СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок можно проводить как обобщающий по теме "Имя числительное" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Лингвистическая игра "Поле чудес" на тему "Имя числительное"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска


Лингвистическая игра «Поле чудес»

на тему«Морфология. Имя числительное. 6 класс».(Слайд № 1).

Учитель- Лютикас Н.П.

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи…

З.А. Потиха.

Цели: (Слайд №3)

 повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное», прививать интерес к предмету благодаря занимательности материала и игровой форме проведения урока;

 продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки имени числительного и его роль в тексте;

 воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку, родной природе и русскому искусству (в частности, к творчеству Василия Григорьевича Перова).

Оборудование: презентация «Имя числительное. 6 кл.», мультимедийные средства.

Ход урока:

I. Организационный этап. Постановка цели, мотивация учения:

Сегодня мы с вами проведем игру «Поле чудес» на тему «Имя числительное», повторим основные правила, изученные в рамках этой темы, познакомимся с полотнами известного русского художника Василия Григорьевича Перова. Чтобы стать участником игровой тройки, необходимо быстро и правильно выполнить указанные задания. Приступаем к отбору первой игровой тройки.

II. Первый тур игры

1. Первое задание. (Слайд №6). Игра «Кто больше?».

За 3 минуты вспомните и запишите пословицы, в состав которых входят числительные.

2. Второе задание. (Слайд №7). Вопросы - шутки.

(Записать вопросы, в скобках ответы. Подчеркнуть числительные, указать их разряд).

- К комнате четыре угла, в каждом углу по кошке, а против каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек?

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

-В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

-Сколько раз надо взять букву А, чтобы получить птицу?

-Четверо мальчиков играли в футбол четыре часа. Сколько часов играл каждый мальчик?

(Четыре, двое, сто, сорокА, 4 часа).

3.Третье задание. (Слайд № 8).

Рассмотрите таблицу. Какими частями речи являются перечисленные слова?

Два


Двойка


Двое


Двойной


Удвоить


Вдвоем


Двоякий


дважды


Второй


Дополнительное задание. ( Слайд № 9)

Игра «Четвертый лишний»

-Числительное, союз, глагол, местоимение.

-Тридцать, пять, трое, двести.

-Двадцать один, семнадцать, пятьсот, восемьдесят.

Задание для первого тура игры. (Слайд № 10).

Как называются посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделий, сосудах и т.д.? (Термин).- Граффити (8 букв).

Второй тур игры.

1.Первое задание. (Слайд № 11 ).

Записать предложение (с числительными прописью), подчеркнуть числительные с Ь в середине и на конце, объяснить правописание этих числительных.

К семидесятым годам 18 века в Смоленске насчитывалось 11 тысяч 578 жителей, а именно: 953 купца, 4147 мещан, 1083 дворянина, 1404 крестьянина, более 3300 военнослужащих.

2.Второе задание. (Слайд № 12).

Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: «Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики». Кто эти спортсмены - мужчины или женщины? (Писалось о мужчинах, о женщинах бы написали: все три).

3.Третье задание. (Слайд № 13).

Рассмотрите рисунок, составьте 5 распространенных предложений, используйте в них числительные, укажите разряд числительных и их падеж.

Дополнительное задание. (Слайд № 14)

На какие разряды делятся количественные числительные?

Заполнить таблицу 5 примерами, составив словосочетания числительное + существительное

целые

дробные

собирательные





Задание для второго тура игры. (Слайд № 15).

Как называется мельчайшая часть диалекта, однородная по своим языковым чертам, которая является средством общения жителей очень ограниченной территории или даже одного населенного пункта? ГОВОР. (5 букв)

Третий тур игры

1.Первое задание. (Слайд № 16).

Прочтите предложения. Найдите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

В нашем микрорайоне Ситники действуют трое средних школ, одна художественная и двое музыкальных. Соревнования по пионерболу проходили в обеих спортзалах нашей школы. В городе Смоленске работают семеро кинотеатров. В ноябре месяце день рождения празднуют трое мальчиков и двое девочек нашего класса.

