Конспект урока- лекции по алгебре на тему «Решение задач на процентные соотношения»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: Создать условия для изучения темы «Решение задач на процентные соотношения»; для формирования умений и навыков в составлении дробно-рациональных уравнений к этому типу задач; для развития математического мышления.
УУД: личностные – внимательно слушают, вступать в диалог; проявляют уважительное отношение к чужому мнению;
метапредметные – изучают и применяют алгоритм решения подобных задач на процентные соотношения;
предметные – приобретают практические навыки решения задач на процентные соотношения .
Актуализация. Беседа с классом:
- Какие типы задач мы уже решали на предыдущих уроках? (на движение по суше, движение по воде, на производственную тему, на совместную работу) .
- Есть ещё один тип задач с которым мы сегодня ознакомимся. С ними вы можете встретиться на ОГЭ. Для этого вспомним следующую информацию.
- Что такое 1%?
- Представьте в виде дроби 12%? 123%? 25,6 %? р%?
- Как найти 15% от 60 кг? 12 % от р кг?
Сегодня мы познакомимся с задачами на проценты, проценты и сплавы, на процентные соотношения, которые встречаются на ОГЭ.
Изучение нового материала.
Внимательно прочитайте тексты задач.
Задача из сборника Ященко В-8 №21 Смешали 7 литров 25-процентного раствора вещества с 8 литрами 10-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? | Задача из сборника Ященко В-23 №21 Имеются два сосуда, содержащие 12 кг и 8 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 65% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 60% кислоты. Сколько процентов кислоты содержится во втором растворе? |
А) Составим таблицу для решения 1 задачи
Складываем растворы | Количество (л) | концентрация (%) | Количество чистого вещества (л) |
Первый раствор | 7 | 25 | 7 · 0,25 = 1,75 |
+ | | | |
Второй раствор | 8 | 10 | 8 · 0,1 = 0,8 |
= | | | |
Получившийся раствор | 15 | ? Х | 15 · 0,0Х |
Составим уравнение к первой задачи :
2,55 =
Х = 17 (%) – концентрация получившегося раствора.
Ответ: 17
Б) Составим таблицу для решения 2 задачи. Понадобиться 2 таблицы.
Складываем растворы разной массы | Количество (кг) | концентрация (%) | Количество чистого вещества (кг) |
Первый раствор | 12 | Х | 12· 0,0Х |
+ | | | |
Второй раствор | 8 | У | 8 · 0,0У |
= | | | |
Получившийся раствор | 20 | 65 | 20· 0,65 = 13 |
Составим первое уравнение, получим:12· 0,0Х + 8 · 0,0У = 13
Складываем растворы равной массы | Количество (кг) | концентрация (%) | Количество чистого вещества (кг) |
Первый раствор | 8 | Х | 8· 0,0Х |
+ | | | |
Второй раствор | 8 | У | 8 · 0,0У |
= | | | |
Получившийся раствор | 16 | 60 | 16· 0,6 = 9,6 |
Составим второе уравнение, получим: 8· 0,0Х + 8 · 0,0У = 9,6
Решим систему этих уравнений : 12· 0,0Х + 8 · 0,0У = 13
8· 0,0Х + 8 · 0,0У = 9,6
Х = 85
У = 35
Ответ: 35.
В) Решим ещё несколько задач из сборника Ященко, где встречается понятие процентов.
Задача из сборника Ященко В-3 №21 Свежие фрукты содержат 79% воды, а высушенные – 16 %. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 72 кг высушенных фруктов? | Задача из сборника Ященко В-36 №21 Семь одинаковых рубашек дешевле куртки на 9%. На сколько процентов 10 таких же рубашек дороже куртки? |
Составим таблицу для решения 1 задачи.
Фрукты | Количество воды (%) | Количество вещества (%) | Количество фруктов (кг) | Количество чистого вещества (кг) | Дополнительное условие |
Свежие | 79 | 100 – 79 = 21 | ? Х | Х· 0,21 | Количество чистого вещества равно |
Сухие | 16 | 100 – 16 =84 | 72 | 72· 0,84 =60,48 |
Составим уравнение, получим: Х· 0,21 = 60, 48
Х = 288 (кг)
Ответ: 288.
Г) 1) Пусть 1 куртка составляет 100 % стоимости 7 рубашек и 1 куртки. Тогда стоимость 7 рубашек будет 100 – 9 = 91 %
2) Значит 1 рубашка составит = 13 %
3) Тогда 10 таких же рубашек составит 130 %.
4) 130 – 100 =30 % - %. На 30 процентов 10 таких же рубашек дороже куртки.
Ответ: 30
Закрепление материала
Работа в группах.
Задача из сборника Ященко В-35 №21 | Задача из сборника Ященко В-7 №21 | Задача из сборника Ященко В-4 №21 |
Шесть одинаковых рубашек дешевле куртки на 8%. На сколько процентов 9 таких же рубашек дороже куртки? | В сосуд , содержащий 7 литров 26-процентного водного раствора вещества, добавили 6 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? | Свежие фрукты содержат 72 % воды, а высушенные – 26 %. Сколько сухих фруктов получится из 222 кг свежих фруктов? |
Проверить ответы и решение.
В-35 №21
1) Пусть 1 куртка составляет 100 % стоимости 6 рубашек и 1 куртки. Тогда стоимость 6 рубашек будет 100 – 8 = 92 %
2) Значит 1 рубашка составит %
3) Тогда 9 таких же рубашек составит · 9 = 138 %.
4) 138 – 100 =38 % - %. На 38 процентов 9 таких же рубашек дороже куртки.
Ответ: 38
В- 7 №21
Складываем растворы разной массы | Количество (л) | концентрация (%) | Количество чистого вещества (л) |
Первый раствор | 7 | 26 | 7· 0,26 |
+ | | | |
Вода | 6 | 0 | |
= | | | |
Получившийся раствор | 13 | ? Х | 13· 0,0Х |
7· 0,26 = 13· 0,0Х
Х = 14 (%)
Ответ: 14
В- 4 №21
Фрукты | Количество воды (%) | Количество вещества (%) | Количество фруктов (кг) | Количество чистого вещества (кг) | Дополнительное условие |
Свежие | 72 | 100 – 72 = 28 | 222 | 222· 0,28 = 62,16 | Количество чистого вещества равно |
Сухие | 26 | 100 – 26 = 74 | ? Х | Х· 0,74 |
Х· 0,74 = 62,16
Х = 84(кг)
Ответ: 84
Домашнее задание и подведение итогов урока.
- Какие типы задач были рассмотрены на уроке?
– Что было самым легким?
– Что было самым трудным?
Дома: записать решение всех задач. Повторение: ОГЭ В- 35 № 6- 9.