СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Дедушка Мазай и зайцы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование навыка вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Дедушка Мазай и зайцы"»

Конспект урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

15 декабря 2017 года

Учитель Никулина Любовь Ильинична

Тема: Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Учебник «Литературное чтение», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий.1ч, «Просвещение», 2016г, Москва, с.170-173.

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

Обучающие: совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.

Воспитывающие: создавать условия для формирования бережного отношения к природе, способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, сильнее азарта человеческое чувство- милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;

совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.

Личностные: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Метапредметные:

познавательные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи, оценивать и анализировать результат своего труда, осуществлять поиск необходимой информации;

коммуникативные – излагать и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог;

регулятивные – работать в группе, развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, видеофильм стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,

толковый словарь Ожегова.









Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Нам урок начать… пора! (хором)

- Желаю удачи на уроке и хорошего настроения!


2. Актуализация знаний

а) Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)

- Расскажем наизусть. (слайд 2)

- Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши души. Таков Николай Алексеевич Некрасов.

- Что вы о нем запомнили? (слайд 3)

- Предположите, о чем будем говорить на уроке?

- Какие цели и задачи поставим? (продолжим изучение темы природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича Некрасова).


3.Работа над темой урока.

А) - Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения произведения сказать, о чем будет текст?

- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте посмотрим на экран. (слайд 4)

- Что вы увидели? Как называется этот период природы?

- Чем он опасен?

- Знаете ли вы, что такое половодье?

- Очень красиво изобразил это явление художник И. И. Левитан. Это картина «Весна — большая вода». Посмотрите, все находится в плену весеннего половодья. Вода затопила лес, дома. Картина написа­на в холодных тонах — много синего, голу­бого, белого цветов. Именно эти цвета присущи весне. (слайд 5)

- Всех сельских жителей поэт считал своими приятелями. Поэт любил слушать рассказы крестьян, бывалых охотников о их жизни. Многие из этих рассказов стали стихотворениями. (слайд 6)


Б) Знакомство с историей написания стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому я расскажу вам предысторию. (слайд 7)

- В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затапливала дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый дедушка Мазай. Тот знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».



(Слайд 8)

В) Просмотр мультфильма


Г) Первичное понимание текста.

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?

– Когда произошел этот случай? – Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их было жалко…)

- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

– Каким вы себе представляете Мазая?

(Прием “Побуждающий диалог”)

- Какое противоречие вы заметили?- Какой у вас возник вопрос?

(- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)

3.Физкультминутка: (слайд 9)

Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова потянуться,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем,

Восемь - только приседаем,

Девять - потягиваемся и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.


Д) Вторичное восприятие текста (с. Учебника 170-172) – Прочитаем по цепочке наше стихотворение.


Ж) Беседа по содержанию - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От лица кого ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.) – Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек)

- Как размещались зайцы на бревне? (сидя, и стоя, и лёжа пластом…) – Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость, когда и этих зайцев спас.) – Ради забавы спасал он зайцев?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

Е) Поиск нового. Словарная работа

- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника или Толковый словарь) и найдем там значение слов: багор, силки, аршин, сажень, зипун (слайды10-13)

– Я уже посмотрела в Толковый словарь.

Аршин – старая русская мера длины, равная 71см.

Сажень – старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (213см).

Зипун – крестьянский одежда из грубого толстого сукна.

- Посмотрите на эти слова. Что они означают? (читают с места по цепочке)


Силки'

петли для ловли птиц и мелких животных

Багры'

шесты с металлическим крючком

Тягота'

тяжесть, груз

Поте'ха

забава, веселье

Лопо'чут

говорить быстро, много, неясно

Гуто'рить

беседовать

У'хнул

издавать резкий звук







– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите синонимы к данным словам:

Кабы –
Гинут

Гуторя

4. Игра-тест (в группах по карточкам) (слайд 15)

- Найдите ошибки-опечатки:

1 группа: 1) Впятеро больше бы дичи водилось, (велось)

Кабы мешками ее не ловили... (сетями)

2) Только осенние (весенние) воды настанут… (нахлынут)

2 группа: 1) Сами ни с места: я взял одного,

Прочим скомандовал: плывите за нами... (прыгайте сами)

2) Только залезла (уселась) команда босая, (косая)

Весь островочек пропал под водой…

3 группа: 1) Глядь, под кустом (у куста) копошится лосиха... (зайчиха).

2) Тут мои зайчики точно сбесились,

Дружно толкают (лодку качают), грести не дают...


5. Итог урока (слайд 16)

- Ребята, какой вывод для себя вы сделали на этом уроке?

- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, теперь выразительно хором:


Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор этого стихотворения? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)


6. Рефле/ксия (слайд 17)

- Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца).

(Был удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

- Оно вот такое (показываю сердечко из бумаги, прикрепляю на доску)

- Как вы думаете, в каких случаях гово­рят: добрый человек, добрая душа, доброе сердце, добрые руки?

- А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая?


Я сегодня узнал…

Мне было… (отметьте смайликом)

Я рад…

Я понял, что …


7. Домашнее задание: (по желанию) (слайд 18)

1.Выразительное чтение стихотворения

2.Отрывок наизусть.

3. Составить рассказ на тему «Мы спасены!» Начни словами «Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…»

9. Выборочное чтение (на всякий случай) (слайд 19-22) – Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить? Найдите названия в тексте и поставьте рисунки в порядке следования содержания.

Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой.

Столбик не столбик, зайчишко на пне.

Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и лежа на пластом, зайцев с десяток спасалось на нем.

Как прокатил я деревней зайчишек.

Старый Мазай разболтался в сарае.


Спасибо за внимание (слайд 23)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!