Внеклассное занятие «Роль города Кирова в прорыве блокады Ленинграда »
Автор разработки учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» г.Кирова
Галимзянова Лилия Маратовна
Цель занятия:
Знакомство с историческим наследием Вятки, формирование бережного отношения к наследию вятских народов, развитие чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою малую родину, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, воспитание чувства патриотизма.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к малой родине.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации.
1. Мотивационный этап (5 минут)
(Слайд 1)
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
(Слайд 2)
Учитель: Доброе утро, ребята, о чём мы будем говорить сегодня?
Почему?
(Слайд 3)
Учитель: Ребята, вы молодцы! Темой нашего мероприятия является «Роль города Кирова в прорыве блокады Ленинграда».
(Слайд 4)
Учитель: Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала именно оборона Ленинграда.
Знали ли вы, что Киров стал второй Родиной для многих ленинградцев?
Часть 2. Основная (20 минут)
(Слайд 5)
Учитель: Поэтому я предлагаю вам подробнее поговорить об этой теме. Давайте возьмём книгу и вместе почитаем!
(Слайд 6)
Учитель: Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.
- Как вы понимаете слово блокада?
(Ответ: Блокада – окружение города со всех сторон)
- Когда она была?
- Какую информацию со слайдов вы выделили?
- Была ли для вас новая информация?
Ученик читает отрывок их «Ленинградской поэмы» О. Берггольц
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, –
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.
- Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? Как “счастье страшное” открыли они для себя? Какими мечтами и надеждами жили?
Учитель: Битва за Ленинград стала самой продолжительной в годы Великой Отечественной войны. Она длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, когда финские части были отброшены от города к финской границе в ходе Выборгско‑Петрозаводской операции 1944 года.
8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город‑герой».
Учитель: Ребята, каким же образом Киров может быть связан с Ленинградом?
Давайте изучим наш слайд.
(Слайд 7)
Учитель: В годы блокады лишь по официальным данным погибло около 650 тыс. человек, а по некоторым сведениям - до 1 млн. Однако и в такой ситуации Ленинград продолжал бороться и победил. Ленинград защищали сотни тысяч бойцов, среди которых было немало кировчан. Можно назвать одну фамилию нашего земляка - это командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров.
Учитель: Что мы знаем о нашем земляке Маршале Советского Союза Говорове Леониде Александровиче?»
Давайте изучим слайд.
- Что нового вы запомнили?
- Ребята скажите, что может сказать о человеке фотография? Посмотрите на слайд.
(Слайд 8)
Давайте узнаем какая память хранится о нём в нашей стране.
(Ответы детей)
Учитель: Молодцы! Жуков отмечал, что Иосиф Сталин из командующих фронтами больше всего ценил «Константина Константиновича Рокоссовского, Леонида Александровича Говорова, Ивана Степановича Конева и Николая Федоровича Ватутина. Именно в таком порядке…».
- Как вы думаете, почему имя нашего земляка стоит в одном ряду с известными полководцами?
(Слайд 9)
Учитель: Тысячи ленинградских детей обрели вторую родину на вятской земле.
- Какую информацию вы узнали из нашей книги?
О.Н. Желвакова - заведующая дошкольным сектором Кировского облоно говорила: «Никогда не забуду, как к нам в Киров прибыл первый эшелон с детьми из Ленинграда... Надо видеть самой, чтобы понять и пережить все, что было при выгрузке из вагонов детей! Я помню такой момент: захожу в вагон, а там ясельники лежат по четыре-пять человек поперек вагонных полочек; которые побольше - сидят. У всех детей на руках бирки с именем и фамилией, но у некоторых слова стерлись от слез. У меня подкосились ноги, а ко мне уже тянутся детские руки: «Мама! Мама!». Достоверно можно говорить, что в регион прибыло чуть более 200 детских учреждений с общим контингентом около 26 тыс. детей. Половина из них - дошкольники, каждый третий ребенок - школьного возраста.
(Слайд 10-11)
Ребята, давайте прочитаем воспоминания эвакуированных.
(Слайд 12)
27 января 1944 года навсегда войдет в славную историю города Ленина. В этот день приказ по войскам Ленинградского фронта возвестил о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.
Горожане не сдерживали эмоций, и в сообщениях журналистов эти чувства тоже нашли отражение:
- Товарищи! Я только что с дежурства, с вышки. Каким красивым был сегодня ночной город, как он был залит светом, как сверкал! Мы праздновали победу войск Ленинградского фронта, и залпы орудий несли сегодня не смерть, а радость, - волнуясь, говорит выступающая на митинге бойцов МПВО наблюдатель т. Белова. Большая ленинская комната штаба МПВО Куйбышевского района заполнена девушками в шинелях. Сегодня, в исторический день, они ликуют вместе со всеми трудящимися Ленинграда, готовые в любой момент встать на боевую вахту.
Настроение, охватившее ленинградцев, очень точно передала в своем блокадном дневнике писательница Вера Инбер. 27 января в нем лишь краткая запись: "Величайшее событие в жизни Ленинграда: полное освобождение его от блокады. И тут у меня, профессионального писателя, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И в этом все".
(Слайд 13)
В мае 1945 года, когда была одержана окончательная победа над врагом, началась реэвакуация детей. В июне 1945 года 800 ленинградских детей отправились со станции Киров-1. Вагоны были украшены яркими флажками и гирляндами. Провожать уезжающих ленинградцев приходили тысячи кировчан. Дети приглашали их в гости, обнимали, благодарили за теплоту и заботу. А затем в Кировскую область стали приходить сотни писем и телеграмм от их признательных родителей.
Это только часть небольшой истории о наших земляках-кировчанах, проявивших в самую сложную для страны минуту благородство и милосердие.
(Слайд 14)
Наше мероприятие подходит к концу, мы все получили с вами ценные знания и узнали много нового о своей Родине.
Спасибо за работу!