СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 10 классе по теме "Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 10 классе по теме "Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов"»

Урок 3

Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов

Цели урока:

Образовательная: понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов.

Развивающая: развитие пространственного воображения учащихся, совершенствование умения устанавливать логические связи между изученным и новым материалом, обобщать, делать выводы.

Воспитательная - воспитание сотрудничества при работе на уроке.

Оборудование: плакат «Гомологический ряд предельных углеводородов», компьютер, пластилин, палочки.

Ход урока

1. Введение в тему. Актуализация знаний.

А. Вспомним строение атома углерода (на доске ученик). (слайд №2)

Б. Просмотр на компьютере форм электронных орбиталей и переход основного состояния атома углерода в возбуждённое, образование σ – связи, понятие валентность. (слайд №3-8)

В. Постановка темы урока

Тема нашего урока «Пространственное строение алканов».

Г. Сегодня на уроке мы должны понять пространственное строение метана и его гомологов. Познакомиться с понятиями «гомология» и «изомерия», с номенклатурой алканов. (слайд №9)

2. Изучение нового материала.

Предельные углеводороды (алканы).

Лабораторная работа.

Моделирование молекул предельных углеводородов.

Оборудование: пластилин 2-х цветов, палочки.

В ходе работы заполняем таблицу. Лабораторную работу проводим парами.

Опыт 1.

Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На шарике, имитирующем атом углерода, наметьте четыре равноудалённые друг от друга точки и вставьте стержни, к которым присоединены водородные шарики. Получили модель молекулы метана. Сделайте пять одинаковых моделей. (слайд №10)

Отнимите от каждой из двух молекул по 1 атому водорода и соедините остатки (радикалы) вместе. Получили модель молекулы этана. Сделайте 2-ю такую же модель. (слайд №11)

Если отнять от этана молекулу водорода, то получим радикал – этил. К этилу присоединим радикал метил и получим пропан.

При соединении между собой двух этилов образуется молекула бутана. (слайд №12)

Отнимем от молекулы бутана один водород, и на его место присоединим радикал метил. Получили ещё один гомолог – пентан. (слайд №13,14)



Название

алкана

Молек

формула

Структурная

формула

Полуструктурная

формула

Радикал

название

формула



метан



СН4

Н

|

Н – С – Н

|

Н






метил



СН3



этан



С2Н6

Н Н

| |

Н – С – С – Н

| |

Н Н



СН3 – СН3



этил



С2Н5


пропан


С3Н8

Н Н Н

| | |

Н – С – С – С – Н

| | |

Н Н Н



СН3 – СН2 – СН3



пропил



С3Н7


Бутан


С4Н10

Н Н Н Н

| | | |

Н – С – С – С – С – Н

| | | |

Н Н Н Н



СН3 – СН2 – СН2 – СН3



бутил



С4Н9


пентан


С5Н12

Н Н Н Н Н

| | | | |

Н – С – С – С – С – С – Н

| | | | |

Н Н Н Н Н



СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3



пентил



С5Н11

Метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д. – гомологи. (слайд №15)

Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – СН2 – .

Опыт 2.

Возьмём модель молекулы пентана. (слайд №16)

Н Н Н Н Н

| | | | |

Н – С – С – С – С – С – Н пентан С5Н12

| | | | |

Н Н Н Н Н

Отнимем группу СН3 – и присоединим её на место Н у второго атома С. Получим

Н Н Н Н

| | | |

Н – С – С – С – С – Н С5Н12

| | | |

Н НСН Н Н

|

Н

Отнимем ещё одну группу СН3 – и присоединим её опять у второго атома С

на место второго атома Н. Получим:

Н

|

Н НСН Н

| | |

Н – С – С – С – Н С5Н12

| | |

Н НСН Н

|

Н

Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разные строение и свойства.

Назовём эти вещества:

Алгоритм составления названий органических веществ.


  • Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов.

  • Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы.

  • Основа названия – название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи.

  • Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра- и т. д.

  • Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды.

Углеводороды нормального строения обозначают буквой н, например:


Н Н Н Н Н

| | | | |

Н – С – С – С – С – С – Н С5Н12 н-пентан

| | | | |

Н Н Н Н Н


Н Н Н Н

| | | |

Н – С – С – С – С – Н С5Н12 2-метилбутан

| | | |

Н НСН Н Н

|

Н

Н

|

Н НСН Н

| | |

Н – С – С – С – Н С5Н12 2,2 –диметилпропан

| | |

Н НСН Н

|

Н

3. Подведение итогов. Итак, мы изучили пространственное строение предельных углеводородов, узнали, что такое гомологи, изомеры, научились их называть.

Проверим наши знания. (слайд №17,18)

Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры.

Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.


СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3


СН3 – СН – СН2 – СН3

|

СН3


СН3

|

СН3 – С – СН2 – СН3

|

СН3


СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3


5. СН3 – СН – СН – СН3

| |

СН3 СН3


6. СН3

|

СН3 – С – СН3

|

СН3



Ответы: Гомологи 1и 4, 3 и 6

Изомеры 1,3 и 5; 2, 4 и 6 (слайд №19)



4. Д/з с. 156 – 158, упр. 4 с. 160 (слайд №20)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!