2.Второе задание. (Слайд № 17).

Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологизм. Напишите небольшое сочинение юмористического содержания на школьную тематику, использовав этот фразеологический оборот. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.

3.Третье задание. (Слайд № 18).

А сейчас проведем конкурс на замещение вакантной должности диктора телевидения. Учащимся будет предложен текст из истории Смоленска, в котором все числительные записаны цифрами.

Ваша задача - соблюдение грамматических и орфографических норм. Роль жюри при этом играет класс ( внимательно следите, правильно ли употреблены числительные).

Текст №1. ( Слайд № 19)

В пределах крепостной стены, помимо казенных зданий, в которых размещалось губернское правление, казенная палата, палата суда и расправы, дворянское собрание и другие административные учреждения, находились и частновладельческие строения. Документы 70-х годов 18 века упоминают о 784 домах, 55 лавках, 5 питейных домах, 2 харчевнях, 5 богадельнях, семинарии, светской и солдатской школах. Большинство зданий было деревянными. Семинария имела «изрядную библиотеку». В предместье, включавшем в себя 8 слобод, находилось 11 каменных и 1675 деревянных домов, 22 кузницы, 5 бань и другие частновладельческие строения.

Текст № 2. (Слайд № 20).

Во время Отечественной войны 1812 года под Смоленском произошли события, имевшие большое оперативное и стратегические значение. 22 июля 1812 года под Смоленском соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. 4-5 августа здесь произошло сражение. 4 ноября 1812 года город был освобожден. В Смоленске находится ряд памятников защитникам города в 1812 году. 5 бюстов (Барклая де Толли, Багратиона, Дохтурова, Неверовского, Раевского) установлено в 1987 году, в 175 годовщину боев за Смоленск. Город был разрушен: сожжено не менее 80% жилых и других зданий, из 345 лавок уничтожено 317. Население сократилось почти вполовину. Общий убыток составлял около 7 миллионов рублей.

Текст № 3. (Слайд № 21).

К концу 60 годов 19 века в городе было уже более 2130 жилых зданий, а в1910 году около 2700, из которых кирпичных 283. Город в ночное время освещался 467 электрическими и 750 керосиновыми фонарями. В 8 средних учебных заведениях (4 мужских и 4 женских) обучалось около 2880 человек. В начальных школах число учащихся составляло более 2900 человек. Промышленность развивалась медленно. Численность рабочих на железной дороге, в различных мастерских, в типографиях, на кирпичных заводах и на других предприятиях составляла около1,5 тысяч человек. Смоленск оставался чиновничье - мещанским городом.

Дополнительное задание. (Слайд № 22) Записать числительные

300,60,500,200,80,900 в предложном падеже;

187,564,348,993 в творительном падеже.

Задание для третьего тура игры. (Слайд № 23).

Как называлась одна из двух древнейших славянских азбук, которая широко употреблялась в 9 веке в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века, изредка употреблялась и в Древней Руси? Глаголица (9 букв).

Игра со зрителями. (Слайд № 25).

Как называется синтаксическая конструкция, образуемая на основе соединения двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления или примыкания?

Словосочетание (14 букв).


Задание для заключительного тура игры. (Слайд 27).

Как называется движение произносительных органов во время речи?

Артикуляция (11 букв).

Обратная связь. (Слайд 28).

Продолжите одно из предложений:

Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…

Я хочу, чтобы подобные уроки…

Сегодня на уроке я узнал, что…

Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…

На сегодняшнем уроке я понял, что…

Сегодняшний урок мне дал…

Подведение итогов, награждение победителей.

Домашнее задание (Слайд 29):

Анализ предложений.

Первое3 датированное упоминание Смоленска в Устюжском летописном своде относится к 8633 году4.

Почти одну четвертую3 территории Смоленской области занимают еловые, сосновые и широколиственные леса4.

Источники: (Слайд 30)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!