СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение 3 класс Л.Толстой "Прыжок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого "Прыжок". Используя фронтальную и индивидуальную формы урока воссоздать картины, нарисованные автором в произведении "Прыжок".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение 3 класс Л.Толстой "Прыжок"»

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, с.115-117)

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».

Задачи:

образовательные

1) Формировать умение воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.

2) Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста.

3) Формирование читательских умений и навыков.

развивающие

1) Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

2) Развивать внимание, память.

3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста

воспитательная

1) Формирование нравственных представлений у учащихся.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Уч-ль. В начале урока давайте проведем небольшую литературную викторину. Вспомните названия произведений.

* «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть…

Волк пустил, а белка оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Уч-к. Басня «Белка и волк».

* «Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду…»

Уч-к. «Лебеди».

* «Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».

Уч-к. «Зайцы».

* «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками за корм диким зверям».

Уч-к. «Лев и собачка».

* «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями».

Уч-к. Сказка «Два брата».

Уч-ль. Что объединяет все эти произведения?

Уч-к. Эти произведения написал Лев Николаевич Толстой.

- Что вы запомнили об этом великом русском писателе?

(опорные знания: был богатым, знатным человеком; в молодости воевал на Кавказе, как и М.Ю.Лермонтов; жил в деревне, умел сеять хлеб, пахать; любил простую одежду и еду; заботился о благополучии крестьян; для крестьянских детей построил школу в Ясной Поляне, создал для них Азбуку, сам учил их читать, писать и считать)

- Молодцы. Поднимите руки, у кого эта работа не вызывала затруднений и сделана на «отлично»? «хорошо»? А кто недостаточно хорошо ориентировался в текстах? читал недостаточно выразительно? (самооценка учащихся)

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

- Назовите главных героев рассказа?

3) Целеполагание:

- Сформулируем цель сегодняшнего урока: что будем делать на уроке?

(будем читать рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок», и понимать его главную мысль)

- Чтобы настроиться на восприятие художественного произведением, прочитаем слова А.С.Пушкина, которые записаны, показываются слова на СЛАЙДЕ №3:

«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». А.С.Пушкин.

- Как вы их понимаете? (примерные ответы учащихся: чтобы чтение принесло человеку пользу, нужно научиться понимать смысл прочитанного, его главную мысль и чувства, которые хотел передать писатель)

- Какие задачи мы поставим, чтобы урок прошёл с пользой? (ответы учащихся с опорой на СЛАЙД №4):

Читать текст выразительно, без ошибок.

Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?

Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.

Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.

- Как развивались события в этом рассказе?

- Мы восстановим содержание рассказа.

2. Вторичное чтение.

Уч-ль. Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события?

(События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой.)

Уч-ль. Представьте, что вы находитесь среди пассажиров на палубе этого корабля. Какое у вас настроение?

(У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.)

(А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех смешила.)

Уч-ль. Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?

( Обезьяна шалила еще больше.)

( Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться.)

Уч-ль. Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство?

Уч-ль. Давайте озаглавим эту часть и выберем настроение.

( На палубе. Радость, весёлое настроение. (Запись на доске.)

Уч-ль. Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?

Уч-ль. Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны.

( Дразнила, опять подманила, взобралась выше, корчилась, показывала зубы, радовалась, повесила шляпу.)

Уч-ль. А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик?

( Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал.)

Уч-ль. Что означает выражение «разобрал задор»?

( Разобрал задор - проявил возбужденность.)

Уч-ль. Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.

Уч-ль. Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?

( Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно.)

Уч-ль. Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?

(Обезьяньи проказы. Волнение, страх. (Запись на доске).

(А мне хотелось остановить мальчика.)

Уч-ль. Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.

Уч-ль. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе?

( «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.»)

Уч-ль. Какой момент самый напряженный в рассказе?

( Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына.)

Уч-ль. А почему отец решился на такой поступок?

( У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь.)

Уч-ль. Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?

( Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть.)

( Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт.)

Уч-ль. Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.

Уч-ль. Как автор передает напряженность момента?

( Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой.)

( Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех.)

Уч-ль. Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик.

( Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут.)

Уч-ль. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.

Уч-ль. Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?

( Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.)

Уч-ль. А что вы чувствовали, когда читали эту часть?

( Я почувствовал сильное волнение и тревогу.)

( Я очень переживала.)

Уч-ль. Как можно назвать эту часть?

( Рискованное решение. Тревога, ожидание. (Запись на доске).)

Уч-ль. Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?

Уч-ль. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.

  1. Обобщение.

Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.

На палубе. Радость, весёлое настроение.

Обезьяньи проказы. Волнение, страх.

Рискованное решение. Тревога, ожидание несчастья.

Уч-ль. Почему меняется палитра чувств?

Уч-ль. События в рассказе разворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.

Закрепление полученных знаний

- Какие слова вы подберёте, чтобы охарактеризовать сына капитана? (например: мальчишеский задор, упрямство, обидчивость, желание испытать себя)

- Что вы осуждаете в его поведении? (переоценил свои силы, подвергал свою жизнь опасности из-за проделок обезьяны)

- Какую роль в этом рассказе сыграло поведение матросов? Можно ли было избежать этой ситуации? (да, если бы матросы не высмеивали мальчика, он бы не оказался на такой большой высоте; нельзя доводить человека, высмеивая его чувства)

- Почему капитан угрожал убить своего сына? Он хотел этого по-настоящему?

(нет, он понял, какая беда грозила сыну и успел очень быстро принять единственное правильное решение – угрозой (чтобы он послушался) заставить сына прыгнуть в воду, иначе мальчик потерял бы равновесие и разбился о палубу)

- Почему капитан плакал? (он испытал очень сильное потрясение, стресс, и не мог сдержать слёз; испытал счастье и облегчение от того, что сын остался жив; он убежал, чтобы не показаться слабым в глазах окружающих его людей)

- Что хотел сказать Л.Н.Толстой этим рассказом? Какова главная мысль?

(нельзя высмеивать чувства других людей; нужно учиться управлять своими эмоциями, думать о своих поступках, о том, к каким последствиям они могут привести, нередко к очень трагическим; в момент опасности сильные духом люди умеют принимать правильные и быстрые решения)

11) Объяснение домашнего задания Картинный план. Выразительное чтение. Подобрать пословицу к рассказу.

12) Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность:

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

(приходят к выводу, что выразительно читали, работали с текстом рассказа, самостоятельно искали ответы на вопросы; были внимательны на уроке)

- Кто может сказать про себя, что он понял главную мысль рассказа «Прыжок»?

- Какой важный вывод вы для себя сделали?

- Кто из вас доволен своей работой на уроке? Оцените свои ответы: на «отлично»? «хорошо»? «удовлетворительно»? Кто испытывал затруднения? В чём? (самооценка учащихся, после которой оценивание проводит учитель)

- Может ли рассказ «Прыжок» помочь вам? Если да, то в чём? (ответы учащихся)

- Молодцы! Спасибо за работу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!