Конспект урока литературного чтения
А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»
Цели:
1. Познакомить учащихся с биографией и стихотворениями о весне А.Н. Плещеева;
2. Учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.
2.Развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;
3.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.
Содержание урока:
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернётся весна!
- К какому жанру относится произведение? Докажите (стихотворение, потому что есть рифма и ритм).
- О чём говорится в стихотворении?
- Что приснилось поэту?
- В каком числе употреблены глаголы?
- Прочитаем хором и дружно.
3. Проверка домашнего задания.
- Стихи какого поэта вы учили дома?
4. Постановка темы и цели урока.
- Посмотрите на экран. Предположите, что общего у всех этих авторов.
- Верно, это поэты. Их произведения мы встретим в разделе «Люблю природу русскую».
- Откройте оглавление. Стихотворения какого автора мы будем изучать сегодня?
Как стихотворения называются?
- Сформулируйте тему урока.
- Назовите цели урока.
5. Изучение нового материала.
А) Знакомство с биографией поэта.
- Рассмотрите портрет.
-Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)
-Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
Б) Подготовка к восприятию текста
- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»
- Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?
В) Прослушивание аудиозаписи. Проверка первичного восприятия
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
- Что описывает поэт? (Приход весны)
Г) Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
- Толкование слов:
«повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок),
«лазурь» (светло-синий цвет, синева)
«миновала» (прошла),
«заботы» (беспокойство, хлопоты)
Д) Работа над выразительностью
- Какие картины весны наблюдает поэт?
( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)
- С каким настроением говорит о них поэт?
(С радостным)
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Давайте расставим паузы.
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
(Многоточие обозначает более длинную паузу по времени, это длинное тире)
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ними.
(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.
6. Физминутка.
7. Продолжение работы над новым материалом.
- Продолжаем изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника нам предлагают для работы на уроке называется «Сельская песенка»
- Предположите о ком или о чём пойдёт речь в стихотворении?
Словарная работа
- Что означает слово «сени»?
( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)
Первичное чтение стихотворения А.Н.Плещеева
- Прочитайте самостоятельно это стихотворение
- Как вы думаете, почему автор дал такое название?
(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)
3) Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.
- Радуется поэт приходу весны или нет?
- В каких строках это выражено?
- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.
(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит
Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)
- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?
(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)
4) беседа о ласточках.
- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?
(о ласточке)
(Гнездо деревенской ласточки
Гнездо городской ласточки
Гнёзда ласточек – береговушек)
К сведению: В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.
Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.
Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.
Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.
Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.
9. Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке?
10.Подведение итогов.
С какими произведениями мы работали на уроке?
Чему нас учат эти стихи?
Понравились ли вам эти стихотворения?
Кто автор этих стихотворений?
Какие птицы прилетают раньше других в его стихотворениях?
Добились мы цели и задач урока?
11. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть с.112-113