Урок литературного чтения на родном языке 23.04.2020г.
С. Есенин. «С добрым утром!».
комбинированный урок литературного чтения
3 класс (1 – 4)
Задачи урока:
- Формирование представления об особенностях поэтического взгляда на мир, о смысле изображения окружающего мира в поэзии.
- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».
- Формирование умения находить в тексте стихотворения такие языковые средства художественной выразительности как эпитеты, олицетворения. Введение такого понятия как звукозапись.
- Развитие речи детей, в частности таких ее видов как слушание, чтение, говорение; образного и логического мышления; воссоздающего и творческого воображения.
Ход урока
- Я приглашаю Вас совершить небольшое виртуальное путешествие.
Слайд № 1
Звучит музыка Грига «Утро». На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.
- Какое время суток, запечатлели авторы на этих фотографиях?
- Как вы догадались, что это утро?
- Все ли фотографии были одинаковые?
- Чем они разливались?
- Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с Вами сейчас наблюдали?
Слайд № 2
Рассеет. Восход. Заря (утренняя и вечерняя).
- Какие из этих слов являются синонимами, а какое слово имеет своё значение?
- Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.
(Работа с толковым словарём.)
Слайд № 3
ВОСХОД - время, а также место появления светила
над горизонтом. На восходе солнца (рано утром). Восход луны.
ЗАРЯ - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода
солнца. 3аря занимается (утренняя). Вечерняя заря.
РАССВЕТ - время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете.
Слайд № 4
- Вы, слышали такие выражения: Вставать с зарёй. Ни свет ни заря. От зари до зари.
- Что они обозначают?
- Кто из Вас когда-либо наблюдал рассвет или восход солнца?
- Постарайтесь своими словами описать увиденное Вами.
- Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.
- Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Есенин.
Слайд № 5
- Прослушаем аудиозапись - Сергей Есенин. С добрым утром!
- Красивое стихотворение?
- Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?
- Какие строчки Вам понравились больше всего?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Какие строки стихотворения помогают догадаться о том, что поэт описывает раннее утро?
(Параллельно идёт работа над значение слов: затон, заводи, брезжит.)
- Как поэту удалось передать красоту такого момента в жизни летней природы как раннее утро?
- Как природа встречает утро?
- Какой приём использует автор для создания более яркого необычного образа русских берёзок?
Слайд № 6
(олицетворение: задремали звезды, улыбнулись сонные берёзки, растрепали шелковые косы, крапива обрядилась ярким перламутром и шаловливо шепчет)
- Какие слова помогают нам догадаться о том, что даже крапива готовится к встрече с солнцем и радуется этой встрече? (обрядилась ярким перламутром)
- Почему Есенин называет крапиву шалуньей?
- Можно ли сравнить стихотворение Есенина с фотоснимком, запечатлевшим какой-то из моментов раннего утра?
- Природа изменяется или остаётся неизменной на протяжении всего стихотворения?
-Подчеркните слова, передающие эти изменения.
- От чего задрожало зеркало затона?
- Благодаря этому картины природы в стихотворении Есенина живые.
- Какие слова помогают представить краски раннего утра?
Слайд № 7
(звезды золотые, брезжит свет, румянит сетку небосклона, зелёные серёжки, горят серебряные росы, ярким перламутром)
- С наступлением утра все становится ярким и сияющим, как золото, серебро и перламутр.
Слайд № 8
Повторяющиеся звуки з -с помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет свет в зеркале затона. Хочется зажмуриться от яркого блеска. Утро только вступает в свои права, вокруг тишина, но вот подул ветерок и зашелестели берёзки, мы слышим шёпот крапивы. Это хорошо передают звуки ш – с – ч.
Слайд № 9
Вывод: Поэт - человек, наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное, привычное, обнаруживать замечательное.
- Как Вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.