4. Первичное восприятие и анализ текста | Организовать чтение текста. | Методы: беседа, работа с учебником Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками. | - Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые. - На слайде представлены незнакомые слова и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями. (Чирок – свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница) Чирок-свистунок – водоплавающая птица из семейства утиных. Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км. Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей. - Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на ключевые слова. Теперь проверим наши предположения. - Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть) - Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом. - Подтвердилось ли наше предположение? - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? – Сколько надо было идти до озера? – Сколько это километров? – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Как, вы думаете какие враги были у уток? - О чём же говорится в первой части? - Как можно озаглавить первую часть?(На доске записывается план, первый пункт плана) - Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда. (прочли 2 часть) - Значит, кто опасны для утят? - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали? - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать? - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - Какими словами называет автор утку? - Почему автор так ласково говорит об утке? - О чём эта часть? Как её можно озаглавить? - Продолжаем чтение. Дальше читает ……….., а все остальные внимательно следят. - Достаточно, спасибо. Чтение продолжает…….. - Закончили, спасибо. (прочли 3 часть) - Кто помешал ребятам поймать утку-мать? - Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам? - В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке? - Почему автор не ругал, а строго приказал ребятам?? - Какой радостной картиной заканчивается эта часть? - Прочитайте ещё раз этот отрывок. - Как можно озаглавить третью часть? - Продолжаем чтение. Дальше читает ……….., а все остальные внимательно следят. - Достаточно, спасибо. Чтение продолжает…….. - Закончили, спасибо. (прочли 4 часть) - Почему ребята засмеялись над автором? - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? - Как автор назвал ребят? Почему? - Что приказал им сделать автор? - Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …» Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение? - Как можно озаглавить последнюю часть? - Авторы учебника предложили свой вариант плана. Давайте проверим, совпадает ли наш план с предложенным в учебнике. Сделайте вывод. Физминутка Вышли уточки на луг, Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь. (Сели) - Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев. - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят: Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные. - Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? - Почему автор разговаривал с ребятами строго? - Сейчас вы будете работать в парах. Я предлагаю вам поработать с пословицами, но в них пропущены слова. Вставьте подходящие по смыслу слова и объясните смысл данных пословиц. Умел ошибиться – умей и ….. – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? – Почему? – Добрый пример лучше ста …. – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? – Почему? - Молодцы. | Весной это озеро далеко разливалось Вода спала 3 версты. Чуть больше 3 километров. Мало Много В местах, открытых для глаз человека… Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. Люди. О том, как утка решила перевести своих утят из леса к озеру. 1. Утка повела утят к озеру. Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Просто так, для забавы. Нет Страх, волнение Мама - Мать, уточка. - Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. 2. Ребята ловили утят. Помешал автор-рассказчик. Когда автор приказал им возвратить утят. Ребята обрадовались приказанию, побежали поскорее на холм. - Семья соединилась снова, утка с утятами снова вместе. Семья продолжала своё путешествие к озеру 3. Возвратите утке всех утят! (Возвращение утят матери) Им стало смешно, что он снял шапку и, помахав ею, пожелал утятам счастливого пути. Знак уважения. Перед уточками. - Автор ребят назвал ласково глупышами. Он надеется на то, что они станут лучше. Тоже снять шапки и кричать до свидания. - Автор сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. 4. До свидания, утята! Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые. Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее. Умел ошибиться – умей и исправиться. К ребятам. Добрый пример лучше ста слов. К автору. | Фронтальная, работа в парах | Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации. | | - знают произведение «Ребята и утята»; - умеют составлять план к рассказу; - умеют охарактеризовать главных героев рассказа; - умеют отвечать на вопросы учителя. | РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении. ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого. КУУД: умение вступать в диалог с учителем. | |