СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Киров и осада Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Киров и осада Ленинграда"»

Внеклассное занятие «Роль города Кирова в прорыве блокады Ленинграда »

Автор разработки учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» г.Кирова

Галимзянова Лилия Маратовна

Цель занятия:

Знакомство с историческим наследием Вятки, формирование бережного отношения к наследию вятских народов, развитие чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою малую родину, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, воспитание чувства патриотизма.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к малой родине.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации.





























1. Мотивационный этап (5 минут)

(Слайд 1)

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

(Слайд 2)

Учитель: Доброе утро, ребята, о чём мы будем говорить сегодня?

Почему?

(Слайд 3)

Учитель: Ребята, вы молодцы! Темой нашего мероприятия является «Роль города Кирова в прорыве блокады Ленинграда».

(Слайд 4)

Учитель: Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала именно оборона Ленинграда.

Знали ли вы, что Киров стал второй Родиной для многих ленинградцев?

Часть 2. Основная (20 минут)

(Слайд 5)

Учитель: Поэтому я предлагаю вам подробнее поговорить об этой теме. Давайте возьмём книгу и вместе почитаем!

(Слайд 6)

Учитель: Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

- Как вы понимаете слово блокада?

(Ответ: Блокада – окружение города со всех сторон)

- Когда она была?

- Какую информацию со слайдов вы выделили?

- Была ли для вас новая информация?



Ученик читает отрывок их «Ленинградской поэмы» О. Берггольц

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, –
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.

- Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? Как “счастье страшное” открыли они для себя? Какими мечтами и надеждами жили?

Учитель: Битва за Ленинград стала самой продолжительной в годы Великой Отечественной войны. Она длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, когда финские части были отброшены от города к финской границе в ходе Выборгско‑Петрозаводской операции 1944 года.

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город‑герой».

Учитель: Ребята, каким же образом Киров может быть связан с Ленинградом?

Давайте изучим наш слайд.

(Слайд 7)

Учитель: В годы блокады лишь по официальным данным погибло около 650 тыс. человек, а по некоторым сведениям - до 1 млн. Однако и в такой ситуации Ленинград продолжал бороться и победил. Ленинград защищали сотни тысяч бойцов, среди которых было немало кировчан. Можно назвать одну фамилию нашего земляка - это командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров.

Учитель: Что мы знаем о нашем земляке Маршале Советского Союза Говорове Леониде Александровиче?»

Давайте изучим слайд.

- Что нового вы запомнили?

- Ребята скажите, что может сказать о человеке фотография? Посмотрите на слайд.

(Слайд 8)

Давайте узнаем какая память хранится о нём в нашей стране.

(Ответы детей)

Учитель: Молодцы! Жуков отмечал, что Иосиф Сталин из командующих фронтами больше всего ценил «Константина Константиновича Рокоссовского, Леонида Александровича Говорова, Ивана Степановича Конева и Николая Федоровича Ватутина. Именно в таком порядке…».

- Как вы думаете, почему имя нашего земляка стоит в одном ряду с известными полководцами?

(Слайд 9)

Учитель: Тысячи ленинградских детей обрели вторую родину на вятской земле.

- Какую информацию вы узнали из нашей книги?

О.Н. Желвакова - заведующая дошкольным сектором Кировского облоно говорила: «Никогда не забуду, как к нам в Киров прибыл первый эшелон с детьми из Ленинграда... Надо видеть самой, чтобы понять и пережить все, что было при выгрузке из вагонов детей! Я помню такой момент: захожу в вагон, а там ясельники лежат по четыре-пять человек поперек вагонных полочек; которые побольше - сидят. У всех детей на руках бирки с именем и фамилией, но у некоторых слова стерлись от слез. У меня подкосились ноги, а ко мне уже тянутся детские руки: «Мама! Мама!». Достоверно можно говорить, что в регион прибыло чуть более 200 детских учреждений с общим контингентом около 26 тыс. детей. Половина из них - дошкольники, каждый третий ребенок - школьного возраста.

(Слайд 10-11)

Ребята, давайте прочитаем воспоминания эвакуированных.

(Слайд 12)

27 января 1944 года навсегда войдет в славную историю города Ленина. В этот день приказ по войскам Ленинградского фронта возвестил о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.

Горожане не сдерживали эмоций, и в сообщениях журналистов эти чувства тоже нашли отражение:

- Товарищи! Я только что с дежурства, с вышки. Каким красивым был сегодня ночной город, как он был залит светом, как сверкал! Мы праздновали победу войск Ленинградского фронта, и залпы орудий несли сегодня не смерть, а радость, - волнуясь, говорит выступающая на митинге бойцов МПВО наблюдатель т. Белова. Большая ленинская комната штаба МПВО Куйбышевского района заполнена девушками в шинелях. Сегодня, в исторический день, они ликуют вместе со всеми трудящимися Ленинграда, готовые в любой момент встать на боевую вахту.

Настроение, охватившее ленинградцев, очень точно передала в своем блокадном дневнике писательница Вера Инбер. 27 января в нем лишь краткая запись: "Величайшее событие в жизни Ленинграда: полное освобождение его от блокады. И тут у меня, профессионального писателя, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И в этом все".

(Слайд 13)

В мае 1945 года, когда была одержана окончательная победа над врагом, началась реэвакуация детей. В июне 1945 года 800 ленинградских детей отправились со станции Киров-1. Вагоны были украшены яркими флажками и гирляндами. Провожать уезжающих ленинградцев приходили тысячи кировчан. Дети приглашали их в гости, обнимали, благодарили за теплоту и заботу. А затем в Кировскую область стали приходить сотни писем и телеграмм от их признательных родителей.

Это только часть небольшой истории о наших земляках-кировчанах, проявивших в самую сложную для страны минуту благородство и милосердие.

(Слайд 14)

Наше мероприятие подходит к концу, мы все получили с вами ценные знания и узнали много нового о своей Родине.

Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!