3. Чтение стихотворения «Зима недаром злится» Ф. И. Тютчева учителем. Беседа по вопросам. – Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне? – О чём рассказал нам автор? – Как названа Зима? А весна? – Кого они тебе напоминают? – Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия. – Что делает Весна? А Зима? – На чьей стороне автор? – Как называется такой приём? – Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. Весна – стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, румяней стала. Зима – злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила. – Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? А Зиму – в образе старушки? – Как вы относитесь к зиме? 2. Работа по стихотворению «Весенние воды» – Прочитайте стихотворение выразительно. – Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? – Какие слова создают радостное настроение и у читателя? – Какой была природа до появления весенних ручьёв? – Почему ручьям удалось пробудить природу? – Как называют себя весенние воды? – Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? – Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? – А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? – Найдите в тексте олицетворения. – Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи). – Почему поэт называет майские дни хороводом? – Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему? – Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? – И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение – эпитет. – Итак, какова главная тема этого стихотворения? – Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям: брег, гласят, молодая весна |