен


Приветствуют учителя


Выполняют речевую разминку













Разгадывают шифр



Высказывают своё мнение






Читают понятия

































Читают диалог и отвечают на вопросы









Выполняют задание




















Слушают, знакомятся с жизнью и творчеством писателя; отвечают на вопросы учителя.
























Отвечают на вопросы















Отвечают на вопросы, слушают стихотворение, читают









Выполняют практическое задание, проверяют













Слушают, читают стихотворение, отвечают на вопросы


























Читают пословицу и объясняют смысл







Подводят итоги, оценивают свою работу на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!