СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему "Стихи Ф. Тютчева о весне" ( 2 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Стихи Ф. Тютчева о весне.  

Цель урока.  Создать условия для ознакомления с загадками о весне; способствовать развитию речи, навыков чтения, творческих способностей. Создать условия для ознакомления со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "Стихи Ф. Тютчева о весне" ( 2 класс)»


Дата – 02.03.2020

Урок № 71 по литературному чтению

2 – Б класс

Учитель – Никитина Л.О.

Тема урока. Стихи Ф. Тютчева о весне.

Цель урока. Создать условия для ознакомления с загадками о весне; способствовать развитию речи, навыков чтения, творческих способностей. Создать условия для ознакомления со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, читать стихотворения и загадки с выражением, отгадывать загадки; получат возможность научиться: соотносить загадки с отгадками, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок, представлять картины весенней природы.

Метапредметные: : познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации;

  2. Коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

  3. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

  4. Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход урока


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Звучит музыка из цикла «Времена года»

(«Песнь жаворонка») П. И. Чайковского.

Солнце землю осветило, все сугробы растопило,

Пробуждаются леса. По тропе бежит лиса…

На реке растаял лед и поплыл как пароход.

Пассажиром там сама убежавшая зима.

И. Гурина

II. Актуализация знаний

1.Речевая разминка

Сидел сугроб в лесу на пне

И грустно думал о весне –

Весна наступит, а весной

Сугроб становится водой.

– Прочитайте медленно, быстро, грустно, радостно

III. Постановка темы, цели урока

– Расшифруйте слова.

RЛUЮIVБЛSQЮNLFПDРИSWYРLNОXZДУFSРZУСJLСWКQУNVЮXIURВWSЕGJСVZНNYАUD

– Прочитайте название раздела

IV. Работа по теме урока

1. Работа со статьёй учебника.

– Назовите главные весенние приметы.

– Что вы узнали из этого текста?

– Чем стихи отличаются от прозы?

2. Работа с загадками

– Выделите рифмы.


3. Чтение стихотворения «Зима недаром злится» Ф. И. Тютчева учителем. Беседа по вопросам.

– Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?

– О чём рассказал нам автор?

– Как названа Зима? А весна?

– Кого они тебе напоминают?

– Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия.

– Что делает Весна? А Зима?

– На чьей стороне автор?

– Как называется такой приём?

– Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.

Весна – стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, румяней стала.

Зима – злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила.

– Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? А Зиму – в образе старушки?

– Как вы относитесь к зиме?

2. Работа по стихотворению «Весенние воды»

– Прочитайте стихотворение выразительно.

– Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?

– Какие слова создают радостное настроение и у читателя?

– Какой была природа до появления весенних ручьёв?

– Почему ручьям удалось пробудить природу?

– Как называют себя весенние воды?

– Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами?

– Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение?

– А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое?

– Найдите в тексте олицетворения.

– Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи).

– Почему поэт называет майские дни хороводом?

– Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?

– Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню?

– И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение – эпитет.

– Итак, какова главная тема этого стихотворения?

– Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям: брег, гласят, молодая весна

V. Итоги урока.

Рефлексия

– Чему учились на уроке?

– Какой раздел мы начали изучать?

– Чему мы должны научиться?

– Выберите и продолжите любое предложение:

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

Домашнее задание

Придумать свою загадку на весеннюю тему, проиллюстрировать её

с. 108–109 Выучить наизусть понравившееся стихотворение

Ф. И. Тютчева (с. 110–112)

Ресурсный материал

Весенние загадки

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…

(Весна.)


Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

(Весна.)


Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

(Весна.)


Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весна.)


Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…

(Весна.)

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

(Весна.)


Зеленоглаза, весела,

Дéвица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство –

– Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

– Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?
Эта девица – …

(Весна.)


У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник.)


Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)


Шорохом неслышным

Лепестков

Жемчуг белоснежный

Распустился,

Свежим нежным крохотным

Цветком

Из-под снега

К солнцу устремился.

(Подснежник.)


В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек.)


Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь.)


Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш.)


Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках…

(Мимоза.)


Он – цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам…

(Нарцисс.)


Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут…

(Тюльпаны.)


Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

– Заглянул к нам месяц…

(Март.)


Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)




В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка,

Снег пугает, шалунишка:

Только ступит – стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот…

(Март.)


Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

(Апрель.)


Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл…

(Апрель.)


В ночь – мороз,

С утра – капель,

Значит, на дворе…

(Апрель.)

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех…

(Апрель.)


Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май.)


Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край,

Нас теплом встречает…

(Май.)


Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы…

(Скворечник.)

В лапотках бежит малыш,

Ты шаги его услышь.

Он бежит, и всё цветёт,

Он смеётся – всё поёт.

Спрятал счастье в лепестках

У сирени на кустах.

«Ландыш мой, благоухай!» –

Повелел весёлый…

(Май.)


Здесь на ветке чей-то дом,

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…

(Гнездо.)


На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик.)


В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры.

(Береза.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!