СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение 4 класс А.Куприн "Скворцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход.Формы Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей, развить интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение 4 класс А.Куприн "Скворцы"»

Тема: « А. Куприн «Скворцы»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель:

- расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с новым произведением, обучать осознанному выразительному чтению; обогащать словарный запас;

- расширять читательский кругозор;
развивающие:

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;

- создать условия для формирования выразительного чтения;

- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим;

- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока:

І. Организационный момент. Мотивация.

- Ребята, улыбнитесь вы друг другу,

Я улыбнусь, конечно, вам,

И с настроением отличным

Начать урок предложу вам!

II. Актуализация знаний

Учитель: -Давайте вспомним, с произведениями, какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

Ученики: - На прошлом уроке мы знакомились с произведениями Константина Дмитриевича Бальмонта.

Учитель: - Сейчас я вам зачитаю строчки из произведения Константина Дмитриевича Бальмонта, а вы должны угадать, название этого произведения.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус. (К.Д.Бальмонт «У чудищ»)


Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеёшься – вздрогнут губки,

Задрожат ресницы. (К.Д.Бальмонт «Рождество»)


Светло – пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая! (К.Д.Бальмонт «Снежинка»)

А в затишье комнат – прятки,

В чёт и нечет – счёт.

А потом настанут Святки,

Снова Новый год. (К.Д.Бальмонт « К зиме»)

- Какое стихотворение вам запомнилось больше всего и чем?

- К какому времени года посвящены эти стихотворения?

- Назовите время года, которое следует за зимой?

- Назовите характерные черты весны?

- Продолжением урока будет музыкальное произведение.

- Послушайте песню. О чём она? Какие птицы неоднократно упоминаются в песне и почему? (звучит песня И.Дунаевского из кинофильма «Весна»)

- Как вы думаете, каким образом песня связана с темой нашего урока?

- А что вы уже знаете об этих птицах?

- Кто видел скворцов в природе?

- Опишите скворца. Какой он? (Это перелётная птица с блестяще-чёрным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, на пёрышках белые, в виде треугольников крапинки. Нос жёлтый, хвост короткий. Тело массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжёлой и неуклюжей. Длина его – 23 см, вес от 75гр до 100гр.)

-Чтобы узнать, кто автор произведения, нужно отгадать зашифрованные слова.

-Какое слово зашифровано?
А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН (А.И. Куприн)

Верно, зашифрованное слово - Александр Иванович Куприн.

III. Изучение нового материала

Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
Александр Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.

- Кто главные герои произведений А.И.Куприна?

- Какие произведения А.И. Куприна вы изучали в 3 классе?

IV.Целеполагание.

- И так, мы начнем знакомство с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна.

Какие цели мы для себя поставим на этот урок?

- Прочитать произведение.

- Узнать новое об этой замечательной птице.

V. Чтение и анализ содержания рассказа.

- Послушайте, как поет эта птица.

- Почему автор назвал произведение «Скворцы»?

- Весь рассказ Куприна состоит из эпизодов. Что такое «эпизод» прочитайте на стр.54.

а)- Первый эпизод нам будут читать ...

- Кто является главным героем рассказа?

- Кем выступает автор в рассказе? Каким образом ему удаётся описать скворцов?

- В чем заключается основная мысль первой части?

- Перечитайте первый абзац и назовите приметы весны.

б)- Прочитайте второй абзац. Скажите, каких старых знакомых ждали люди?

- Какие это птицы, как называет их автор?

- Почему автор использует именно такие слова, чтобы описать птиц?

- Какое расстояние нужно преодолеть скворца, чтобы вернуться домой?

- Что угрожает птицам по пути на родину?

в)- Прочитайте третий абзац. В чём заключается мудрость птиц?

- Что является гибельным для птиц?

- Что в такие моменты является для скворцов «счастием»?

- Как относятся моряки к птицам, доверившим свою маленькую жизнь вечному врагу человеку?

- Какое поверье существовало у моряков?

г) -Перечитайте четвертый абзац. Что делают птицы после опасной переправы?

- Как вы понимаете слова «из года в год»?

- Найдите и прочитайте в тексте описание дома, где отдыхали после перелёта птицы.

- Какими словами характеризует автор общение птиц?

- А как себя вели старые, опытные, мудрые скворцы?

- Что значит слово «степенно»?

д)- Прочитайте последний абзац. Как совершают перелеты скворцы?

- Посмотрите, в словарной статье значение слова верста?

- Как описывает автор перелет скворцов?


VI. Физминутка.

- Читаем вторую часть. Ее нам будут читать….

- В чем заключается основная мысль второй части?

- Прочитайте 1 абзац.

- Как готовятся люди к прилету скворцов?

- Что вообразили воробьи?

- Прочитайте как автор описывает воробьев.

- Какие слова подбирает автор, характеризуя эту птицу?

- Какого числа прилетели скворцы?

- Какими они казались после воробьев?

- Как вели себя скворцы в первый вечер, вернувшись, домой? Прочитайте.

- Что делали скворцы в течении двух дней после прилета?

- Чем потом начали заниматься скворцы?

- Как они это делали, прочитайте.

- Как этот сюжет характеризует скворцов? Какие они?


VII. Обобщение по прочитанному.

- Скажите, что вы узнали из двух эпизодов о жизни скворцов?

- Какую особенность вы заметили в этом рассказе?

- Писатель нам пишет о жизни скворцов, придумывая историю сам, или представляет нам фактический материал, основанный на собственных наблюдениях? 

- Как называется рассказ, который содержит сведения (факты) о жизни животного?


VII. Рефлексия.

-Чему вы научились на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Я предлагаю вам высказать своё мнение, выбрав начало фразы на слайде (по желанию)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. у меня получилось …

  5. я попробую…

  6. мне захотелось…

  7. я хочу похвалить (сказать «спасибо») … за …

VIII.Домашнее задание. Уровневая дифференциация (по выбору)

По выбору: У.с.54, зад.7 или 8

По желанию:

Рассказать свою историю о скворцах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!