Тема: «Святочные обряды и зимние праздники Кубани»
Слайд 1. СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ И ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ КУБАНИ
Слайд 2. Цель мероприятия - приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям, фольклору и обрядам своей малой Родины.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Внеклассное мероприятие "Святочные обряды и праздники Кубани"
Слайд 3. Организационный момент
Слайд 4. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии - особой формы устного народного творчества. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.
Сегодня у нас пойдет речь о зимних обрядах, пожалуй, одних из самых интересных для этого времени года.
С давних, невозвратных золотых времен убереглось в душе это томительное чувство ожидания чего-то необыкновенного, сказочного в зимние дни. И, несмотря на то, что череда святочных праздников повторялась из года в год, можно только удивляться мудрости русского народа, который мог создать такую красоту народных обычаев, вполне соответствующих праздничному времени и духу христианской религии.
Святки, которые длятся с 6 по 18 января - были и остаются поистине нестареющими праздниками в станицах. В Святой вечер, 6 января по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося "вечерю" своим “крещеным батькам” - крестным, то есть нареченным отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким родственникам, которые проживали в станице. На утро 7 января — Рождество. Выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, смастерена рождественская звезда — предмет заботы многих недель. Начинали рождествовать - петь щедровки, а 13-14 января - колядки и исполнение обряда посевания или посыпания.
В ночь с 13 на 14 января и 18 января перед Крещением Господним проходил обряд святочных гаданий.
Слайд 5 - 11. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Спаситель родился
В лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
Из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
Смотрела, как трех караванов дороги
Сходились в пещеру Христа, как лучи.
Слайд 12 - 14.
Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя - широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем, листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали “на покути” - под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец - место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.
Заканчивался Рождественский пост - все находились в предвкушении праздничного стола. В этот вечер доставали из погребов разносолы, варили компот из сухофруктов – «узвар», готовили колбасы, свиной желудок, начиненный головным мясом (ковбык, кэндюх), столы ломились от яств.
Ребята, а кто расскажет, что такое «кутья» и из чего варят кутью в наши дни? Правильно, кутья - это пшеничная каша, сваренная на воде без масла (от суда – «голодная», т.е. постная кутья). Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком (ведущий показывает приготовленную кутью) и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса.
Все станицы в сумерки наполнялась детьми, снующими по улицам. Почти в каждый дом приходил малый ребенок в сопровождении взрослого и, поцеловав руку крестному отцу или матери, чистым детским голосом объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэчерю - йиштэ на здоровья”. Детей обласкивали, дарили им подарки (конфеты и мелкие монеты), затем съедали по три ложки кутьи, а взамен докладывали в тарелку свою кутью. Затем дети шли дальше, в следующие дворы. И получалось, что из одного блюда вкушали все родственники и друзья. Кроме того, кутья - это поминальное блюдо. Наши предки верили, что души умерших как бы незримо присутствуют при этой трапезе.
Ребята, а кто из вас носил кутью своим крестным? Поднимите руку. (Далее – рассказы и впечатления о празднике детей).
“Богатая вечеря” начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. Вокруг большого стола, покрытого белой скатертью (с конца XIX века), под которую клали пучки сена и сыпали зерно, торжественно усаживалась вся семья со всеми детьми и домочадцами. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание. Был старинный обычай, что если во время этой “вечери”, кто либо чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу подарок.
Слайд 15 – 21.
СВЯТОЧНЫЕ КОЛЯДКИ
С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют до, и после Рождения Христа. Пение колядок являлось прославлением этого великого события - первого в эре. Колядки - общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.
“Колядовать“ - у нас называется - петь под окнами накануне Рождества (7 января) и Нового года (13 января по новому стилю) песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин колбасу, или хлеб, или медный грош – кто, чем богат. Поют часто про рождество Христово, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки. Но это остается спорным вопросом этнографов – ученых, изучающих обычаи и традиции народов. Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар “ходить по коледе“ означало поздравлять с Новым годом; у словаков “коледовать“ значило благославлять в Новый год; у задунайских славян “коледою“ именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании, что называлось “колендой“. Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.
Канун старого Нового года на Кубани назывался Васильев вечер. В этот вечер провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Кто не провожает старый и не встречает Новый год с особой радостью? Каждый из нас ждет Новый год с трепетным волнением и задается вопросом, каков год будет Новый год? Приметами праздника в стародавние времена были традиционные рождественские гадания, игры, песни, ряженые. Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений, выпускали преступников из темниц. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова заключалось в хождении с вертепом и звездой, внутри которой горела свеча и пением колядок. Вертеп устраивался в виде ящика, символизирующего хлев, где родился Христос. В вертепе находились марионетки для кукольных представлений на библейские темы. В нем могли находиться куклы, изображающие Иисуса Христа в яслях, Деву Марию, Волхвов, которые первыми узнали о рождении Спасителя, и царя Ирода, который приказал убить всех младенцев, дабы уничтожить сына Господня. Со слов: «Иисус родился – народ возвеселился, царь Ирод возмутился», начиналось кукольное действо в вертепе.
Славильщики ходили по домам, за пение награждались деньгами и пирогами.
Далее дети произносят колядки:
Колядовщик 1-й: Коляда, коляда!
Пришла коляда
На кануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду...
Колядовщик 2-й: Я маленький мальчик,
Встал на стаканчик,
А стаканчик — хруп!
А ты, дядя, дай рубль!
Колядовщик 3-й: Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
Колядовщик 4-й: Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
кОЛЯДКИ
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А бэз мзду ны така, дай, дядька, пьятака!
А ты, тетка, — грошей, колядка хороша.
***
Колядын, колядын,
А я в бабушкы одын,
Вы мэнэ нэ пытайтэ,
А тры грошика дайтэ.
***
Коляда, коляда,
Сегодня хлеба не едят.
Дай, бабуся, пирога,
Одну бочку творога!
ЩЕДРОВКИ
Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки. Давайте, сегодня, и мы вспомним их.
Щедровальщица 1-я. Щедривочка щедрувала
До виконца припадала
Що ты титка напыкла,
Ныси нам до викна.
Як горяче – ныси нам,
Як холоднэ – ныхай вам!
Щедровальщица 2-я. Щедрык, вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски.
Щедровальщица 3-я. Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Що ты, тетка, напыкла?
Нысы швидче до викна!
Покы донэсэшь — Ручкы попэчешь!
Щедровальщица 4-я. Я дивчинка молодэнька,
В мэнэ юбочка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празднычком здоровэньки!
Хозяйка выносит полную чашку вареников, других угощений и угощает щедровальщиц: «Угощайтесь, гости дорогие!»
Слайд 22 – 26.
ПОСЕВАНИЕ НА НОВЫЙ ГОД
Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать.
Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:
Посевальщик 1-й. Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Здравствуй хозяин с хозяечкой,
С Новым годом, с праздничком!
Посевальщик 2-й. Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Тох-тох, тарарох,
Зароди, Боже, горох,
Жито, пшэныцю,
Всяку пашницю.
Посевальщик 3-й. Дева Мария по полю ходыла,
По полю ходыла, Бога просыла:
«Зароди, Боже, жито-пшеныцю,
Жито-пшеницу, всяку пашныцю!»
Посевальщик 4-й. Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья,
Ризу носэ, Бога просеэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ,
Дэ царыця – там пшениця!
С Новым годом, с новым счастьем,
С Васылём днём!
После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу.
СЦЕНКА «ВОЖДЕНИЕ КОЗЫ»
Накануне Нового года или в первый день его водили козу. Этот красочный веселый обряд так же был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году. Коза символизировала богатство, плодородие, обильный урожай.
"Козой" обряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело — маска козы крепилась на палке. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерена. Нижнюю челюсть делали подвижной, и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам козы был подвешен колокольчик. Если маска была из холщового мешочка и овчинки, то туловище делали так: два исполнители роли козы держали две жерди, на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была вся из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накидывал такой полушубок на себя, и передвигался на корточках.
Свита козы (ряженые) была немногочисленна. Обычно были дид, цыган, поводырь, михоноша (он нес мешок для угощении), музыкант и группа исполнителей обрядовой песни в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита выполняет то, о чем поется в песне. Диалоги персонажей являются импровизацией.
Слайд 27 – 28.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
Ведущий 1-й: "Васильев вечер" (13 января) для кубанских девушек был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
Святочные гадания в ночь с 18 на 19 января сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гадания - суженый. В святочные дни девушки загадывали сны про своих суженых: «Загадаю сон со всех четырех сторон – с кем век вековать, того во сне увидать и по имени назвать»; гадали, глядя на зеркало приговаривая: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать»; на петуха, заводя его в хату и, на выбор, предлагая ему пшено, воду, деньги или др. предметы. Петух сам выбирал предметы. К какому первому предмету подходил петух, гадали кем буде жених – суженый (тружеником и зажиточным хозяином, или пьяницей, или богатым денежным человеком и др.).
Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал "нарядных с делом" просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось просить девушек на святочные игры и посиделки. К вечеру появлялась "бабка-позыватка"; ее угощали еще усерднее, потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от девиц подарки, узелки с орехами, пряникоми и винными ягодами. Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, которая "в доме родителей сущий ангелочек".
В прежние годы съезжались девушки длинным конным поездом; матушки неотлучно находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки съезжалось званых гостей до ста человек и гуляли несколько дней сряду. Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.
Слайд 29 – 30.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Заканчивались Святки большим православным праздником Крещением Господним – 19 января. В этот день во всех православных храмах проводятся праздничные молитвы и водосвятие. Считается, что вода освященная на Крещение Господне обладает чудодейственной силой излечения и не портится долгое время. В ночь на 19 января проводится обряд купания в Иордани – проруби на реке. Находятся по сей день смельчаки, которые на крещенские морозы, веря в чудодейственную целительную силу воды, купаются в реке.
Таким образом, Святочные обряды Кубани являются самыми продолжительными и многозначительными празднествами народа, чьи традиции свято передаются из поколения в поколение.